Перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

маленькая курсовая 2.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
    • 1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
    • 1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
  • 2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
    • 2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
    • 2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
  • 3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
    • 3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
    • 3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  •  
  • Введение
  • Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.
  • В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни страны.
  • Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
  • Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
  • 1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
  • 2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
  • 3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;
  • 4) Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов малого предпринимательства в РФ;
  • 5) Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства.
  • Объект исследования - малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.
  • Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как вида экономической деятельности.
  • Информационная база курсовой работы включает: нормативно - правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.
  • Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 45 страницах машинописного текста, и включает 2 рисунка, 9 таблиц. Список литературы состоит из 16 источников.
  •  
  • 1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности

1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место  оно занимает в национальной экономике  и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений  предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных  форм собственности и различных  секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах  предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия  в зависимости от их размеров. Собственников  этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты  в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в  целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение  к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в  основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя  более мелких партнёров, с одной  стороны, а с другой - объединяясь  в международные структуры, теряя  частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных  партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке  и выполняя волю более сильных  партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных  предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к  интернационализации интересов  крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в  большей мере зависит в своей  деятельности от внутренней экономической  конъюнктуры и вынужден вести  конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным  и иностранным капиталом. Это  и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной  экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства  с национальными интересами.

Малый бизнес, или  малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это  позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка.

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы -- крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран  с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как  наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в  секторе малого предпринимательства  создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются питательной средой для  среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики  и способствуют стабильности политического  климата.

Одна из причин успешного  развития малого и среднего бизнеса  в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное  производство не противопоставляется  мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных  и малых предприятий, причем крупные  объединения не подавляют там  малый бизнес, а взаимодополняют  друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и в  инновационных разработках.

Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров  и услуг, возможность начать собственное  дело с относительно малым стартовым  капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими  его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий  на изменения условий функционирования делает его более мобильным и  приспосабливаемым, а с другой - зависимым  от конъюнктуры рынка, динамики внешних  социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и  небольшое количество занятых обусловливают  простоту и эффективность управления предприятием.

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии. В  ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу является: численность  персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.

В России, согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" установлены  следующие условия отнесения  к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  и среднего предпринимательства,  не должна превышать 25%. Этот  критерий перешел из Закона  № 88-ФЗ;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек  включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек  включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного  времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Таким образом, определен  критерий выделения малых предприятий - по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды  приводятся в действие несколькими  работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия  нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

1.2 Факторы и условия  функционирования и развития  малого предпринимательства в стране

бизнес  экономический государственный  предпринимательство

Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства  в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы  их взаимодействия между собой и  с основными заинтересованными  сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и  условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков (Приложение А).

Под доступом к рынку и  условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в  том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции  между компаниями. Эти факторы  зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.

Человеческие ресурсы  и навыки - это не только доступность  и качество (квалификация) кадров для  бизнеса, но и наличие специальных  программ по развитию навыков ведения  бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области  образования (как среднего, так и  высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства  и на мотивацию к открытию своего дела.

Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы - от финансирования её запуска до новых инвестиций в  оборудование и здания. Роль государства  в развитии этого фактора - в создании финансовой среды, благоприятной для  бизнеса на всех этапах его роста  и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая  политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных  банков.

К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные  и выставочные помещения (их доступность  и качество), транспортно-логистическая  инфраструктура (пути перемещения, места  и способы хранения и обработки  грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России