Малое предпринимательство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Организации малого предпринимательства являются гибкой и динамичной формой осуществления предпринимательской деятельности, которая позволяет без затруднений проявить деловой и творческий потенциал, обладать определенными заработками для достойного образа жизни. Основание сети аналогичных предприятий содействует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия способны вызывать здоровую конкуренцию, которая означает полное, всестороннее регулирование экономики, охватывая еще и свободное развитие и разнообразие форм собственности, противодействует монополизму крупных фирм

Файлы: 1 файл

КР Экономика фирмы 2к2014-15уг Синицына Е.А. (1).docx

— 276.81 Кб (Скачать)

 

Факультет «Экономика и управления»

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Экономика фирмы»

тема: «Малое предпринимательство в РФ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.2033

                                    Синицына Е.А.

Факультета: «Экономика и

управление»

Проверила:

Мельник Е.П.

дата защиты:

____________

Оценка:

______________

            (подпись руководителя)

 

 

Дубна, 2014

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

Малое предпринимательство - основной источник роста эффективности производства, насыщения рынка нужными товарами и услугами, а также повышения уровня жизни населения страны [5].

Организации малого предпринимательства являются гибкой и динамичной формой осуществления предпринимательской деятельности, которая позволяет без затруднений проявить деловой и творческий потенциал, обладать определенными заработками для достойного образа жизни. Основание сети аналогичных предприятий содействует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия способны вызывать здоровую конкуренцию, которая означает полное, всестороннее регулирование экономики, охватывая еще и свободное развитие и разнообразие форм собственности, противодействует монополизму крупных фирм. Малые предприятия возобновляют инвестиционную деятельность, потому что переливание ресурсов в сферу малой экономики ведет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

В последнее время, проблемы малого предпринимательства привлекают все большее внимание. Соответственно, тема курсовой актуальна в современных условиях и эта актуальность обусловлена тем, что малое предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, позволяющим государству устойчиво развиваться. В России малое предпринимательство не получило должного развития и не полностью выполняет свои функции. В связи с этим, цель данной курсовой работы - определение проблем и тенденций развития малого предпринимательства и направления его государственной поддержки в России, а также исследование опыта развития малого предпринимательства в зарубежных странах и его адаптации в Российской экономике.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • Дать характеристику малому предпринимательству в России на современном этапе его развития, раскрыть его характерные особенности;
    • Отметить самые актуальные проблемы, которые стоят перед малым предпринимательством в России;
    • Раскрыть меры по поддержке малого предпринимательства в России и дать сравнительную характеристику с зарубежными странами.

Объектом исследования в курсовой работе является сектор малого предпринимательства России; предмет исследования – проблемы и перспективы развития малого предпринимательства.

 

 

Глава 1. Малое предпринимательство в современной экономике

1.1 Понятие, сущность и функции малого предпринимательства

«Малое предпринимательство» (МП) – универсальный термин. При попытках дать определение этому термину одни авторы отождествляли  «малое предпринимательство» и «малый бизнес», а другие пытались разграничить эти термины. Российское законодательство  приводит нас к выводу, что термин «малое предпринимательство» более правильное, а термин «малый бизнес» его синоним.

Малое предпринимательство (МП) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [7, с.127].

В экономически развитых странах единовременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также реализовывается деятельность, основывающаяся на личном и семейном труде.

Размер предприятия будет зависеть от особенности отрасли, ее технологических характеристик, а также от действия «эффекта масштабности». Существуют отрасли с высокой капиталоемкостью и огромными объемами производства, требующие предприятий значительных объемов, а существуют отрасли, предпочитающие малые предприятия.

Для нынешней экономики свойственна сложная комбинация разных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, которые складываются под воздействием многих факторов.

В последнее время обнаружился невиданный рост малого и среднего предпринимательства, особенно в областях, где не требуются значительные капиталы, большие объемы оборудования и объединение масс работников. Малых и средних предприятий необычно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, которые связаны с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Малые предприятия располагают некоторыми преимуществами перед крупными; это: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями (это невыгодно крупным фирмам); исключение лишних звеньев управления и т.д.

Формирование и развитие мелкого и среднего предпринимательства создает положительные условия для оздоровления экономики, потому как совершается развитие конкурентной среды, формируются добавочные рабочие места, активируется  структурная перестройка, совершается расширение потребительского сектора. Кроме того, формирование МП неизбежно приведет к насыщению рынка товарами и услугами, к увеличению экспортного потенциала, к наилучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Особенностью российского малого бизнеса - его высокая "теневизация". По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики [9].

Сущность малого предпринимательства выражается в его экономических и социальных функциях, к которым относятся:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, которые способствуют наилучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • увеличение ассортимента и подъем качества товаров, работ, услуг. Малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания, потому что стремится удовлетворению запросов потребителей;
  • приближение производства товаров и услуг к определенным потребителям;
  • помощь структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • организация дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • наиболее результативное использование творческих способностей людей, выявление их талантов, постижение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • втягивание в трудовую деятельность некоторых групп населения,  имеющим ограничения для работы на крупном производстве (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • образование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и употребление местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • помощь в деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оборудования, сотворение вспомогательных и обслуживающих производств [19].

Малое предпринимательство одновременно есть цель и инструмент развития рыночной экономики. Такая двоякая роль подтверждается итогами анализа свойственных малым предприятиям функций, которые классифицированы, на основе в первый раз предложенного подхода, на целевые и инструментальные. К «целевым» функциям относятся влияние малого предпринимательства на сокращение безработицы, на убыстрение научно-технического прогресса, на снабжение социально-политической стабильностью в обществе. К «инструментальным» функциям относятся: применение малого предпринимательства с целью ограничения тенденций монополизации экономики, помощь созданию среднего класса, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса экономических «ниш». Функции малого предпринимательства находятся в состоянии постоянного развития.

1.2 Этапы становления малого предпринимательства

Для изучения сущности малого предпринимательства нужно иметь информацию о его истоках и процессах развития. Малое предпринимательство играло важнейшую роль в распространении цивилизации, но история его развития никогда не имела большого значения. Сейчас же малое предпринимательство признается как созидательная сила экономики.

Современное предпринимательство в России появилось из кооперативного движения 1985-1991 годов, развившееся в пределах СССР. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1985 – 1987 гг.): зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Во время второго этапа (1987 – 1988 гг.) расширяется сфера деятельности малого предпринимательства, увеличивается количество участников; предпринимательство завоевывает характер активного многочисленного движения. Цель развития - насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 – 1990 гг.): принятие законодательных актов, которые направлены на активизацию малых предприятий. Завязалась подготовка к проведению малой приватизации. Она создавала нужную базу для реального перехода к рыночным отношениям и для повышения экономической эффективности российской экономики. В это время узаконилось частное предпринимательство. Особенную важность имело формирование арендных отношений, рассматриваемых как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 – 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 – 1994 гг.) - полоса широкомасштабной приватизации и раскручивание всех видов предпринимательства, появление массы собственников и интенсивное участие малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, которые производят товары массового потребления и длительного пользования. Но на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем не менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дали потенциал предположить, что шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.

1.3 Роль малого предпринимательства в современной экономике

Малое предпринимательство - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый и средний бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта[4].

Таблица 1

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2013г.

 

Микро-предприятия

Малые предприятия

Индивидуальные предприниматели

Все категории МП

Количество субъектов МСП, тыс. ед

1 760,0

243,0

2 628,9

4 631,9

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел.

4 248,9

6 506,8

5 644,2

16 399,9

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей

8 347,4

15 116,3

8 707,4

32 171,1

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