Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа
Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Раскрыть исторические аспекты развития малого бизнеса.
2. Определить критерии классификации предприятия на крупные, средние и мелкие.
3.Систематезировать виды малых предприятий.
4. Обобщить малое предпринимательство в период и оценить его современное состояние.
5.Выявить основные проблемы малого бизнеса на современном этапе основные проблемы малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Введение...……………………………………………………….…………………………………..3
1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны…………………………………………………………………………………………..…....5
1.1. Малое предпринимательство, его роль, критерии и преимущества……………………5
1.2.Классификация субъектов малого предпринимательства.………………………………8
2. Проблемы развития малого бизнеса в современной России и пути их решения………….16
2.1. Малое предпринимательство в России: история, масштабы, динамика.....................16
2.2. Основные проблемы малого бизнеса…………………………...……………………..20
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….……………………….26
Сотрудничество
это прошло в два этапа.
Второй период
– это уже период приватизации,
когда малые предприятия
ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе
социальной, в самостоятельные малые предприятия.
Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.
Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.
Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе.
2.1 Малое предпринимательство в России: история, маштабы, динамика.
Современный этап развития
малого предпринимательства, безусловно,
имеет исторические корни. Однако они
недостаточны для фундаментальных
теоретических обобщений и
Итак, проанализировав этапы становления МП в России можно сделать выводы: в начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые
предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти
выступают учредителями малых предприятий
(иногда совместно с другими
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
крупных предприятий.
Таким образом, малые
предприятия можно
Масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой (табл. 1.).
Справедливости ради
отметим, что на фоне стран СНГ
Россия выглядит далеко не худшим образом.
По оценкам Исполнительного
Таблица 1Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах
Страны |
Количество малых и средних предприятий (тыс.) |
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%) |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6440 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
875 |
57 |
7,5 |
15 |
09.окт |
Из таблицы 2 видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.Особенно значительна неравномерность показателя доли участия малого бизнеса в общем производстве. Максимум этого показателя приходится на 1993 г. В это время доля выпускаемой малыми предприятиями продукции составляла 1/6 части валового продукта страны; малый бизнес достиг наивысшего результата, демонстрируя свои возможности и занимая наиболее существенные ниши на внутреннем рынке. Далее производственный эффект идет на убыль (хотя малые предприятия некоторое время продолжают по инерции увеличивать число принимаемых рабочих). К 1998 г. доля выпуска продукции падает по отношению к 1993 г. в 3 раза, при этом число занятых так же сокращается на 2,1 млн. человек (2,1%).
Таблица 2 Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях (в процентах)
Показатели |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Среднесписочная численность работников |
12,0 |
12,1 |
12,7 |
12,9 |
12,8 |
14,3 |
14,9 |
Выпуск товаров и рыночных услуг |
8,0 |
6,5 |
5,6 |
5,4 |
5,9 |
6,7 |
8,1 |
Инвестиции в основной капитал |
5,4 |
4,7 |
2,7 |
2,6 |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
Развитие малого бизнеса в России происходит неравномерно по отраслям (таблица 3). По итогам 2003 г. 46,8% МП от общего числа функционировало в сфере торговли и общественного питания, тогда как в промышленности и строительстве - 13,3% и 13,1% соответственно. В секторе торговли и общественного питания трудилось 32,4% от общего числа работников МП, в промышленности и строительстве - 20,9% и 20,6% соответственно. Характерно сосредоточение (и, что показательно, постоянное увеличение) основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлторские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство).
Таблица 3Структура распределения малых предприятий России по отраслям экономики (в процентах к общей численности малых предприятий)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
|||||||
Промышленность |
15,7 |
15,6 |
15,7 |
15,3 |
15,3 |
13,7 |
13,3 |
Сельское хозяйство |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
2 |
Строительство |
16,4 |
16,5 |
15,8 |
15,3 |
14,4 |
12,8 |
13,1 |
Транспорт |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
2,4 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
Связь |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
Торговля и общественное питание |
42,7 |
43,3 |
44,5 |
44,9 |
46,3 |
47,9 |
46,8 |
Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения |
1,7 |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
3,2 |
н/д |
Информационно-вычислительное обслуживание |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
Операции с недвижимым имуществом |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
1,3 |
2,3 |
2,6 |
Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка |
4,3 |
4,2 |
2,0 |
4,1 |
4,1 |
4,4 |
4.4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
... |
... |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1Д |
1,2 |
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение |
1,3 |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
Образование |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
Культура и искусство |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
Наука и научное обслуживание |
5,5 |
5,1 |
4,5 |
4,2 |
3,5 |
2,6 |
2,5 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
1,3 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Другие отрасли |
3,1 |
2.2 Основные проблемы малого бизнеса
Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих ,поступательное развитие в России малого предпринимательства:
- обработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям, уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый прогресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют, принимательский настрой.
Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России проблемы и перспективы»,сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям: Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим