Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:22, доклад
Таким образом, тема доклада на сегодняшний день является актуальной. Исходя из актуальности темы, целью работы является исследование развития малого предпринимательства в современных условиях.
Для решения поставленной цели в данной работе будут решены задачи:
1) рассмотрение роли, значения и особенности функционирования малого предпринимательства; 2) анализ развития малого предпринимательства в России;
3) выявление проблем развития малого предпринимательства и предложение путей их решений.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Малое Предпринимательство: его роль, значение, особенности функционирования……………………………………………………………………………………….5
2. Влияние мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ
2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России………………………8
2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства……………13
3. Проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………………...18
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………………24
В Программе предусмотрены также меры по созданию новых рабочих мест за счет открытия новых малых предприятий; создание благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, сферы торговли; поддержка факторинга в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В целях поддержки создания малого инновационного бизнеса будут проводиться специальные мероприятия с участием Российской венчурной компании.
В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
- внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН. Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий;
- принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения.
В
2009 г. расходы федерального бюджета
на государственную поддержку
Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе. В связи с этим возникает задача адекватной оценки роли малого предпринимательства в экономике региона, для чего разработаны и внедрены специализированные механизмы информационного обеспечения. Для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета профинансировано не менее 80% расходов на поддержку малого предпринимательства. В 2009 г. Правительство России впервые предоставило возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого предпринимательства - до 60% в течение первого - третьего квартала текущего года.
Согласно закону № 209 ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» система государственной поддержки включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия микрокредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, консультационные центры и другие организации.
В
регионах для оказания государственной
поддержки малым предприятиям органы
государственной власти используют
предоставленные на федеральном
уровне налоговые возможности. Кроме
того, большинство субъектов
Антикризисные меры Правительства Российской Федерации направлены на сохранение и развитие потенциала малого и среднего предпринимательства. Сохранение этого потенциала требует реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства как системы государственных институтов, функционирование которой обеспечивает наилучшие социальные, ресурсные, экономические и технологические условия развития бизнеса.
Таким
образом, рoль мaлoгo бизнeca в экoнoмикe
любoгo paзвитoгo oбщecтвa нeвoзмoжнo пepeoцeнить.
Mиpoвaя пpaктикa yбeждaeт: пpopыв к pынкy мoжeт
быть ocyщecтвлeн, пpeждe вceгo, чepeз aктивнoe
paзвитиe мaлoгo бизнeca. Вo вceм миpe пpoцeнт
мaлoгo бизнeca в экoнoмикe дocтигaeт oднoй тpeтьeй
oт вceгo дoxoдa гocyдapcтвa, в нaшeй cтpaнe этoт
пoкaзaтeль пoкa зaмep нa ypoвнe 15 пpoцeнтoв. Государство
мнoгo дeлaeт и yжe cдeлaлo для тoгo, чтoбы мaлыe
пpeдпpиятия имeли вoзмoжнocти для вeдeния
бизнeca. Но сделано далеко не все: зaoблaчныe
нaлoги и тaмoжeнныe пoшлины, бecкoнeчныe пpoвepки
и peвизии, бeccмыcлeннoe, зaчacтyю никoмy
нe нyжнoe лицeнзиpoвaниe, гpoмoздкиe бюpoкpaтичecкиe
бapьepы и, бeзycлoвнo, чинoвничьи пoбopы – вce
этo никaк нeльзя нaзвaть нopмaльными ycлoвиями
для cтaнoвлeния пpeдпpинимaтeльcтвa.
3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ
ИХ РЕШЕНИЯ
Специфика функционирования МП в современной России проявляется в том, что им постоянно приходится сталкиваться с проблемностью существующей законодательной базы: недостаточной проработкой принятых законов, постоянным внесением изменений и дополнений, противоречием федеральных и региональных законодательных актов.
Решающее влияние на эффективность функционирования МП в российской экономике оказывают следующие проблемы: административные барьеры, которые возникают при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них. Подобный «барьерный» характер отношений МП и госструктур РФ ведет к экономическим потерям общества и создает почву для получения противоправных доходов. У российских МП на преодоление проблемы административных барьеров уходит до 10% оборота, а должно быть не больше 3%, как в Западной Европе8 .Это подавляет предпринимательскую инициативу, дестимулирует капиталовложения и принуждает уводить МП «в тень». Для упрощения взаимодействия МП с органами власти и снижения административных барьеров необходимо ограничить круг субъектов, в отношения с которыми вступают малые предприниматели, а также ограничить число проверок субъектов МП.
