Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Раскрыть исторические аспекты развития малого бизнеса.
2. Определить критерии классификации предприятия на крупные, средние и мелкие.
3.Систематезировать виды малых предприятий.
4. Обобщить малое предпринимательство в период и оценить его современное состояние.
5.Выявить основные проблемы малого бизнеса на современном этапе основные проблемы малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Оглавление

Введение...……………………………………………………….…………………………………..3
1. Роль и значение малого предпринимательства в экономической системе страны…………………………………………………………………………………………..…....5
1.1. Малое предпринимательство, его роль, критерии и преимущества……………………5
1.2.Классификация субъектов малого предпринимательства.………………………………8
2. Проблемы развития малого бизнеса в современной России и пути их решения………….16
2.1. Малое предпринимательство в России: история, масштабы, динамика.....................16
2.2. Основные проблемы малого бизнеса…………………………...……………………..20
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………..………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….……………………….26

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 234.50 Кб (Скачать)
  • Район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т.е субъектамы малого предпринимательства(юридические лица) недолжны иметь филиалов

-             находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта для производимой продукции (услуг, работ) может выходить за указанные границы;

  •   они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и иных кредитно-финансовых организаций;
  •     среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть:
  •   в промышленности и строительстве — 200 человек и меньше;
  • в других отраслях сферы материального производства —   100 человек и меньше;
  • в отраслях непроизводственной сферы — 60 человек и меньше.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы, однако не включение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для не предоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

Реестр субъектов  малого предпринимательства создается  для:

  • регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
  • принятия решений 6 предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;
  • хранения и актуализации информации о субъектах Реестра 
    и обеспечения оперативного доступа к  ней;
  • решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства в Москве;
  • проведения выборочных и полномасштабнаных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
  • сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимым субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или оказания им помощи в той или иной форме,  а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. Введение

Реестра осуществляется в соответствии с «Положением  о Реестре субъектов малого предпринимательства  Москвы», утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. № 367-РМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация субъектов малого предпринимательства.

        Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

    В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

    Бытует и  еще одно широко распространенное  заблуждение, будто бы вид малого  предприятия предопределяется тем,  какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

   Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

    В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

 Предпринимательство  в масштабе малого предприятия  обладает рядом качественных  особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

  Вторая характеристика  – так называемая обозримость  предприятия: ограниченность его  масштабов вызывает особый, личностный  характер отношений между хозяином  и работником, что позволяет добиваться  действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно  небольшие рынки ресурсов и  сбыта, не позволяющие фирме  оказывать сколько-нибудь серьезное  влияние на цены и общий  отраслевой объем реализации  товара.

  Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

     Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

     Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Также, как одну  из особенностей, можно выделить  высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

   В ряду функций  малого предприятия, прежде всего,  важно отметить экономические  функции, определяемые его ролью  как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

   Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

   Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться  и далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже  имеет место в странах с  развитой рыночной экономикой.

 Малые предприятия,  как правило, появляются при  необходимости изготовления небольших  партий продукции с постоянно  обновляемой номенклатурой и  ассортиментом выпускаемых изделий,  использования незначительных источников  сырья и материалов в условиях ограниченного

количества потребителей. Таким образом, малые предприятия  при сравнительном насыщении  рынка, находят себя в доработке  продукции с 

учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей  или продукции, изготовление которой  в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

   Хотелось бы  особенно обратить внимание на  две большие группы малых предприятий,  имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

   Малые предприятия  интенсивного направления призваны  давать мощный 

импульс развитию крупных  предприятий, именно здесь закладывается основа

глобальных структурных  изменений. Поощрение малых инновационных  предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический  прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

   Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших

населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

   Каждое крупное структурное  изменение в экономике сопровождается  массовым высвобождением работников  с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением  на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

   Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

   Но так же  важно отметить, что крупное производство  и не противопоставляется малому, что является одной из причин  успешного развития малого бизнеса  в странах с развитой рыночной  экономикой. В развитых странах  культивируется принцип кооперирования  крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах. В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

  Совсем другая  ситуация в странах, где налажены  устойчивые связи крупного и  малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса

возникает потребность  держать шаг вровень с потребностями  времени,

обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

   Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Информация о работе Малое предпринимательство в России