Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Раскрыть исторические аспекты развития малого бизнеса.
2. Определить критерии классификации предприятия на крупные, средние и мелкие.
3.Систематезировать виды малых предприятий.
4. Обобщить малое предпринимательство в период и оценить его современное состояние.
5.Выявить основные проблемы малого бизнеса на современном этапе основные проблемы малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Оглавление

Введение...……………………………………………………….…………………………………..3
1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны…………………………………………………………………………………………..…....5
1.1. Малое предпринимательство, его роль, критерии и преимущества……………………5
1.2.Классификация субъектов малого предпринимательства.………………………………8
2. Проблемы развития малого бизнеса в современной России и пути их решения………….16
2.1. Малое предпринимательство в России: история, масштабы, динамика.....................16
2.2. Основные проблемы малого бизнеса…………………………...……………………..20
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….……………………….26

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

   Сотрудничество  это прошло в два этапа. Первый  этап – это период поздней  перестройки, период так называемой  “приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

  Второй период  – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались  на 

ряде крупных предприятий  путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе 

социальной, в самостоятельные  малые  предприятия.

    Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.

    Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.

   Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы развития малого предпринимательства в современной России и пути их решения.

 

2.1 Малое предпринимательство в России: история, маштабы, динамика.

Современный этап развития малого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они  недостаточны для фундаментальных  теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается  в универсальные тенденции развития малого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие МП имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

Итак, проанализировав  этапы становления МП в России можно сделать выводы: в начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые

предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

  • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  • создание небольших дочерних предприятий по инициативе

крупных предприятий.

Таким образом, малые  предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах.

Масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении  со странами с развитой рыночной экономикой (табл. 1.).

Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ  Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом  бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5, в Кыргызстане - около 4, в Туркменистане и Узбекистане - около 3, в Таджикистане - чуть более 1%. В производстве ВВП Украины малый бизнес занимает 10%, Беларуси - 9, Казахстана - 6, Узбекистана - 4%.

 

 Таблица 1Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах

Страны

Количество  малых и средних предприятий (тыс.)

Количество  малых и средних предприятий  на 10 тыс. жителей

Занято на малых  и средних предприятиях (млн. чел.)

Доля малых  и средних предприятий в общей численности занятых (%)

Доля малых  и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6440

496

39,5

78

52-55

Россия

875

57

7,5

15

09.окт


 

 

 

 

                Из таблицы 2 видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.Особенно значительна неравномерность показателя доли участия малого бизнеса в общем производстве. Максимум этого показателя приходится на 1993 г. В это время доля выпускаемой малыми предприятиями продукции составляла 1/6 части валового продукта страны; малый бизнес достиг наивысшего результата, демонстрируя свои возможности и занимая наиболее существенные ниши на внутреннем рынке. Далее производственный эффект идет на убыль (хотя малые предприятия некоторое время продолжают по инерции увеличивать число принимаемых рабочих). К 1998 г. доля выпуска продукции падает по отношению к 1993 г. в 3 раза, при этом число занятых так же сокращается на 2,1 млн. человек (2,1%).

Таблица 2 Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях (в процентах)

Показатели

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Среднесписочная численность  работников

12,0

12,1

12,7

12,9

12,8

14,3

14,9

Выпуск товаров и  рыночных услуг

8,0

6,5

5,6

5,4

5,9

6,7

8,1

Инвестиции в основной капитал

5,4

4,7

2,7

2,6

2,9

2,8

2,7


                Развитие малого бизнеса в России происходит неравномерно по отраслям            (таблица 3). По итогам 2003 г. 46,8% МП от общего числа функционировало в сфере торговли и общественного питания, тогда как в промышленности и строительстве - 13,3% и 13,1% соответственно. В секторе торговли и общественного питания трудилось 32,4% от общего числа работников МП, в промышленности и строительстве - 20,9% и 20,6% соответственно. Характерно сосредоточение (и, что показательно, постоянное увеличение) основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлторские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство).

Таблица 3Структура распределения малых предприятий России по отраслям экономики (в процентах к общей численности малых предприятий)

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего

100

100

100

100

100

100

100

В том числе:

             

Промышленность

15,7

15,6

15,7

15,3

15,3

13,7

13,3

Сельское хозяйство

1,3

1,4

1,6

1,5

1,6

1,8

2

Строительство

16,4

16,5

15,8

15,3

14,4

12,8

13,1

Транспорт

2,1

2,2

2,1

2,4

2,2

2,3

2,4

Связь

0,3

0,3

0,4

0,5

0,4

0,4

0,5

Торговля и общественное питание

42,7

43,3

44,5

44,9

46,3

47,9

46,8

Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения

1,7

1,7

1,5

1,6

1,6

3,2

н/д

Информационно-вычислительное обслуживание

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,7

0,9

Операции с недвижимым имуществом

0,5

0,5

0,7

0,9

1,3

2,3

2,6

Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка

4,3

4,2

2,0

4,1

4,1

4,4

4.4

Жилищно-коммунальное хозяйство

...

...

0,6

0,6

0,6

0,4

0,4

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

1,2

1,3

1,0

1,0

1,1

1,2

Здравоохранение, физкультура  и социальное обеспечение

1,3

1,8

2,0

2,0

2,1

2,2

2,2

Образование

0,8

0,8

0,8

0,7

0,6

0,4

0,3

Культура и искусство

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

0,9

0,9

Наука и научное обслуживание

5,5

5,1

4,5

4,2

3,5

2,6

2,5

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

1,3

0,9

0,9

0,7

0,7

0,6

0,5

Другие отрасли

3,1

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные проблемы малого бизнеса

Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих ,поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в .бизнесе, так и в государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

-  обработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательной  способности россиян. Из-за отсутствия спроси уже начали останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается торговля всем и вся.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям, уровень инфляции и рост цен на все факторы  производства ставят многие  малые предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и  бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый прогресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют,  принимательский настрой.

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства,  в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России проблемы и перспективы»,сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям: Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства  вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим

Информация о работе Малое предпринимательство в России