Малое предпринимательство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Организации малого предпринимательства являются гибкой и динамичной формой осуществления предпринимательской деятельности, которая позволяет без затруднений проявить деловой и творческий потенциал, обладать определенными заработками для достойного образа жизни. Основание сети аналогичных предприятий содействует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия способны вызывать здоровую конкуренцию, которая означает полное, всестороннее регулирование экономики, охватывая еще и свободное развитие и разнообразие форм собственности, противодействует монополизму крупных фирм

Файлы: 1 файл

КР Экономика фирмы 2к2014-15уг Синицына Е.А. (1).docx

— 276.81 Кб (Скачать)
  1. совмещение в одном малом предприятии нескольких видов деятельности;
  2. отсутствие четкой специализации, стремление к самостоятельности;
  3. низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
  4. высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;
  5. неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;
  6. высокая степень монополизации российской экономики (так, например, хотя по данным Госкомстата России, 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в ВВП увеличилась с 9,6 до 10,4 %, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло;
  7. большая часть МСП остается в теневой экономике, причем, в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала, не ведется реальной хозяйственной деятельности).

Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело.

Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств.

Так, например, в связи со вступлением России в ВТО вероятен вариант сокращения сотни тысяч работников (инженеров, мастеров, рабочих) в таких ведущих отраслях российской промышленности, как в металлургии, автомобилестроении, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях. Следовательно, при таком сокращении эти люди могли бы пойти как в действующие и новые МСП, так и в качестве предпринимателей. Хотя здесь следует принять во внимание тот факт, что далеко не все люди способны заниматься предпринимательской деятельностью, - в этом случае следует выстроить такую инфраструктуру по бесплатному обучению, сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению этой категории, которая смогла бы удовлетворить потребности всех безработных (правда, для этого России, прежде всего, придется решить проблему безработицы и связанную с ней жилищную проблему, и т.п., что является весьма и весьма нелегкими задачами).

Кроме того, российские банки в отличие от банков США, Германии, Великобритании, Канады не кредитуют начинающий бизнес из-за высоких рисков, значительного процента невозврата кредитов, неразвитости механизмов микрофинансирования и гарантирования. Российское законодательство до сих пор не содержит определения среднего бизнеса, а статистика вообще не отделяет его от малого и крупного.

Региональным вариантом в этой ситуации является покупка (или лизинг) готового бизнеса. Государственные органы должны способствовать созданию рынка готовых малых и средних инновационных компаний с использованием федерального и муниципального имущества в рамках программы реструктуризации крупных предприятий, как это делается, например, в Нижегородской, Московской, Ленинградской, Воронежской и других областях с развитой оборонной промышленностью.

Опыт успешного выполнения конверсионных программ накоплен в США, Англии и Канаде. Данные предприятия могут предлагаться предпринимателю в лизинг на срок 5-10 лет. Создавая новые продукты, услуги или технологии, предприниматель, получая прибыль, возвращает государству выделенные ему средства. В противном случае, если один предприниматель по каким-либо причинам не возвращает деньги, после экспертизы предприятие передается другому, более подготовленному. При подготовке предпринимателя, имеющего уже начальный капитал и необходимые ресурсы, необходимо обучить его эффективному менеджменту и маркетингу.

Кроме того, человек, получивший определенные знания и навыки, не имеющий желания либо способности быть собственником, предпринимателем, вполне может пойти в наемные работники. При этом на него не давит груз долговых обязательств. Безусловно, для решения этой задачи в России будут создаваться необходимые условия.

Вторая категория предпринимателей - это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так как необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательной поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке, - такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою "кредитную историю". Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В России подобного рода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы.

