Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;
Введение.................................................................................................................3
1. Предпринимательство в рыночной экономике................................................5
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5
1.2 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..11
2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах…………………………………………………………………………....14
2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14
2.2 Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии……………………………………………………………………….15
2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17
3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси………………………………………………………………………….20
3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………
● наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Для успешного развития малого и среднего бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей [6, c. 680].
2.Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах.
2.1 Особенности развития предпринимательства в США.
В истории США предприниматели всегда играли и продолжают играть значительную роль. По существу именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII-XIX вв., когда за океан из Европы устремились наиболее бесстрашные и предприимчивые представители самых разных стран. Американское общество всегда придавало большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан, которые в общем случае не ждут от своего государства создания режима всеобщего равенства и благополучия. В большинстве своем граждане США воспринимают разницу в уровне жизни как данность, которая поддается изменениям. Поэтому у американцев существуют сильная мотивация и моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для изменения условий жизни. Американская культурная среда очень благосклонно относится к предпринимательству как к самостоятельному, достаточно престижному виду социальной деятельности. При этом подразумевается, что предпринимательство связано с риском, и неудача в создании нового бизнеса рассматривается как элемент общего процесса. По сравнению со странами Европейского союза США имеют более высокую долю работающего населения в возрасте 25-44 лет, которое обладает наибольшей предпринимательской активностью. В отличие от основных промышленно развитых стран Европы население США уверенно растет: по прогнозам, к 2025 г. оно увеличится еще на 20 %. Американские женщины также очень активны в предпринимательской деятельности: примерно треть всех новых предприятий создаются женщинами [16].
Общепризнанным является факт, что высокая скорость возникновения и ликвидации деловых предприятий является положительной характеристикой динамики экономического развития (табл. 5.1). Высокий уровень оборота компаний позволяет экономике США быстро приспосабливаться к происходящим изменениям предпочтений рынка, появлению новых технологий, изменениям в демографии и т. п. Множество предпринимательских фирм выходят на рынок США ежегодно с новыми товарами и услугами. Темпы распада и ликвидации новых компаний следуют за темпами их возникновения с отставанием примерно в два года. В течение первых двух лет после возникновения свое существование прекращают 40 % фирм. В дальнейшем скорость «фирмооборота» падает, и к концу первого десятилетия своего существования с рынка исчезает до 7-8% малых предприятий в год. Скорость оборота фирм очень различна для разных регионов: наиболее быстро фирмы возникают (и прекращают деятельность) в таких регионах, как Вашингтон, Невада, Юта, Колорадо.
Новый предпринимательский бизнес формирует 64 % создаваемых рабочих мест. В период 1980-2000 гг. крупнейшие корпорации США из списка журнала «Фортун» (Fortune) потеряли 5 млн рабочих мест. В то же время в экономике в целом прирост числа рабочих мест составил 34 млн [14].
2.2 Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии.
Во второй половине 80-х годов, т. е. до объединения Германии, роль малых и средних предприятий (МСП) в народном хозяйстве ФРГ характеризовалась следующими цифрами. На их долю приходилось:
• 12 млн. рабочих мест, т. е. 2/3 занятых в частном секторе;
• производство примерно 50% ВВП;
• примерно 50% ежегодного оборота;
• 40% инвестиций;
• до 80% обучаемых без отрыва от производства учеников.
За полвека послевоенного развития Германии политика поддержки малого и среднего предпринимательства обогатилась практическим опытом и сформировалась в относительно самостоятельную часть государственной хозяйственно-политической доктрины, органично вписанную в ее общий контекст. Поскольку МСП составляют костяк экономики Германии (свыше 99% фирм в ФРГ относятся именно к данной категории), то их поддержка обеспечивает необходимые условия для хозяйственной эффективности, инноваций и увеличения числа рабочих мест.
Основные постулаты собственно политики поддержки малого бизнеса сводятся к следующему:
Во-первых, государство ни в коем случае не берет на себя инициативу реализации конкретных экономических проектов, это - задача самих предпринимателей.
Во-вторых, в эпоху быстрых технологических изменений и структурных сдвигов государством поощряются творческий поиск, готовность рисковать и гибкость, в наибольшей мере присущие именно МСП.
В-третьих, дабы МСП могли в полном объеме реализовать эти свои преимущества, необходимо защитить их от монополистического давления (на' это направлена вся политика в области обеспечения конкурентного порядка хозяйствования).
