Перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

маленькая курсовая 2.docx

— 61.79 Кб (Скачать)

Главными рычагами воздействия  российского государства на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы  государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления  и задачи федеральных программ состоят  в следующем:

1) формирование инфраструктуры  поддержки и развития малых  предприятий;

2) создание льготных условий  использования субъектами малых  предприятий государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических  разработок и технологий;

3) установление для малых  предприятий упрощенной процедуры  регистрации, лицензирования, сертификации  продукции, государственной бухгалтерской  и статистической отчетности;

4) содействие развитию  торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными  государствами;

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

Для реализации указанных  направлений законодательство обязывает  включать в любую из этих программ следующие меры:

1) формирование инфраструктуры  поддержки (одновременно на местном,  региональном и федеральном уровнях);

2) вовлечение в малые  предприятия социально незащищенных  слоев населения;

3) внесение предложений  в установленном законодательством  порядке о налоговых льготах  для малых предприятий и ежегодное  выделение средств из соответствующих  бюджетов на их государственную  поддержку;

4) передача субъектам  малых предприятий результатов  НИОКР и инновационных программ;

5) передача малым предприятиям  завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных  предприятий на льготных условиях;

6) обеспечение возможности  первоочередного выкупа арендуемых  малыми предприятиями объектов  недвижимости (с учетом вложенных  в эти объекты средств).

Разразившийся в 2009 г. финансовый и банковский кризис ослабил и  без того скромные возможности федерального бюджета по финансированию федеральных  программ поддержки малых предприятий. Еще одна существенная причина состоит  в том, что соответствующие государственные  органы по старинке пытаются решить сложную  задачу сугубо бюрократическими способами, при отсутствии четко сформулированных целей и принципов государственной  политики в области малого предпринимательства.

Эти ошибки, а также хроническое  бюджетное недофинансирование вынуждало  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства искать альтернативные источники наполнения тощего бюджета -- например, за счет размещения части  полученных от государства средств  в "надежные" и ликвидные государственные  бумаги.

В 2009-2010 гг. наметилось некоторое  оживление государственной политики в области малого бизнеса. Так, принята  Правительством и одобрена Госдумой Федеральная программа. Ее целью  провозглашено создание благоприятных  условий для устойчивой деятельности малых предприятий, а задачами являются нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, развитие погресивных  финансовых технологий -- включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые  цепочки и т. п. -- и международное  сотрудничество, в том числе расширение внешнеэкономической деятельности малой экономики, привлечение иностранных  инвестиций в российский малый бизнес.

Разработчики программы  исходили из того, что до конца 2010 г. в рамках различных мероприятий  Программы поддержку в той  или иной форме получат до 200--250 тыс. малых предприятий (т.е. примерно 20--25 %от общего числа), причем количество рабочих мест в малом бизнесе  возрастет на 1 млн. чел. А вклад  малого предпринимательства в ВВП  страны по итогам реализации программы  составит... все те же 12 %, что и  во второй половине 1990-х годов. Иными  словами, планка ожидаемых достижений существенно снижена -- по-видимому, в результате некоторого отрезвления  чиновников в оценке эффективности "благотворного" влияния государства  на малое предпринимательство: стоит  напомнить, что в рамках предыдущей программы, судьба которой оказалась  весьма незавидной, предполагалось в  результате активности государства  увеличить численность работников малых предприятий в 1,5 раза, а  вклад малого бизнеса в ВВП  довести до 15--17 %. Сегодня о столь  значительных достижениях -- при том, что согласно всем официальным прогнозам  правительственных и околоправительственных структур в среднесрочной перспективе  Россию ожидает только рост -- никто  не помышляет. И это симптоматично: вероятно, на малый бизнес как на локомотив экономики в государственных  сферах никто не рассчитывает. Об этом говорят, например, цифры о масштабах  государственной поддержки малых  предприятий: в Минэкономики сообщили, что в 2010 году на поддержку малого и среднего бизнеса государство  потратит лишь 11 млрд. руб.-- по сравнению  с 18,5 млрд. руб. в 2009 году.

Сложившаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства  в условиях недофинансирования программ претерпевает существенные изменения. Усиливаются "крайние проявления": коммерциализация превращает систему  государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства.

Заключение

В данной работе сделана  попытка охарактеризовать малое  предпринимательство в России в  настоящее время, выделить особенности  малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

В первой части рассмотрена  теория вопроса. Как показывает мировая  и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам  малого бизнеса, является в первую очередь  средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Во второй главе был  проведен анализ современных процессов  развития малого предпринимательства  в РФ. Согласно этим материалам можно  сделать следующее заключение, малый  бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий  и отсутствия внятной государственной  политики.

Угнетающе действует на предпринимательскую  активность постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне  противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность  продукции оказывают платежи  и сборы, исчисляемые с выручки  от реализации товаров и услуг (налог  с оборота и др.). Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное -- для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы  заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково  в социальном плане.

В третьей части очерчены основные направления поддержки  государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства  и стратегические направления. В  последнее время государство  повернулось лицом к малому бизнесу, и произошли некоторые сдвиги. Но по нашему мнению необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию  государственной поддержки малого предпринимательства, провести "инвентаризацию" ее методов. В качестве ближайших  задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в  регионах под гарантии специально создаваемых  гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а  также отработка механизма упрощенного  налогообложения и обложения  по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа  потенциальных предпринимателей к  заемному капиталу для открытия и  расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.

Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической  политики ограничивается роль государства  в формировании благоприятной среды  для развития малого бизнеса. Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве  и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это  можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми  пышными съездами "передовиков  малого бизнеса", созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они  могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.

Далее, необходимо дать простор  самоорганизации малого предпринимательства  в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового  рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный  положительный опыт. Они могли  бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Хотелось бы заметить, что  несомненная перспективность сектора  малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  кампанию в системе антикризисных  мер, но и как долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список использованных источников

1) Отчет "Основные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2009 году"

2) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" // СПС  "Гарант".

3) Баженов Ю.К., Баженов  А.Ю. Малое предпринимательство.  Практическое руководство. - М.: ИВЦ  "Маркетинг", 1999. - 103 с.

4) Байша Ж.Ф. Предпринимательское  право. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2004. - 544с.

5) Бережная О. Малому  бизнесу помогут, но мало // Российская  Федерация сегодня. 2000. № 7.

6) Брциева И. Малое предпринимательство,  как экономическая категория  // Экономика. № 9, 2006.

7) Воронов А.А. Малый  бизнес - стратегический приоритет  национальной конкурентоспособности  России. // Эксперт, №11, 2008.

8) Горфинкель В.Я., Швандар  В.А. Курс предпринимательства. - М.: Финансы, 2007. - 450с.

9) Колесникова Л.А. Предпринимательство  и малый бизнес в современном  государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2000. - 56 с.

10) Квасюк В. Большая  забота о малом бизнесе // Российская  газета, № 30, 2009.

11) Кирсанов И. Российский  бизнес на выживание. // Финансовая  газета, № 2, 2009.

12) Кожахметов, А. Богатство  России - в хорошие руки. //Финансовая  газета, № 27, 2009.

13) Ровенский Ю.А. Эволюция  малого предпринимательства в  России.// Социально-политический журнал, № 2, 2009.

14) Рыбак О. Малый бизнес  в большой статистике. // Экономическая  газета, № 20, 2009.

15) Стратегия национальной  безопасности РФ до 2020 года: www.president.kremlin.ru

16) Ежегодный информационно  - аналитический доклад: www.nisse.ru

 

Приложение А

Ключевые факторы развития малого бизнеса

 

Приложение Б

Основные проблемы малого бизнеса

1- трудности с приобретением  сырья, оборудования;

2- угроза рэкета;

3- рост цен на сырье,  материалы;

4- трудности с арендой  и приобретением помещений;

5- проблемы со сбытом  товаров и услуг;

6- нехватка денежных оборотных  средств;

7- нормативно-правовые и  административные барьеры;

8- дефицит средств на  развитие;

9- большие налоги.


Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России