Третья категория предпринимателей - это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, есть и кредитная история. Данная категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотные средства. Безусловно, таким предпринимателям необходима поддержка при выходе на внешние рынки, особенно при условии вступления России в ВТО, когда рухнут "заградительные" барьеры, российский рынок окончательно заполнится большим количеством дешевой продукции (обуви, одежды, трикотажа, тканей, косметики и т.п. из различных стран мира, как, например, из Италии, Турции, Китая, где преобладают малые и средние предприятия). Причем, следует учесть последствия "взрыва" импорта, а именно: резкое падение выпуска в обувной, швейной и других отраслях промышленности, и, как следствие, предприниматели столкнутся с тем, что имеющие ранее конкурентные преимущества (дешевая рабочая сила, которая при низких таможенных пошлинах на аналогичные товары просто исчезнет) будут потеряны для них безвозвратно.

Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза. Данный опыт требует незамедлительного освоения в России при активном участии Минэкономразвития России, Российского банка развития, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленной палаты и других заинтересованных институтов.

Заключение

В целом по нашей стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика. Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще, и малого в частности, наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

Для формирования предпринимательства нужны определенные экономические, социальные и правовые условия, которых в нашей стране явно не хватает. В числе экономических условий – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объёмы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки, и т.д.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%, в то время, как в нашей стране, в составе этого важнейшего итогового показателя доля малых и средних предприятий составляет 11-12%.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса, нужны лишь подобающие условия. По ориентировочным расчетам исследовательских центров в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиваться до 1,4 – 1,5 млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8 – 3,2 трлн. руб. таким образом, занимая примерно 14 – 15% в составе ВВП страны, предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будет зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а в следствии, рост благосостояния народа России.

 

Список литературы

  1. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации №209-ФЗ от 27 июля 2007 г.
  1. Приказ Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372
  1. Письмо Министерства экономического развития РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию малого бизнеса и среднего предпринимательства» от 24 декабря 2008г.
  1. Поручение Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634
  1. Филобокова, Л.Ю. Конкурентоспособность, рыночная, финансовая и экономическая устойчивость малого предпринимательства: сущность, методические подходы к оценке/ Филобокова Л.Ю.// Экономический анализ: теория и практика. – 2010.
  1. Тупчиенко, В.А. Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации/ В.А.Тупчиенко// Экономический анализ: теория и практика. – 2011.
  1. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки, 1999. – С. 127.
  1. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. – С.98.
  2. Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2004. №2. С.18.
  3. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний "Интегрум".
  4. Энциклопедия предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.
  5. Миронов С. Как малому стать большим//Малое предприятие. – 2005. - №9 – С.11-13
  6. Васильева Е.Н. Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Методология микрофинансирования // Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2007.
  7. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  8. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА – М, 2005.
  9. В.М. Семенов Экономика предприятия:Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  10. Лапуста М.Г. Мазурина Т.Ю. Проблемы кредитования малого бизнеса в России//Финансы. – 2005. - №4
  11. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М., 2005.
  12. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления : — Ростов-на-Дону, 2007
  13. Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г.
  14. Горфинкель В.Я. Организация, экономика, управление. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  15. Анненкова А.А., Поздняков А.В. Государственная политика содействия развитию инфраструктурного обеспечения малого инновационного предпринимательства // Креативная экономика. — 2011.
  16. http://www.vevivi.ru/best/Maloe-predprinimatelstvo-kriterii-opredeleniya-i-formy-funktsionirovaniya-ref115731.html
  17. http://www.km.ru/referats/334272-prioritety-gosudarstvennoi-podderzhki-malogo-predprinimatelstva-v-rossiiskoi-federatsii
  18. http://www.nisse.ru/business/article/article_1291.html?effort=#3
  19. http://www.ved.gov.ru/
  20. http://www.sba.gov/aboutsba/

 

 

Приложение 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»


 

 

Кафедра экономики

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на (контрольную) курсовую работу

 

Студента _____________________________________________________________________

Группа ___________ Специальность ______________________________________________

по дисциплине ________________________________________________________________

(название дисциплины)

_____________________________________________________________________________

на тему ______________________________________________________________________

(полное название темы)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата проверки: ___________________________

Оценка _________________________________

 

Руководитель  __________________________________ / ________________________ /

 

 


Информация о работе Малое предпринимательство в РФ