Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;
Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Главными рычагами воздействия
российского государства на развитие
малого предпринимательства являются
федеральные и региональные программы
государственной поддержки
1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий;
2) создание льготных условий
использования субъектами
3) установление для малых
предприятий упрощенной
4) содействие развитию
торговых, научно-технических,
5) организация подготовки,
переподготовки и повышения
Для реализации указанных направлений законодательство обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:
1) формирование инфраструктуры
поддержки (одновременно на
2) вовлечение в малые
предприятия социально
3) внесение предложений
в установленном
4) передача субъектам
малых предприятий результатов
НИОКР и инновационных
5) передача малым предприятиям
завершенных и пустующих
6) обеспечение возможности
первоочередного выкупа
Разразившийся в 2009 г. финансовый
и банковский кризис ослабил и
без того скромные возможности федерального
бюджета по финансированию федеральных
программ поддержки малых предприятий.
Еще одна существенная причина состоит
в том, что соответствующие
Эти ошибки, а также хроническое бюджетное недофинансирование вынуждало Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства искать альтернативные источники наполнения тощего бюджета -- например, за счет размещения части полученных от государства средств в "надежные" и ликвидные государственные бумаги.
В 2009-2010 гг. наметилось некоторое
оживление государственной
Разработчики программы
исходили из того, что до конца 2010 г.
в рамках различных мероприятий
Программы поддержку в той
или иной форме получат до 200--250
тыс. малых предприятий (т.е. примерно
20--25 %от общего числа), причем количество
рабочих мест в малом бизнесе
возрастет на 1 млн. чел. А вклад
малого предпринимательства в ВВП
страны по итогам реализации программы
составит... все те же 12 %, что и
во второй половине 1990-х годов. Иными
словами, планка ожидаемых достижений
существенно снижена -- по-видимому,
в результате некоторого отрезвления
чиновников в оценке эффективности
"благотворного" влияния государства
на малое предпринимательство: стоит
напомнить, что в рамках предыдущей
программы, судьба которой оказалась
весьма незавидной, предполагалось в
результате активности государства
увеличить численность
Сложившаяся инфраструктура
поддержки малого предпринимательства
в условиях недофинансирования программ
претерпевает существенные изменения.
Усиливаются "крайние проявления":
коммерциализация превращает систему
государственной поддержки из инфраструктуры
в разновидность
В данной работе сделана
попытка охарактеризовать малое
предпринимательство в России в
настоящее время, выделить особенности
малого предпринимательства и
В первой части рассмотрена
теория вопроса. Как показывает мировая
и отечественная практика, основным
показателем, на основе которого предприятия
(организации) относятся к субъектам
малого бизнеса, является в первую очередь
средняя численность
Малый бизнес, или малое
предпринимательство, представляет самый
многочисленный слой мелких собственников,
которые в силу своей массовости
в значительной мере определяют социально
- экономический и отчасти
Во второй главе был проведен анализ современных процессов развития малого предпринимательства в РФ. Согласно этим материалам можно сделать следующее заключение, малый бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий и отсутствия внятной государственной политики.
Угнетающе действует на предпринимательскую
активность постоянно реформируемая,
но все еще громоздкая и внутренне
противоречивая налоговая система.
Крайне негативное влияние на конкурентоспособность
продукции оказывают платежи
и сборы, исчисляемые с выручки
от реализации товаров и услуг (налог
с оборота и др.). Поэтому весьма
важны разумные изменения в законодательстве,
которые заложили бы четкие и стабильные
рамки для текущей
В третьей части очерчены
основные направления поддержки
государственной политики в вопросах
развития малого предпринимательства
и стратегические направления. В
последнее время государство
повернулось лицом к малому бизнесу,
и произошли некоторые сдвиги.
Но по нашему мнению необходимо, наконец,
сформулировать и долгосрочную концепцию
государственной поддержки
Кроме того, отнюдь не только
мерами непосредственно экономической
политики ограничивается роль государства
в формировании благоприятной среды
для развития малого бизнеса. Во-первых,
государство должно научиться видеть
в малом предпринимательстве
и ассоциациях, его представляющих,
равного и достойного партнера. Это
можно продемонстрировать на деле не
столько эпизодически проводимыми
пышными съездами "передовиков
малого бизнеса", созданием сервильных
малопредпринимательских
Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.
Хотелось бы заметить, что
несомненная перспективность
1) Отчет "Основные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2009 году"
2) Федеральный закон от
24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии
малого и среднего
3) Баженов Ю.К., Баженов
А.Ю. Малое
4) Байша Ж.Ф.
5) Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2000. № 7.
6) Брциева И. Малое
7) Воронов А.А. Малый
бизнес - стратегический приоритет
национальной
8) Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. - М.: Финансы, 2007. - 450с.
9) Колесникова Л.А.
10) Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе // Российская газета, № 30, 2009.
11) Кирсанов И. Российский бизнес на выживание. // Финансовая газета, № 2, 2009.
12) Кожахметов, А. Богатство России - в хорошие руки. //Финансовая газета, № 27, 2009.
13) Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, № 2, 2009.
14) Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике. // Экономическая газета, № 20, 2009.
15) Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года: www.president.kremlin.ru
16) Ежегодный информационно - аналитический доклад: www.nisse.ru
Приложение А
Ключевые факторы развития малого бизнеса
Приложение Б
Основные проблемы малого бизнеса
1- трудности с приобретением сырья, оборудования;
2- угроза рэкета;
3- рост цен на сырье, материалы;
4- трудности с арендой и приобретением помещений;
5- проблемы со сбытом товаров и услуг;
6- нехватка денежных оборотных средств;
7- нормативно-правовые и административные барьеры;
8- дефицит средств на развитие;
9- большие налоги.
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России