Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)

     Но  малые предприятия не всегда обладают достаточной материальной базой  для успешной деятельности, либо не выдерживают конкуренции. Поэтому  Правительства субъектов РФ, а  также частные инвесторы все  больше и больше оказывают поддержку  фирмам в сфере бытовых услуг. Они способствуют укреплению и развитию материально-технической базы предприятий, предоставляют помещения. Особенную  поддержку власти оказывают предприятиям, находящимся в сельской местности. Администрации выступают координатором  в вопросах наиболее полного удовлетворения жителей регионов и районов бытовыми услугами, организуют выездную форму  обслуживания для сельских жителей. В помещении сельских администраций  выделяются комнаты бытовых услуг  с полной информацией о бытовом  обслуживании.

     За  последние годы были созданы различные  негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики и др.

     В настоящее время в Российской Федерации созданы необходимые  предпосылки для успешной деятельности малого предпринимательства в бытовом  обслуживании:

    • традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;
    • конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
    • законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
    • наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;
    • достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

     В данной главе было рассмотрено, малое  предпринимательство, его основные понятия и определения, правовая основа в России и место в сфере  бытового обслуживания населения. Малые  предприятия имеют ряд преимуществ  по сравнению с крупными. Это высокая  интенсивность деятельности работников,  дружный коллектив, низкие расходы, возможность создавать новые  рабочие места, экономить сырьевые ресурсы и т.д.

     Малые предприятия особенно эффективны в  бытовом обслуживании. Они очень  быстро реагируют на постоянно меняющийся спрос потребителей, имеют индивидуальный подход к каждому клиенту, что крайне важно в данной сфере. Небольшая площадь их размещения, мобильность позволяет открывать их  в практически любом районе города.

     Малые предприятия начали свое бурное развитие относительно недавно, с завершением  процесса приватизации. И их наличие  необходимо в России, так как они  играют роль фундамента рыночной экономики. И государство с помощью законодательной  базы осуществляет поддержку развития малого предпринимательства в сфере  бытового обслуживания. В этом можно  убедиться, рассмотрев и изучив правовую основу.

     3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ  НАСЕЛЕНИЯ»

     3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ В  БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

 

     Как было рассмотрено выше, малое предпринимательство  испытывает в последние годы определенные трудности в своем развитии. Это  связано не только с экономической  ситуацией в стране, с недостаточным  финансированием предприятий, с  трудностями в опыте у предпринимателей. На этот процесс влияют и те факты, что бытовое обслуживание как  услуга, стало меньше востребоваться. Если раньше в химчистку и прачечную  постоянно обращались, то сейчас с  появлением стиральных машин, эта необходимость  практически отпала. То же касается и фотоателье. Бани и душевые сейчас играют роль в основном мест отдыха.

     И  поэтому надо применить для поддержки  бытового обслуживания ряд мер. И  прежде всего, учитывая его различные  особенности, необходимо начинать поддержку  не на государственном уровне, а  на региональном.

     Для развития малого предпринимательства  в сфере услуг необходимо активизировать два процесса: Кооперирование предприятий сферы бытового обслуживания по типу производственных объединений; всестороннее развитие кооперации малого предпринимательства с крупным бизнесом.

     Первый  процесс оправдал себя еще в 1970-е  годы, когда в бытовом обслуживании широкое развитие получила внутрисистемная  кооперация по территориальному принципу, позволившая создать сервисный  территориально-производственный комплекс. Этот опыт организации комплексного обслуживания разнообразными услугами населения определенного административно-территориального образования (округа, района, города и  др.) оказался полезным и в рыночных условиях.

     Внутрисистемное кооперирование может существовать в двух вариантах: в сфере производства и в сфере обращения.

     В отличие от промышленности, где на базе внутрисистемной кооперации отдельных  предприятий изготавливаются те или иные виды продукции, в сфере  бытового обслуживания на внутрисистемной  кооперации лежит не выполнение тех  или иных технологических процессов, а процесс комплексного обслуживания населения и реализации различных  услуг в одном месте, т.е. внутрисистемная  кооперация осуществляется не в сфере  производства, а в сфере обращения. Организацию такой кооперации предлагается осуществить по следующей схеме.

     Специализированные  сервисные предприятия на договорных условиях кооперируются и создают  территориальные агентства по обслуживанию населения комплексом платных услуг. Цель таких агентств – организовать прием и выдачу заказов на услуги, а выполняют их специализированные предприятия. Для этого агентства  создают сеть стационарных и выездных приемных пунктов. И, если до создания внутрисистемных связей каждое сервисное  предприятие должно иметь свои приемные пункты и выполнять весь комплекс операций, связанных с технологическим  процессом выполнения заказов, то в  созданных агентствах эти функции  сочетаются. Предприятие бытового обслуживания занимается лишь выполнением производственных функций и приемом заказов  в условиях стационара, а все операции, связанные с обслуживанием населения  и реализацией услуг осуществляют агентства.

