Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:22, доклад
Таким образом, тема доклада на сегодняшний день является актуальной. Исходя из актуальности темы, целью работы является исследование развития малого предпринимательства в современных условиях.
Для решения поставленной цели в данной работе будут решены задачи:
1) рассмотрение роли, значения и особенности функционирования малого предпринимательства; 2) анализ развития малого предпринимательства в России;
3) выявление проблем развития малого предпринимательства и предложение путей их решений.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Малое Предпринимательство: его роль, значение, особенности функционирования……………………………………………………………………………………….5
2. Влияние мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ
2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России………………………8
2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства……………13
3. Проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………………...18
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………………24
Данные таблицы 1 .4 свидетельствуют, что на фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.
Анализ
распределения числа
Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. Как видно из таблицы 2, в целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – ,1%. Таблица 2- Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах, в млрд. руб. 5
2008 г. | В том числе по кварталам | 2009 г.
I кв. | ||||
I | II35,2 | III | IV | |||
Всего: | 10093,5 | 2072,9 | 2550,1 | 2751,9 | 2718,6 | 1832,5 |
Сельское хозяйство и лесное хозяйство | 170,7 | 32,8 | 35,2 | 50,7 | 52 | 37,7 |
Рыболовство, рыбоводство | 23,1 | 4,8 | 6,1 | 6,5 | 5,7 | 5,1 |
Промышленность | 1418,7 | 280,6 | 365,8 | 403 | 369,3 | 242,2 |
Добыча полезных ископаемых | 59,8 | 10,5 | 13,9 | 19,7 | 15,7 | 7,9 |
Обрабатывающие производства | 1311,3 | 258,7 | 340,9 | 372,1 | 339,6 | 219,1 |
Производство
и распределение |
47,6 | 11,4 | 11 | 11,2 | 14 | 15,4 |
Строительство | 1228,4 | 183 | 300,1 | 353,6 | 391,7 | 161,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 6095,5 | 1332,5 | 1551,3 | 1615,8 | 1595,9 | 1120,6 |
Гостиницы и рестораны | 106,7 | 23,1 | 28,4 | 27,9 | 27,3 | 32,0 |
Транспорт и связь | 306,7 | 61,7 | 75,1 | 94,4 | 75,5 | 61,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 627,4 | 131 | 157,9 | 168,3 | 170,2 | 142,8 |
В
российской экономике структура
оборота малых предприятий
Свертывание
масштабов экономической
Таблица 3 – Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд. руб., в действующих ценах6
2008 г. | ||||||
всего | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | 2009 г.
I квартал | |
Российская Федерация | 317,4 | 47,9 | 73,0 | 91,5 | 105,0 | 41,4 |
Центральный ФО | 55,2 | 11,8 | 11,1 | 14,9 | 17,3 | 11,6 |
Северо-Западный ФО | 20,9 | 4,2 | 5,4 | 6,4 | 4,9 | 2,6 |
Южный ФО | 67,2 | 7.0 | 14,4 | 23,6 | 22,2 | 8,3 |
Приволжский ФО | 84,9 | 12,9 | 17,0 | 24,8 | 30,2 | 8,9 |
Уральский ФО | 23,3 | 2,7 | 6,3 | 7,2 | 7,2 | 3,4 |
Сибирский ФО | 60,1 | 8,2 | 17,2 | 12,8 | 22,0 | 5,7 |
Дальневосточный ФО | 5,8 | 1,2 | 1,6 | 1,8 | 1,2 | 0.9 |
Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах.
В таблице 4 представлены данные по инвестициям в основной капитал МП по видами экономической деятельности.
Таблица 4 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности, в млрд. руб., в действующих ценах7
2008 г. | В том числе по кварталам | ||||
I | II | III | IV | ||
Всего: | 10093,5 | 2072,9 | 2550,1 | 2751,9 | 2718,6 |
Сельское хозяйство и лесное хозяйство | 170,7 | 32,8 | 35,2 | 50,7 | 52 |
Рыболовство, рыбоводство | 23,1 | 4,8 | 6,1 | 6,5 | 5,7 |
Промышленность | 1418.7 | 280,6 | 365,8 | 403 | 369,3 |
Добыча полезных ископаемых | 59,8 | 10,5 | 13,9 | 19,7 | 15,7 |
Обрабатывающие производства | 1311,3 | 258,7 | 340,9 | 372,1 | 339,6 |
Производство
и распределение |
47,6 | 11,4 | 11 | 11,2 | 14 |
Строительство | 1228,4 | 183 | 300,1 | 353,6 | 391,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 6095,5 | 1332,5 | 1551,3 | 1615,8 | 1595,9 |
Гостиницы и рестораны | 106,7 | 23,1 | 28,4 | 27,9 | 27,3 |
Транспорт и связь | 306,7 | 61,7 | 75,1 | 94,4 | 75,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 627,4 | 131 | 157,9 | 168,3 | 170,2 |
Как видно из таблицы 4, в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%.
Таким образом, динамика основных показателей развития малого предпринимательства сложилась следующим образом:
- по итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика;
- в январе-марте
2009 г. относительно аналогичного
периода предыдущего года
- итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.
- вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по сравнению с европейскими странами и США низок - не более 15%.
- отраслевая структура сектора малых и средних компаний не может нас удовлетворять.
- торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса;
- предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ, образовании, здравоохранении.
2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство в России развивается при активной поддержке со стороны руководителей государства, органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. В 2009 году была принята Программа антикризисных мер Правительства РФ.
В
числе основных 7-ми приоритетов
антикризисной программы 5-ый пункт
отведен мерам по поддержке малого
предпринимательства: «Бизнес должен
быть освобожден от давления чиновников.
Правительство продолжит
- принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 01.05.2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 50. По моему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности;
- в целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.
Информация о работе Проблемы становления малого предпринимательства в России