Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;
Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Общий объем инвестиций в
основной капитал на МП в Российской
Федерации в 2009 году составил порядка
317 387 млн. рублей или более 2 235 рублей
на душу населения, по данным таблицы 8.
По показателю объема инвестиций в
основной капитал на МП на душу населения
лидирует Сибирский федеральный
округ (3 075,4 рубля). Немного отстают
от него Южный и Приволжский
Таблица 8 - Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г.
Федеральные округа |
Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2009 г. |
|||
млн. руб. |
На душу населения, руб. |
На душу насел с учетом СН, в % от РФ |
||
РФ |
317 386,9 |
2 235,0 |
100 |
|
Центральный |
55 167,4 |
1 485,0 |
61,5 |
|
Северо-Западный |
20 937,1 |
1 550,8 |
64,8 |
|
Южный |
67 195 |
2 942,6 |
143,1 |
|
Приволжский |
84 850,4 |
2 805,8 |
139,5 |
|
Уральский |
23 315,3 |
1 904,8 |
82,7 |
|
Сибирский |
60 134,7 |
3 075,4 |
146,4 |
|
Дальневосточный |
5 787 |
892,2 |
30,7 |
|
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемый период (в 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относится Республика Ингушетия.
Рассматривая ситуацию с распределением регионов по объему инвестиций в основной капитал на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по итогам 2009 г. необходимо отметить, что в 9 регионах показатель превысил 200%, среди них Томская (в 4,4 раза), Новосибирская (в 3,9 раза), Смоленская (в 2,8 раза) и Пензенская (в 2,7 раза) области, Краснодарский край (в 2,7 раза), Ростовская (в 2,4 раза), Тамбовская (в 2,4 раза), Нижегородская (в 2,2 раза), Калининградская (в 2,0 раза) области.
Минимальное значение показателя (0-10%) характерно для 4 регионов, в числе которых Иркутская область (7,5%), Ямало-Ненецкий (3,7%) и Чукотский (3,1%) авт. округа и Чеченская Республика (0,6%) (табл.9).
Таблица 9 - Распределение
регионов по группам с различным
объемом инвестиций в основной капитал
на МП на душу населения в 2009 г. с
учетом стоимости фиксированного набора
потребительских товаров и
Объем оборота МП на душу населения с учетом СН |
Количество регионов |
|
Регионы, в которых инвестиции в рассматриваемом периоде не осуществлялись |
1 |
|
Высокий уровень (свыше 200%) |
9 |
|
Средний уровень (100-200%) |
20 |
|
Небольшой уровень (50-100%) |
24 |
|
Низкий уровень (10-50%) |
25 |
|
Минимальный уровень (0-10%) |
4 |
|
Таким образом, на 1 января 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составило 199,1 единиц. В 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах.
Удельный вес работников
МП в общей среднесписочной
По итогам 2009 года объем оборота малых предприятий в Российской Федерации составил более 71 тыс. рублей на душу населения. В 20 регионах объем оборота на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 100% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для 2 регионов.
Объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения в целом по РФ в 2009 году составил порядка 2235 рублей. В 9 регионах объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 200% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для четырех регионов.
Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.
Итоги деятельности субъектов
малого предпринимательства за последнее
время можно рассматривать как
положительные. Тенденции к росту
данного сектора отмечаются уже
в течение нескольких последних
лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована
государственная политика по созданию
благоприятных условий для
Однако указанные
1) резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам.
Как правило, субъекты малого
предпринимательства в меньшей
степени, чем крупные и средние
предприятия, пользуются кредитами
для реализации проектов по расширению
бизнеса и созданию новых производств.
Они используют кредиты в основном
для пополнения оборотных средств,
закупки товаров у крупных
производителей, оптовиков. Другими
словами, у малого бизнеса велика
доля (и потребность) краткосрочных
и среднесрочных кредитов. Однако
банки, ограниченные в своих ресурсах
из-за кризиса, не смогут удовлетворить
спрос со стороны малых предприятий
на получение таких кредитов. При
этом в большей степени влияние
банковского кризиса
Кроме того, в условиях дефицита
средств филиалы крупных
2) высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса.
Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности;
3) нецелесообразность
4) увеличение риска приостановки
деятельности и даже распада
инфраструктуры поддержки
В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из этих организаций могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса;
5) вынужденный уход в
теневой сектор малых
В условиях отсутствия средств
и платежеспособного спроса субъекты
малого предпринимательства будут
вынуждены сокращать масштабы деятельности.
Чтобы высвободить
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:
1) замораживать все проекты,
которые направлены на
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3) пересматривать методы
работы с контрагентами (
4) наращивать привлечение
заемных средств с нелегальных
кредитных рынков и перестанут
пользоваться услугами
Можно сделать вывод, что
кризис повлиял не на все малые
предприятия. Ущерб от экономического
кризиса для отдельных
Малый бизнес для России мог бы стать в перспективе локомотивом экономики, но есть ряд проблем, некоторые из них представлены в Приложении Б, которые не решить сейчас, поэтому становится важным разработать стратегию развития малого предпринимательства.
Стратегия развития страны до 2020 года возлагает на малый и средний бизнес большие надежды. От него зависит формирование среднего класса, создание конкурентной среды, развитие производства. Открывая дорогу широкому развитию малого и среднего предпринимательства, государство создает миллионы новых рабочих мест.
Вместе с тем, вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства носит не только экономический, но и политический характер - это вопрос разных концепций развития страны. До сих пор продолжается борьба между сторонниками инновационного пути развития и сторонниками пути колониально-сырьевого. Нынешний курс - это курс на инновационную экономику, а не на сырьевую, которая сложилась в 90-е годы. Это и есть экономическая политика, в которой нуждается Россия. Сырьевая экономика связывает страну, тормозит ее развитие.
Стратегический подход к развитию малого предпринимательства направлен на решение следующих ключевых проблем:
1) эффективное обеспечение
субъектов малого
2) эффективное стимулирование
межотраслевой ротации
3) преодоление ограничений
сбыта продукции (работ, услуг)
4) повышение
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России