Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;
Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
5) структурирование и
формирование независимых
Что касается Пермского края, то по состоянию на 01.01.2010 г. количество малых предприятий на 1 тыс. жителей в Пермского края составило 3,9 ед. Наблюдается незначительная положительная динамика: по состоянию на 01.01.2009 г. количество малых предприятий на 1 тыс. жителей Пермского края составляло 3,8 ед. В 2009 г. Пермский край отставал по данному показателю от средних показателей по Российской Федерации в 1,7 раза, от Москвы и Санкт-Петербурга - в 5,7 раза, от Самарской области в 2,6 раза.
Среднесписочная численность
занятых на малых предприятиях Пермского
края в 2009 году составила - 89,4 тыс. чел.,
наблюдается отрицательная
Оборот малых предприятий в 2009 году составил 125784,8 млн.руб. или 22,5% оборота крупных и средних организаций края. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 20%.
Объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Пермского края в 2009 году составил 35241,2 млн. руб., что на 44% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В целом, показатели, характеризующие
развитие МП Пермского края соответствуют
общей тенденции по РФ, уступая
аналогичным показателям
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского края, обеспечивают рабочими местами население, приобщают к бизнесу и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий. Многие малые предприятия становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Основная часть малого предпринимательства сосредоточена в краевом центе, а в большинстве районов Пермского края наблюдается слабое развитие малого бизнеса.
Таким образом, развитие малого
предпринимательства в Пермском
крае -- при сохранении существующих
тенденций -- все более будет отставать
от потребностей рыночной экономики, что
не позволит реализовать
Улучшение ситуации будет зависеть от скорости построения новой модели государственной поддержки МП.
Основными причинами неудовлетворительной динамики в секторе МП являются:
· ограниченность реального
доступа субъектов МП к финансовым
кредитным ресурсам, что объясняется
отсутствием у большинства из
указанных субъектов
· нерешенность на практике проблем, связанных с административными барьерами со стороны контролирующих органов и управлений (госпожарнадзор, СЭС, ГУВД и т.д.), сдерживающих развитие предпринимательства;
· недостаточный уровень
профессиональной подготовки организаторов
предпринимательской
· отсутствие реальных возможностей
в получении МП необходимой информации
по предпринимательской
Приоритетные направления
государственной поддержки
Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание мер поддержки на муниципальном и краевом уровнях.
Необходимо проведение территориального
районирования муниципальных
Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.
Это предполагает активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание механизма, в рамках которого осуществляется разделение ответственности за реализацию краевой политики в отношении МП средствами бюджетов обоих уровней.
Система мер муниципальной поддержки субъектов МП может включать в себя:
· создание в структуре
муниципальных органов
· создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;
· муниципальный мониторинг развития субъектов МП;
· оценку предпринимательского потенциала территории;
· функционирование общественного экспертного совета по МП;
· муниципальную программу поддержки субъектов МП;
· нормативно - правовое и информационное обеспечение мер по развитию МП.
Муниципальная программа поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с региональной концепцией по развитию МП. Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности ресурсами.
Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов МП в крае и методологическую разработку механизмов поддержки. Система мер краевой поддержки МП может включать в себя:
· пропаганду МП;
· обучение субъектов МП;
· развитие финансово-кредитных механизмов для МП;
· развитие центров сопровождения
предпринимательской
· информационное сопровождение МП;
· обеспечение доступа
МП к государственным и
· развитие кооперации между крупным бизнесом и МП.
Отраслевой аспект политики
поддержки МП предполагает разработку
первоочередных мер государственной
и муниципальной поддержки МП
в достаточно узко выделенных приоритетных
отраслях. Приоритетным является развитие
малых предприятий в
Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. За период с 1998 по январь 2009 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80%.
