Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Раскрыть исторические аспекты развития малого бизнеса.
2. Определить критерии классификации предприятия на крупные, средние и мелкие.
3.Систематезировать виды малых предприятий.
4. Обобщить малое предпринимательство в период и оценить его современное состояние.
5.Выявить основные проблемы малого бизнеса на современном этапе основные проблемы малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Оглавление

Введение...……………………………………………………….…………………………………..3
1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны…………………………………………………………………………………………..…....5
1.1. Малое предпринимательство, его роль, критерии и преимущества……………………5
1.2.Классификация субъектов малого предпринимательства.………………………………8
2. Проблемы развития малого бизнеса в современной России и пути их решения………….16
2.1. Малое предпринимательство в России: история, масштабы, динамика.....................16
2.2. Основные проблемы малого бизнеса…………………………...……………………..20
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….……………………….26

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

рыночной экономики, о  чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные  Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70%-что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постояннонуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Государственная поддержка и система малого бизнеса

Практика государственного содействия немонополистическому сектору  экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов  государственного содействия развитию  мелкого бизнеса является прямая  финансовая помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования  малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом  государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

   Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

   Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ

Сейчас, при корректировании  многими политическими партиями и движениями своих программ, в  них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

  • Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
  • Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.
  • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
  • Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

   Если не вдаваться  в подробности, то сегодня выделяют  четыре основных направления  для решения проблем малого  бизнеса. Первое – поменять  психологию власти к малому  бизнесу. Отойти от мнения, что  малый бизнес не платит налоги  и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная    доля     дохода,   предприятия   вынуждены   уклоняться   от   налогов.

В-третьих, сделать прозрачными  и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

  Россия должна  жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот 1.

Заключение

  

 В данной работе  мной было охарактеризовано малое  предпринимательство в России в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

   Отметив необходимость  разделения фирм на крупные,  средние и мелкие, мной было  выяснено, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, к которой принадлежит предприятие.

   Необходимо отметить, что малый бизнес в России  уже имеет довольно широкую  правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

   Что же касается  сферы деятельности, то малый  бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

   Особенности малых  фирм, в первую очередь, определяются  их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

  Исходя из особенностей  определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

   Говоря о малом  бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

 Мной было выяснено, что на данном этапе развития  малого бизнеса в качестве  основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

   Говоря о   взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что  здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится.Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. - 367с.

2. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. – 65с.

3. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003.

4. Бусынин ,М. Предпринимательство:  Учебник.- М, 2003,-614с.

5. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001.- 183с.

7. Занятость, малый  бизнес и рынки труда в России  и Молдове / Под ред. Обыдённовой Т.Б.,     Чепуренко А.Ю. М.: РНИСиНП, 2000.

8. Лапусты-М. предпринимательство: Учебник.- ИНФРА- .М, 2000. -448с.

9. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 1997. - 257 с.

8. Лебедева, С.Ю. Регулирование  и поддержка малого и среднего  предпринимательства в ЕС и  России // Менеджмент в России  и за рубежом. 2001. №1. - 127 с.

9. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.

10 . http://www.allbest.ru/referat/

11. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону, 1999.

 

 

 




Информация о работе Малое предпринимательство в России