Перечень проблем дополняет нехватка производственных площадей, существовавший дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, дефицит квалифицированных кадров, сложность кредитных отношений с банками. Проблему доступности кредитов, необходимо решать на основе развития трех существующих сейчас форм лизинговых отношений. Считаем, что в нынешних условиях лизинг для МП выглядит предпочтительнее банковского кредитования. Существующая в 2008г. правительственная программа финансирования МП небольшая – всего 10,5 млрд. рублей, при оценке потребности - в 1 трлн. рублей, при этом в 2008 г. МП воспользовались только 250 млрд. рублей кредитных ресурсов9.
Еще одной традиционной проблемой для МП всегда являлись налоговые отношения. После внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, в зависимости от применяемой системы налогообложения, малые предприятия разделены на три категории: 1) МП, ведущие учет по традиционной системе налогообложения; 2) МП, выбравшие упрощенную систему налогообложения и бухгалтерского учета. 3) МП, ведущие расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.
Несмотря на достоинства принятой для МП упрощенной системы налогообложения, ее минусом является то, что не всегда у малого предприятия есть право выбора системы налогообложения. Нужно предоставить малым предприятиям возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход; решить вопрос применения НДС при упрощенной системе налогообложения; упростить учет и отчетность; свести до минимума количество уплачиваемых налогов; зафиксировать на федеральном уровне предельные ставки налогов для защиты МП от излишнего давления в регионах; снизить налоговую нагрузку для начинающих предпринимателей: ввести налоговые каникулы для них на первые годы работы и, предложить на законодательном уровне налогоплательщикам - субъектам малого предпринимательства альтернативные системы налогообложения.
Наряду с предложенными выше решениями названных проблем, инструментом содействия эффективному развитию МП в зарубежных странах является комплекс мер государственной поддержки МП, особенно актуальной сегодня, в ситуации наличия мирового экономического кризиса. По результатам проведенного анализа была решена задача выявления элементов зарубежного опыта, пригодных для использования в России в современной сложившейся экономической ситуации.
Комплекс мер господдержки в зарубежных странах, включает в себя: специальное законодательство для МП; особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику; компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам; участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.В итоге изучения зарубежного опыта государственной и децентрализованной поддержки малых предприятий в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Европейском Союзе отмечено: что, децентрализованная поддержка является более мощным фактором развития МП в сравнение с государственной и определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Государство содействует активизации этого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты: налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков; механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям; паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.
Изучение российской практики господдержки позволило выявить наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, уже к середине 90-х годов в России было завершено формирование системы государственных органов по поддержке МП и ее законодательной базы. По своим внешним признакам они в целом соответствовали зарубежным аналогам. С другой стороны, проведенное исследование доказало, что эффективность этой поддержки не удовлетворяет ее получателей. Это свидетельствует о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции государственной поддержки малого предпринимательства.
В первую очередь государству необходимо признать, что оно не способно в полной мере использовать зарубежный опыт прямой финансовой поддержки МП, - необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных (для местных бюджетов) налоговых льгот. Это определяет три главных требования к новой концепции централизованной поддержки малого предпринимательства:
1) фискальные и контрольно - разрешительные функции местных органов государственной власти в отношении МП должны быть резко ограничены федеральным законодательством;
2) приоритеты государственной поддержки должны быть перенесены на те ее формы, которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходных статей бюджетов;
3) прямая финансовая поддержка должна распространяться на ограниченные группы МП, в ускоренном развитии которых заинтересовано общество и государство. Более двадцати возможных форм господдержки для МП определены в статьях Закона о государственной поддержке МП.
Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП.
Необходимо основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:
несовершенство
системы налогообложения; нестабильность
бюджетного финансирования федеральной
и региональных программ; неразвитость
механизмов финансово-кредитной поддержки
и страхования рисков МП; отсутствие государственных
гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие
механизмов самофинансирования (кредитные
союзы, общества взаимного страхования
и др.); облегчение доступа МП к аренде
производственных мощностей и помещений;
отсутствие социальной защищенности и
безопасности предпринимателей; административные
барьеры на пути развития МП; обеспечение
создания и эффективной работы бизес-инкубаторов,
развитие экономических «зон», технопарков,
инновационных центров, промышленных
кластеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе любой страны, не только обеспечивает рост занятости и снижение социальной напряженности, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Информация о работе Проблемы становления малого предпринимательства в России