Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Раскрыть исторические аспекты развития малого бизнеса.
2. Определить критерии классификации предприятия на крупные, средние и мелкие.
3.Систематезировать виды малых предприятий.
4. Обобщить малое предпринимательство в период и оценить его современное состояние.
5.Выявить основные проблемы малого бизнеса на современном этапе основные проблемы малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Оглавление

Введение...……………………………………………………….…………………………………..3
1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны…………………………………………………………………………………………..…....5
1.1. Малое предпринимательство, его роль, критерии и преимущества……………………5
1.2.Классификация субъектов малого предпринимательства.………………………………8
2. Проблемы развития малого бизнеса в современной России и пути их решения………….16
2.1. Малое предпринимательство в России: история, масштабы, динамика.....................16
2.2. Основные проблемы малого бизнеса…………………………...……………………..20
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….……………………….26

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

          БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                                            ЗАУРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ 

 

                                                                                           Факультет: экономический

                                                                                            Кафедра: ФМиИТ

                                                                                            Специальность: Бухгалтерский учет,

                                                                                              анализ и аудит

                                                                                            Форма обучения: очная

                                                                                             Курс, группа: 1, БУ-101

                                

 

 

                  ___________ Талхин Радик Фаилевич___________

                                  (Фамилия, имя, отчество студента)

 

            _________ Малое предпринимательство  в России ________

(название  работы)

 

                               

                                                                          «К защите допускаю»

                                                                           Руководитель:

                                                                            _______Доктор наук, Барлыбаев А.А._______

                                                                                           (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

                                                                                             

                                                                                                   ___________________

                                                                                                             (подпись)

 

                                                                                                     «___»________20__г.

                                                                             

Оценка при  защите:

_________________

_________________

     (подпись)

 

«___»____________20__г.

 

                                                        Сибай 2011 г.

Содержание

 

Введение...……………………………………………………….…………………………………..3

1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны…………………………………………………………………………………………..…....5

       1.1. Малое предпринимательство, его роль, критерии и преимущества……………………5

       1.2.Классификация субъектов малого предпринимательства.………………………………8

2. Проблемы развития малого бизнеса в современной России и пути их решения………….16

         2.1. Малое предпринимательство в России: история, масштабы, динамика.....................16

         2.2. Основные проблемы малого бизнеса…………………………...……………………..20

         2.3. Государственная  поддержка малого бизнеса………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………..………………………..24

Список использованной литературы…………………………………….……………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение                         

 

  Современное  российское общество пока продолжает  переживать   кризис, который проявляется  в политике, экономике, идеологии  и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

   Переход к рыночным  отношениям в отечественной экономике  определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

   Опыт ведущих  стран современного мира со  всей очевидностью доказывает  необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского  сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

   Хозяйственная  практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

   Разработке проблем  становления и функционирования  малых предпринимательских структур  посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов: Мягкова  П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда  Л.,

Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

   Но в то же  время недостаточно внимания  уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

   Основная цель данной работы состоит в том, чтобы изучить малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:

1. Раскрыть исторические аспекты развития малого бизнеса.

2. Определить критерии классификации предприятия на крупные, средние и мелкие.

3.Систематезировать виды малых предприятий.

4. Обобщить малое предпринимательство  в период и оценить его современное состояние.

5.Выявить основные проблемы  малого бизнеса на современном  этапе основные проблемы малого бизнеса.

 Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны.

 

    1. Малое предпринимательство  его роль, критерии и преимущество.

       Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором

специалисты даже судят  о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста,решая экономические, социальные, научно-технические  
проблемы.  Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства

оказали последствия  разразившегося в августе 1998г. финансового кризиса.

Говоря о роли малого-предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран,, можно  сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором  успешного решения следующих проблем:

  •  формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений , способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах)
  •  расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов  потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг)и культуры обслуживания;
  • Приблежение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает  экономики гибкость, мобильность, маневренность;
  • Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных трупп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки ,пенсионеры, инвалиды, учащиеся) ;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация  научно-технического прогресса;
  • освоение и пользование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных  и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий 
    за счет их аренды и выкупа.

Все те и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в .разряд важнейших государственных задач , делают его неотъемлемой частью реформирования экономики   России.

Практика показывает что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений,  внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны к снижению цен, а с другой к тому, потребитель получает продукцию и услуги высокого качества возможность для государства 
получать большие средства в форме налоговых поступлений- все это способствует вклад малых предприятий в экономику страны.

 Как явствует из самого определения, малое предпринимательство-это предпринимательская, деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленнных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятии. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.; (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понижается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия ,управляемые одним собственникам. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников) , размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода)  и др. По

данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. 
Однако"наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило за год, и величина активов. Однако, почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г.. г малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн экю; сумма баланса, менее 2 млн экю. К средним предприятиям в EС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников: от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн экю; сумма баланса менее 8 млн экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предприятиям В законе г. Москвы «об основах малого предпринимательства в г.Москве» установлено, что субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки мо стороны органов власти  Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а так же юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

Информация о работе Малое предпринимательство в России