     Внутрисистемная кооперация позволит решить сразу несколько  задач:

    • создать крупное специализированное производство бытовых услуг;
    • осуществить комплексное обслуживание населения каждого района разнообразными видами платных услуг;
    • сохранить и развить малое предпринимательство в сфере услуг;
    • упорядочить работу предпринимателей в сфере бытового обслуживания;
    • создать эффективный механизм поддержки и развития сферы бытового обслуживания на региональном уровне.

     Зарубежная  практика также свидетельствует  о высокой результативности такого процесса. В качестве примера можно  привести опыт кооперации малых предприятий  Италии в «индустриальные округа».

     Второй  процесс характерен для всей сферы  малого бизнеса – всестороннее развитие кооперации малого предпринимательства  с крупным бизнесом. Опыт практически  всех стран показывает, что субъекты малого предпринимательства начинают функционировать максимально эффективно только под патронажем крупного бизнеса.

     Учитывая  то обстоятельство, что в бытовом  обслуживании населения в основном заняты ремесленники (портные, сапожники, парикмахеры, плотники и др.), которые  образуют субъекты малого предпринимательства, всю сферу бытового обслуживания населения можно отнести к  малому бизнесу.

     В качестве начального критерия отнесения  организующегося бизнеса к малому предпринимательству следует принять  показатель доминирования открываемого вида деятельности в регионе. Для  сферы бытовых услуг это довольно значимый показатель с точки зрения социально-экономического развития региона  и возможности доведения жизненных  благ до потребителя. Его выполнение позволит обеспечить население комплексом бытовых услуг, а также будет  способствовать формированию конкурентной среды в этой сфере. Опыт западных стран это подтверждает. При этом численность персонала и другие критерии следует рассматривать  в совокупности.

     Исходя  из специфики деятельности предприятий  бытового обслуживания, занятых оказанием  производственных услуг населению, критерий отнесения этих предприятий  к малым по показателю средней  численности работников целесообразно  увеличить до 100 чел. аналогично с  другими отраслями производственной сферы. Что касается предприятий, оказывающих  услуги непроизводственного характера, то здесь среднюю численность  работников целесообразно установить в количестве до 50 чел. Это положение  можно обосновать тем, что при выполнении услуг производственного характера, кроме основного персонала предприятия, необходимо учитывать и вспомогательный, который обеспечивает материально-техническое снабжение и обслуживание предприятий, а по непроизводственным видам услуг значительные трудовые затраты связаны с культурой и разнообразием форм обслуживания.

     Важнейшим условием развития предпринимательства  является рациональная налоговая политика. Будучи мощнейшим инструментом косвенного регулирования экономики, налоги способны существенно влиять на экономическое  поведение субъектов хозяйствования, а также на экономическую и  инвестиционную активность.

     Действующим налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот по налогообложению  субъектов малого предпринимательства, но они носят ограниченный характер и не стимулируют развитие бизнеса.

     Определенный  интерес представляют такие формы  льготного налогообложения, широко используемые за  рубежом, как введение прогрессивной шкалы налогообложения  в зависимости от величины налогооблагаемой базы, установление не облагаемого  налогом минимума дохода.

     Но, тем не менее, за последний год  количество малых предприятий в  России увеличилось на 10 процентов. На каждую тысячу человек в России приходится семь малых предприятий, тогда как в Европе и США  – 30–35. В сфере малого предпринимательства  работает около 19 процентов от всего  занятого населения страны. В Европе в этой области занято до 70 процентов  работающих. И в России малое предпринимательство  неуклонно развивается.12

     3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,  ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ

 

     Значение  малого бизнеса   для экономики  России нельзя недооценивать. Предприятия  малого бизнеса активно воздействуют на формирование рыночной среды и  рыночной инфраструктуры; оперативно реагируют  на изменение потребительского спроса и насыщения рынка необходимыми товарами и услугами; выполняют важную социальную функцию – обеспечивают  население новыми рабочими местами, что способствует установлению стабильности в обществе. Малый бизнес - это  первая ступень в накоплении капитала для развития среднего,  а затем   и крупного бизнеса.

     Ежегодно  в России регистрируются 25 тыс. малых  предприятий, в Польше этот показатель составляет  80 тыс., во Франции 350 тыс. предприятий. Вклад малых предприятий в ВВП в России  составляет 12%   в странах Европы в среднем 70% .

     Официальная статистика свидетельствует о том, что, к сожалению, в нашей стране до сих пор не создан благоприятный  предпринимательский климат. Это  означает  существование многочисленных проблем, как на макро-, так и на микроуровне, препятствующих развитию прибыльного, цивилизованного бизнеса.

     Проблемы, возникающие на макроуровне, следующие:

1)Высокая инфляция, которая влияет на банковские кредиты, налоговые отчисления.

2)Административные барьеры: отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи; коррупция бюрократического аппарата; несовершенство органов управления, что обусловливает недостаточную координацию действий по государственной поддержке малого бизнеса.

3)Экономические барьеры: высокий уровень капитальных затрат, отсутствие микрокредитования,  жесткие требования кредитных организаций по обеспечению кредитов; неразвитость инфраструктуры,  препятствующая получению достоверной информации о ценах, поставщиках и конкурентах,  организации сбыта и другие.

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения