Малое предпринимательство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Организации малого предпринимательства являются гибкой и динамичной формой осуществления предпринимательской деятельности, которая позволяет без затруднений проявить деловой и творческий потенциал, обладать определенными заработками для достойного образа жизни. Основание сети аналогичных предприятий содействует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия способны вызывать здоровую конкуренцию, которая означает полное, всестороннее регулирование экономики, охватывая еще и свободное развитие и разнообразие форм собственности, противодействует монополизму крупных фирм

Файлы: 1 файл

КР Экономика фирмы 2к2014-15уг Синицына Е.А. (1).docx

— 276.81 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Основные показатели деятельности средних и малых предприятий (юридических лиц). 2010-2012гг. (на конец года)

 

Малые предприятия

всего

в том числе микропредприятия

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Число предприятий

1,6 млн.

1,8 млн.

2,0 млн.

1,4 млн.

1,6 млн.

1,8 млн.

Среднесписочная численность работников, млн. чел.

9,8

10,4

10,8

3,3

3,9

4,2

Оборот предприятий, млрд. руб.

18 933,8

22 610,2

23 463,7

5 609,2

7 028,3

8 347,4


 

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, решаемыми малым бизнесом в развитых странах. Это, во-первых, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры с помощью специального механизма сбалансирования спроса и предложения; во-вторых, это формирование здоровой конкурентной среды экономики, которая создает систему сильных мотивационных стимулов для наиболее полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения; в-третьих, вырабатывание диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; в-четвертых, организация значительного количества новых рабочих мест, основание главной прослойки общества - среднего класса; в-пятых, формирование инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Раскручивание малого бизнеса формирует предпосылки для ускоренного экономического роста, содействует диверсификации и насыщению местных рынков, что позволяет компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый бизнес содержит высокий потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Специфической особенностью малого предприятия является значительная интенсивность употребления всех видов ресурсов и устойчивое стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. На практике это значит, что на малом предприятии не может быть ненужного оборудования, излишних запасов сырья и материалов, дополнительных работников. Эта ситуацию является одним из самый важных факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малое предпринимательство антимонопольное по своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого и среднего бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

Нужно также отдельно подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является истинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес дает существенные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия крайне заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, потому что большинство проблем развития малых предприятий соединено именно с решением вопросов регионального и местного значения.

1.4 Основные проблемы развития  малого предпринимательства

Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью и подошло к такой границе, когда объективно нужно разрешить задачи, которые связаны с переведением его в качественно новое состояние посредством поиска "точек роста". Одна из главных причин неспешного развития малого бизнеса – это проводящаяся государством политика в этой сфере, носящая декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.

В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае – более 60%, в России – пока не превышает 17%.

Что же конкретно мешает российскому малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого предпринимательства можно разделить:

  1. Налоги – препятствующий фактор для развития малого предпринимательства. Успешно вести дела и платить налоги на русском языке стало чем-то вроде антонимов. Особенно это касается частных предпринимателей, поскольку они непосредственно чувствуют на себе всю тяжесть налогового бремени. Такого рода предприниматели, как правило, предпочитают использовать собственные накопления в качестве инвестиций и не располагают возможностью привлечения капитала извне (за исключением банков, но проценты очень высоки).
  2. Инвестиционная проблема. Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с недостаточной ресурсной базой, как материально-технической, так и финансовой.
  3. Правовая проблема. Правовая база, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Существует множество правовых документов, так или иначе регулирующие малый бизнес, трудность заключается в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
  4. Проблема социальной защиты малого предпринимательства. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Таблица 3

Что мешает развитию бизнеса в России, %

Налогообложение

62,67

Административные барьеры

60,89

Коррупция

52,22

Общая политическая и экономическая нестабильность

50,09

Неразвитость судебной системы

46,89

Нехватка квалифицированных кадров

45,83

Недостаток инвестиционных ресурсов

38,12

Изношенность основных фондов предприятий

34,67

Неразвитость и изношенность инфраструктуры

34,22

Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги

25,78


 

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Высокие налоги, всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

 

ГЛАВА 2. Государственная поддержка малого предпринимательства

2.1 Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства .Результаты реализации поддержки

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации №209-ФЗ от 27 июля 2007 г. (ред. от 28.12.2013г) в субъектах Российской Федерации мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) реализуются в рамках программ государственной поддержки МСП.

Основные формы поддержки включают:

  • финансовую,
  • имущественную,
  • информационную поддержку МСП,
  • поддержку внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества МСП,
  • меры по защите прав и законных интересов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью,
  • создание механизма участия МСП в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд,
  • создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МСП, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности МСП.
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП на федеральном и региональных уровнях.

 

 

 

Таблица 4

Объемы финансирования по программам господдержки МСП, 2013г.

Министерства -  
распорядители  
бюджетных средств

Мероприятия поддержки МСП

2013 г., млрд. руб.

Минэкономразвития России

субсидии регионам на государственную поддержку МСП

21,84

Минсельхоз России

поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование % ставки

5,0

8,6

поддержка начинающих фермеров

2,0

развитие семейных животноводческих ферм

1,5

оформление земельных участков в собственность КФХ

0,1

Минобразования России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере)

прикладные научные исследования и разработки

4,1

Итого:

34,54


Для оценки эффективности господдержки организована единая система мониторинга, позволяющая оперативно получать информацию о реализуемых мерах господдержки в любом регионе страны. Сюда входят меры поддержки МСП Минсельхозом России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»[2].

Реализуемые меры финансовой поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, выходящие на экспорт предприниматели и др.) [3].

Итак, основной программой государственной поддержки является «Государственная программа финансовой поддержки МСП по линии Минэкономразвития России». Основным координатором программы является Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России).

Механизм софинансирования выглядит следующим образом. Субсидии за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе распределяются между субъектами Российской Федерации на мероприятия региональных программ поддержки МСП на условиях софинансирования.

Приоритеты программы:

  1. Поддержка лизинга и модернизации производства. Цель: стимулирование инвестиций МСП в основной капитал, модернизация производственной базы МСП, привлечение инвестиционных кредитов, привлечение лизингодателей к работе с сегментом МСП, рост числа МСП-лизингополучателей.
  2. Развитие банковского кредитования, создание гарантийных фондов. Цель мероприятия - повышение доступности финансирования для МСП, решение проблемы залогового обеспечения через систему гарантийных фондов.
  3. Грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Цель мероприятия - активная поддержка начинающих предпринимателей путем предоставления грантов на создание собственного дела. Это способствует снижению безработицы, особенно в депрессивных регионах и муниципальных образованиях.
  4. Микрофинансирование. Цель мероприятия - расширение доступа к финансированию начинающих предприятий и микропредприятий, не имеющих возможности воспользоваться банковскими продуктами - из-за небольшого размера кредита, отсутствия кредитной истории, удалённости населённого пункта и т.д.
  5. Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры. Цель мероприятия - стимулирование инновационной активности МСП.
  6. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Это направление поддержки является одним из наиболее востребованных среди предпринимателей. Цель мероприятия - решение проблемы дефицита квалифицированных специалистов и рабочих на малых и средних предприятиях.
  7. Поддержка социального бизнеса. Цель мероприятия: развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированного бизнеса, поддержка взаимодействия предпринимателей в этом секторе.

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