Но даже столь незначительный
слой малых предпринимателей в России
еще более сократился в ходе кризиса
2009 г. В российских и зарубежных публикациях
неоднократно отмечалось в качестве
важнейшей причины отсутствия ощутимых
результатов российских реформ дефицит
не только оформленной политики в
отношении малых предприятий, но
-- более того -- сколько-нибудь осмысленной
политики в отношении
Что касается "плохих институтов",
то следует обратить внимание, прежде
всего, на постоянные изменения всей
конструкции государственных
Далее, ошибочные концепции привели к построению методически весьма слабых, уязвимых схем поддержки малых предприятий. С одной стороны, в особенности на первом этапе рыночных реформ (1992--1994 гг.), вопреки господствовавшему на уровне кабинета министров либерализму, в отношении малых фирм доминировала идея о том, что государство от лица общества должно направлять их развитие, диктуя свои приоритеты (отраслевые, региональные и др.) -- дабы, как утверждалось, малый бизнес способствовал устранению дефицита на локальных рынках. Такой интервенционистский подход доминировал в первой (1994--1995 гг.) и второй (1996--1997 гг.) федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства; тот же подход воспроизводился -- с большим рвением и большими практическими результатами -- и на уровне регионов, принимавших и приступавших к реализации своих областных (республиканских) программ.
Типичным инструментом такого
подхода были льготные кредиты малым
предприятиям в "социально значимых"
отраслях. В результате фонды поддержки
предпринимательства выдали значительное
число "плохих", ничем не обеспеченных
кредитов, расцвела коррупция, а финансовая
база деятельности большинства фондов
сократилась, либо была подорвана. С
другой стороны, в противоположность
указанной логике, либеральная идеология
равных условий для всех субъектов
рыночной экономики господствовала
на высших этажах министерств, отвечавших
за финансовую и экономическую политику
России в целом: ни в одном из трех
ведущих экономических
Кроме того, реальные возможности
и интеллектуальные ресурсы, направленные
на поддержку малого бизнеса в
разных регионах, весьма различны. Такие
лидеры рыночных реформ, как Москва,
Петербург, Екатеринбург, выстроили
довольно развитые и гибкие системы
поддержки малого бизнеса на региональном
уровне (созданы соответствующие
государственные и общественные
институты, внедрены схемы обучения,
консультирования и косвенной финансовой
поддержки местных малых
Далее, значительная часть
проблем связана с тем, что
коммунальное самоуправление в России
до сих пор не обеспечено в правовом
отношении и не располагает достаточными
средствами и возможностями для
соответствующих шагов в
К настоящему времени во
многих регионах создана минимально
необходимая инфраструктура поддержки
малого бизнеса. В регионах России функционируют
более 1350 объектов инфраструктуры, в
том числе 75 региональных и 150 муниципальных
фондов поддержки малого предпринимательства,
52 агентства поддержки малого бизнеса,
более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных
и технологических парков, 30 специализированных
лизинговых компаний. В 24 регионах создано
50 инновационно-технологических
Программы финансирования малого
предпринимательства широко реализуются
через систему государственных
и муниципальных фондов поддержки,
которые в соответствии с действующим
законодательством
Микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов поддержки МП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств международных программ.
Механизм выдачи микрозаймов субъектам малого предпринимательства практикуется более чем в 50 субъектах РФ. Однако самый значительный объем кредитования малого бизнеса среди региональных фондов - в Москве.
Частные фонды поддержки
малого предпринимательства можно
назвать пионерами
Крупнейшая в России небанковская
микрофинансовая организация - Фонд
поддержки малого предпринимательства
"ФОРА" - обслуживает более 15 тыс.
предпринимателей в 18 регионах России
и распоряжается портфелем
В регионах Дальнего Востока
успешно реализует
Однако в последнее
время, учитывая ограниченность донорских
средств и следуя общей логике
развития микрофинансового рынка, большая
часть частных фондов рассматривает
возможность и целесообразность
трансформации в регулируемые кредитные
организации - банки или небанковские
депозитно-кредитные
Банковская поддержка
малого бизнеса в России со стороны
государства реализуется с
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России