В-четвертых , выравнивание шансов требует применения целого набора косвенных стимулов для МСП: налоговые каникулы для начинающих фирм, ускоренные амортизационные списания, облегченный доступ к кредитам (создание специальных государственных и полугосударственных кредитно-финансовых институтов для работы в МСП), налоговые и иные методы поощрения частных банков, страховых обществ, лизинговых компаний, пенсионных и иных фондов, осуществляющих финансовую поддержку и обслуживание малого бизнеса [17, c. 50-54].
Указанные принципы положены в основу системы поддержки малого бизнеса в ФРГ. Прежде всего, существуют налоговые льготы для МСП. С 1984 г. действует, например, Закон об освобождении от налогов, согласно которому был установлен не облагаемый налогами на имущество минимум в 125 тыс. DM; введены 40-процентные списания по инвестициям в НИОКР; у новых фирм появилась возможность консолидировать прибыли и убытки первых трех лет и тем самым значительно уменьшить налогооблагаемую базу, причем налоговым каникулам подлежит суммарная прибыль до 10 млн DM. С 1986 г. вступил в действие Закон о снижении налогов, по которому существенные льготы по подоходному налогу получили лица со средними доходами, в числе которых - значительная часть мелких хозяев. По подсчетам Федерального министерства экономики, начиная с 1988 г. только один этот закон дает ежегодное облегчение подоходного налогового бремени на 20 млрд. DM.
Большое внимание уделяется регулированию социальных проблем малого бизнеса. В ФРГ существует развитая система законодательства, детально регламентирующая права и обязанности работодателя и работа получателя, в том числе - в сфере малого бизнеса. Специальные законы касаются стимулирования занятости в целом, молодежи и ее прав на профессиональное обучение (Закон о защите условий труда молодежи), инвалидов (Закон об инвалидах), а также защиты прав самих предпринимателей. Кроме того, немецкое законодательство содержит целый ряд актов, способствующих улучшению рыночных позиций МСП. Так, законодательно поощряется кооперация МСП - в отличие от картелирования в сфере крупной промышленности и финансов. Крупным концернам затруднен доступ на те рынки, где преобладают МСП, а также запрещено покупать мелкие фирмы, если это приводит к закреплению внерыночных преимуществ крупного бизнеса. Наконец, - и в этом проявляется, пожалуй, наиболее отчетливо нацеленность политики поощрения конкурентного порядка на стимулирование малого бизнеса - имеется стройная, разветвленная программа финансово-кредитной поддержки МСП, на чем следует остановиться подробнее.
Существующая в ФРГ система складывалась на протяжении десятилетий и к середине 80-х годов приобрела свой нынешний вид, представленный на схеме.
Рисунок 1 - Механизм финансовой поддержки МСП в ФРГ (старые земли).
Из рисунка 1 видно, что, во-первых, государственная финансовая поддержка сопровождает МСП на всех стадиях его развития, во-вторых, она носит четкий целевой и адресный характер, предопределяемый макроэкономическими и социальными приоритетами. Если к тому же принять во внимание , что допускается комбинирование различных источников и мер поддержки - например, фирма, находящаяся в процессе создания, может получить помощь также и в рамках программ по поддержке уже действующих предприятий, - то становится понятно, что система финансового стимулирования малого бизнеса в ФРГ представляет собою довольно густую и прочную сеть. При этом отдельные звенья этой сети, в свою очередь, обнаруживают разветвленную внутреннюю структуру[14].
2.3 Развитие предпринимательства в Японии.
В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.
Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».
Япония по своему экономическому уровню стала первой страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых предприятий.
В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше).
В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих.
В Японии, несмотря на большое количество малых предприятий, настоящего малого бизнеса не очень много, потому что японский малый бизнес включен, как правило, в действующий ритм крупного предприятия и преимущественно в виде субпоставщиков. Такая функция малым предприятиям тоже предписана, причем она очень выгодна и надежна.
Также особенностью японского бизнеса является то, что там все делается через посредников. «Сам производитель никогда не будет продавать свою продукцию, он сотрудничает с несколькими дистрибьюторами, каждый из которых силен в определенной сфере: у одного есть связи на телевидении, и продажи идут через телевидение, у другого лучше получается работать через Интернет, третий поставляет в розничную сеть. Японские компании не работают напрямую», - рассказал господин Кодзи Хаттори, президент компании Masahiro.
Развитие малого бизнеса в Японии несет в себе множество преимуществ:
Следует отметить, что становление и развитие малого предпринимательства в Японии способствует развитию экономики, увеличению числа собственников, росту доли экономически активного населения [23].
3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси.
В настоящие время в Республике Беларусь действует развитая нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство, включающая в себя ряд законов ,указов, декретов, к которым относятся:
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь