Проблемы становления малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:22, доклад

Краткое описание

Таким образом, тема доклада на сегодняшний день является актуальной. Исходя из актуальности темы, целью работы является исследование развития малого предпринимательства в современных условиях.

Для решения поставленной цели в данной работе будут решены задачи:

1) рассмотрение роли, значения и особенности функционирования малого предпринимательства; 2) анализ развития малого предпринимательства в России;

3) выявление проблем развития малого предпринимательства и предложение путей их решений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Малое Предпринимательство: его роль, значение, особенности функционирования……………………………………………………………………………………….5

2. Влияние мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ

2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России………………………8

2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства……………13

3. Проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………………...18

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СНО Экономика.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ

     ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

     Институт  государственного и международного права

     Кафедра экономических теорий

     Студенческое научное общество 
 
 
 
 

     Доклад на тему:

     «Проблемы становления малого предпринимательства в России» 
 
 
 
 

     Исполнитель:

     студент 2-го курса 231  группы

     Петухова  Ольга

     Преподаватель:

     К.э.н., доцент

     Цыганов Сергей Иванович 
 

     Екатеринбург

     2010

ПЛАН  РАБОТЫ

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Малое Предпринимательство:  его роль, значение, особенности  функционирования……………………………………………………………………………………….5

2. Влияние мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ

2.1. Анализ развития  малого предпринимательства в России………………………8

2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства……………13

3. Проблемы малого  предпринимательства и пути их  решения…………………...18

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Одним из важнейших условий становления  рыночных отношений является развитие малого бизнеса. Его формирование определяется прежде всего общей экономической  политикой, проводимой в стране. Малые  предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Возможности малых предприятий велики, особенно в условиях перехода к рыночной экономике. Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольших предприятий невозможно функционирование товарного рынка – малые предприятия обладают высокой динамичностью, маневренностью. Наличие достаточно большого числа малых предприятий позволяет интенсивно перестроить структуру хозяйственного комплекса.

      В малом бизнесе зарождаются принципиально  новые технологии, которые затем  развиваются в отдельные производства. Одно из главных преимуществ малых предприятий – это способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.

      Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточно-европейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует расширению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость населения; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.

      Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Однако, как показали результаты проведенного исследования, сектор малого предпринимательства пока значимой роли в России не играет. Задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей. Проводимая государственная политика в отношении субъектов малого предпринимательства влияет на становление и развитие малого бизнеса.

      За  последние годы малое предпринимательство  зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Однако в настоящее время в развитии субъектов малого предпринимательства имеется значительное количество проблем, решение которых крайне актуально в современных условиях.

      Таким образом, тема доклада на сегодняшний день является актуальной. Исходя  из актуальности темы, целью работы является исследование развития малого предпринимательства в современных условиях.

      Для решения поставленной цели в данной работе будут решены задачи:

      1) рассмотрение роли, значения и особенности функционирования малого предпринимательства; 2) анализ развития малого предпринимательства в России;

          3) выявление проблем развития малого предпринимательства и предложение путей их решений.   
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЕГО РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ,

    ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

      Сущность  предпринимательства как экономической категории обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск, ответственность, комбинированность факторов производства. Эти признаки обуславливаются не только личностными чертами предпринимателя, но и теми отношениями, в которые он вступает в процессе движения к своей цели. Эти отношения охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так и сферу взаимодействия внутри собственной организационной структуры, которые по мере усложнения предпринимательской функции играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний 1

      При определении сущности предпринимательской деятельности необходимо учитывать следующие особенности.

      Первая  особенность основана на способности личности за счет инициативы, принятия нестандартных решений, ответственности за их последствия и сопутствующего риска достичь поставленных целей. Предпринимательство рассматривается как специфический вид деятельности, основанный на инновациях и связанный с риском, а предприниматель рассматривается как деловой инициативный человек, организующий и осуществляющий свою деятельность в сфере экономики.

      Вторая особенность основана на том, что предпринимательство – это экономически социальный феномен западной цивилизации, главной характеристикой которого выступает органическое сочетание функций осуществления нововведения и получения дохода.

      Третья  особенность использует понятие предпринимателя как субъекта хозяйствования, действующего с целью максимизации прибыли.

      Поэтому предпринимательство, с одной стороны - это тип экономической деятельности, равнозначный понятию «бизнес», а с другой, его можно рассматривать как элемент структуры общества, осуществляющий именно экономическую деятельность.

      Малое предпринимательство охватывает многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический и политический уровень развития цивилизованных стран. Малые предприниматели выступают одновременно в роли производителей и потребителей различного вида товаров и услуг. В системе воспроизводства сектор малого предпринимательства формирует широкую и разветвленную сеть небольших предприятий, действующих, как правило, на местных рынках и напрямую связанных с потребителями их товаров и услуг.

      Общественной  формой малого производственного субъекта в условиях развития рыночных отношений становится малое предприятие, хозяйствующее на свой страх и риск и в большинстве случае имеющее узкую специализацию. Результирующей характеристикой деятельности малого предприятия является необходимость получения экономической выгоды, т.е. дохода или прибыли.

      Сектор  малого предпринимательства (МП) в России - ровесник экономических реформ и специфика его функционирования на современном этапе, его проблемы и успехи обусловлены процессами, происходившими в российской экономике ранее. В экономической литературе «новейшая история» развития российского МП делится на пять этапов 2;3:

      Первый  этап развития МП (1987-1989 гг.). Кооперативы были прообразом современных малых предприятий. Большие льготы всех видов, экономическая стабильность, наличие поддержки госаппарата, возможность быстрого первоначального накопления капитала позволяют назвать этот период «золотым веком» малого предпринимательства. Негативная сторона этого этапа: перекачка ресурсов госсектора в сферу малого бизнеса, в теневую экономику и в полукриминальные предприятия псевдорыночного типа заложила основы «второй экономики».

      Второй  этап (1990-1991 гг.) приходится на начало экономических реформ и характеризуется резким скачком в развитии МП. Этот этап - начало бума «учредительства», когда создавались разнообразные карманные торговые структуры, банки, совместные предприятия. Оборот капитала в МП увеличился на 1-2 порядка.

      Третий  этап (1992-1993 гг.). Связан с введением в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации. Этот этап может быть назван парадоксальным в развитии МП. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция привели к обесцениванию сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, что подорвало финансовую базу МП и привело к дефициту инвестиций. С другой стороны, именно в эти годы наиболее высокими темпами росло число МП (более чем в 2 раза).

      Четвертый этап (1994-1997 гг.) - постприватизационный период развития МП, характеризуется уменьшением темпов роста новых МП. Основные причины: снижение доходности ряда традиционных для МП сфер деятельности, спад производства, кризис неплатежей, инфляция, перерегистрация МП по нормам нового Гражданского кодекса РФ. В то же время это - этап санации и насыщения полукриминальными МП, а также появления элементов цивилизованных отношений.

      Пятый этап (1997 г. - до настоящего времени) - это период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности. Финансовый кризис 1998 г. существенно трансформировал условия функционирования МП и переориентировал их на импортозамещение. Возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора. 

2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России

     Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности. При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики. В таблице 1 представлено число предприятий и численность занятых на малых предприятиях в I квартале 2009 г.

Таблица 1 – Динамика числа предприятий и численности  занятых на малых предприятиях в  I квартале 2009 г

  Число предприятий, тыс. единиц Численность работников (без совместителей), тыс. человек
Российская  Федерация 282,7 227,6 6217,1 5741,7
Центральный ФО 82,1 73,1 1678,4 1674,5
Северо-Западный ФО 31,4 31,1 812,7 668,8
Южный ФО 39,9 27,4 872,5 707,7
Приволжский ФО 58,8 47,1 1406,5 1295,3
Уральский ФО 11,2 13,8 360,8 402,1
Сибирский ФО 45,4 25,6 842,4 736,3
Дальневосточный ФО 13,9 9,5 243,8 256,9

Информация о работе Проблемы становления малого предпринимательства в России