Проблемы становления малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:22, доклад

Краткое описание

Таким образом, тема доклада на сегодняшний день является актуальной. Исходя из актуальности темы, целью работы является исследование развития малого предпринимательства в современных условиях.

Для решения поставленной цели в данной работе будут решены задачи:

1) рассмотрение роли, значения и особенности функционирования малого предпринимательства; 2) анализ развития малого предпринимательства в России;

3) выявление проблем развития малого предпринимательства и предложение путей их решений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Малое Предпринимательство: его роль, значение, особенности функционирования……………………………………………………………………………………….5

2. Влияние мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ

2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России………………………8

2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства……………13

3. Проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………………...18

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СНО Экономика.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

      Данные  таблицы 1 .4 свидетельствуют, что на фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

      Анализ  распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.

      Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. Как видно из таблицы 2, в целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – ,1%. Таблица 2- Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах, в млрд. руб. 5

  2008 г. В том  числе по кварталам  2009 г. 

I кв.

I II35,2 III IV
Всего: 10093,5 2072,9 2550,1 2751,9 2718,6 1832,5
Сельское  хозяйство и лесное хозяйство 170,7 32,8 35,2 50,7 52 37,7
Рыболовство, рыбоводство 23,1 4,8 6,1 6,5 5,7 5,1
Промышленность 1418,7 280,6 365,8 403 369,3 242,2
Добыча  полезных ископаемых 59,8 10,5 13,9 19,7 15,7 7,9
Обрабатывающие  производства 1311,3 258,7 340,9 372,1 339,6 219,1
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 47,6 11,4 11 11,2 14 15,4
Строительство 1228,4 183 300,1 353,6 391,7 161,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6095,5 1332,5 1551,3 1615,8 1595,9 1120,6
Гостиницы и рестораны 106,7 23,1 28,4 27,9 27,3 32,0
Транспорт и связь 306,7 61,7 75,1 94,4 75,5 61,9
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 627,4 131 157,9 168,3 170,2 142,8
 

      В российской экономике структура  оборота малых предприятий почти  на 55% формировалась предприятиями  оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. Наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

      Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. Как видно из таблицы 3, по итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий.  

Таблица 3 – Объем  инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд. руб., в действующих ценах6

  2008 г.  
всего I квартал II квартал III квартал IV квартал 2009 г. 

I квартал

Российская  Федерация 317,4 47,9 73,0 91,5 105,0 41,4
Центральный ФО 55,2 11,8 11,1 14,9 17,3 11,6
Северо-Западный ФО 20,9 4,2 5,4 6,4 4,9 2,6
Южный ФО 67,2 7.0 14,4 23,6 22,2 8,3
Приволжский ФО 84,9 12,9 17,0 24,8 30,2 8,9
Уральский ФО 23,3 2,7 6,3 7,2 7,2 3,4
Сибирский ФО 60,1 8,2 17,2 12,8 22,0 5,7
Дальневосточный ФО 5,8 1,2 1,6 1,8 1,2 0.9
 

Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах.

      В таблице 4 представлены данные по инвестициям  в основной капитал МП по видами экономической деятельности.

Таблица 4 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности, в млрд. руб., в действующих ценах7

  2008 г. В том  числе по кварталам 
I II III IV
Всего: 10093,5 2072,9 2550,1 2751,9 2718,6
Сельское  хозяйство и лесное хозяйство 170,7 32,8 35,2 50,7 52
Рыболовство, рыбоводство 23,1 4,8 6,1 6,5 5,7
Промышленность 1418.7 280,6 365,8 403 369,3
Добыча  полезных ископаемых 59,8 10,5 13,9 19,7 15,7
Обрабатывающие  производства 1311,3 258,7 340,9 372,1 339,6
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 47,6 11,4 11 11,2 14
Строительство 1228,4 183 300,1 353,6 391,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6095,5 1332,5 1551,3 1615,8 1595,9
Гостиницы и рестораны 106,7 23,1 28,4 27,9 27,3
Транспорт и связь 306,7 61,7 75,1 94,4 75,5
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 627,4 131 157,9 168,3 170,2
 

      Как видно из таблицы 4, в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%.

      Таким образом, динамика основных показателей развития малого предпринимательства   сложилась следующим образом:

- по итогам  первого квартала 2009 г. в целом  по РФ по всем используемым  в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика;

- в январе-марте  2009 г. относительно аналогичного  периода предыдущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением среднесписочной численности занятых на МП. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля МП в этом показателе также сократилась и составила 12,0%. По итогам января-марта 2009 г. было зафиксировано сокращение объема оборота МП: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. данный показатель в целом по стране сократился на 22,4%. Кроме того, по итогам января-марта 2009 г. на 24,1% сократился объем инвестиций в основной капитал на МП;

- итоги деятельности  малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.

- вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по сравнению с европейскими странами и США низок - не более 15%.

-  отраслевая  структура сектора малых и  средних компаний не может нас удовлетворять.

- торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса;

- предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ, образовании, здравоохранении.

      2.2 Меры государственной  поддержки малого предпринимательства

     Малое и среднее предпринимательство  в России развивается при активной поддержке со стороны руководителей  государства, органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. В 2009 году была принята Программа антикризисных мер Правительства РФ.

     В числе основных 7-ми приоритетов  антикризисной программы 5-ый пункт  отведен мерам по поддержке малого предпринимательства: «Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса». Так, в 2009 г. утверждены и уже вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным лагом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие: 

     - принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 01.05.2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 50. По моему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности; 

     - в целях пресечения случаев  необоснованного вмешательства  в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

Информация о работе Проблемы становления малого предпринимательства в России