Малое предпринимательство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Организации малого предпринимательства являются гибкой и динамичной формой осуществления предпринимательской деятельности, которая позволяет без затруднений проявить деловой и творческий потенциал, обладать определенными заработками для достойного образа жизни. Основание сети аналогичных предприятий содействует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия способны вызывать здоровую конкуренцию, которая означает полное, всестороннее регулирование экономики, охватывая еще и свободное развитие и разнообразие форм собственности, противодействует монополизму крупных фирм

Файлы: 1 файл

КР Экономика фирмы 2к2014-15уг Синицына Е.А. (1).docx

— 276.81 Кб (Скачать)

Что касается результатов осуществляемой государственной поддержки но приоритетным направлениям, то в 2012 году общее количество получателей поддержки (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, крестьянско-фермерских хозяйств) по программе Минэкономразвития России в 2012 году составило более 196 тысяч. Всего за счет средств субсидий, направленных в 2012 году на поддержку малого и среднего предпринимательства по Программе Минэкономразвития России, создано свыше 126 тыс. новых рабочих мест (в т.ч. 20 тыс. из числа безработных) и сохранено 376 тыс. рабочих мест.

В том числе:

  • за счет грантов создано более 24 тыс. рабочих мест (в т.ч. безработные 5,8 тыс.), сохранено 24 тыс. рабочих мест.
  • за счет микрофинансовых займов создано и сохранено свыше 28 тыс. рабочих мест.
  • за счет предоставления гарантий (поручительств) создано и сохранено свыше 43 тыс. рабочих мест.
  • за счет поддержки инноваций создано и сохранено свыше 5 тыс. рабочих мест.

  • за счет поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП создано более 13 тыс. рабочих мест, сохранено свыше 31 тыс. рабочих мест.
  • за счет поддержки субъектов МСП по программе лизинга создано более 20 тыс. рабочих мест, сохранено 120 тыс. рабочих мест.

В целом за весь период реализации Программы в 2005 - 2012 гг. объем средств, предоставленных субъектам Российской Федерации, составил более 87,2 млрд. рублей (Рисунок 1).

Рисунок 1.  Расходы федерального бюджета на программу Минэкономразвития и участие регионов в 2005- 2012 гг.

2.2 Направления совершенствования  государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства

Одним из главных направлений государственной политики в отношении малого предпринимательства должно стать уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого предпринимательства. Государство должно устанавливать лишь общие правила деятельности малого предпринимательства через федеральное и региональное законодательство, регулирующее общеправовые, общеэкономические, имущественные, земельные и иные вопросы, касающиеся малого предпринимательства.

Деятельность органов государственной поддержки малого предпринимательства должна осуществляться исходя из принципа сокращения государственного вмешательства в эту сферу, что требует совершенствования и уточнения их функций. В настоящее время государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется органами государственной власти (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, органы власти в субъектах Российской Федерации), государственными фондами поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо ориентировать органы государственной поддержки малого предпринимательства на более тесное взаимодействие с негосударственными фондами, агентствами, иными структурами поддержки малого бизнеса, а также с федеральными и региональными общественными организациями предпринимателей.

Гармонизация государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предполагает как совместное участие в разработке и реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства, так и разделение финансовых, инвестиционных и иных рисков между кредитующими организациями, государством и самими предпринимателями.

МАП России, как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики поддержки предпринимательства, разрабатывает нормативные правовые основы его деятельности, осуществляет контроль за реализацией программ развития малого предпринимательства, проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер по его государственной поддержке, подготавливает прогнозы развития малого предпринимательства, осуществляет иные функции, связанные с поддержкой малого бизнеса.

Основным институтом, непосредственно участвующим от имени государства в оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, должен стать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

ФФПМП должен быть структурой, способной реализовать и финансировать федеральные, региональные, муниципальные и отраслевые программы развития и поддержки малого предпринимательства, выступать гарантом по инвестиционным кредитам, участвовать в развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса, взаимодействовать с общественными и профессиональными организациями предпринимателей, содействовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности малого предпринимательства.

Регионы должны иметь обязательный набор объектов инфраструктуры, в состав которых входят бизнес-инкубаторы, фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры, центры реабилитации и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, создаваемых на паритетной основе федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Целесообразно внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие более четко установить порядок финансирования государственной поддержки малого предпринимательства, уточнить другие законодательные акты в части функций соответствующих государственных органов.

 

 

Глава 3. Сравнительная характеристика малого предпринимательства за рубежом и в России

3.1 Зарубежный  опыт

В развитых странах малые и средние предприятия (МСП) составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным (Таблица 5):

Таблица 5

Роль МСП в экономике некоторых стран на 01.01.2013

Страны

Доля МПС в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП страны (%)

Великобритания

49

50-53

Германия

46

50-54

США

54

50-52

Япония

78

52-55

Венгрия

59

50-52

Польша

55

50-52

Россия

10

10-11


Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последние десять лет примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений где-то в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.

Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах объясняется заинтересованностью правительства в развитии этого сектора экономики, путём вовлечения широчайших масс населения в творческую предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономической глобализации и активностью международных организаций (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи.

Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA). Изучение головных государственных организаций ведающих поддержкой МСП в развитых странах показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США в форме такой организационной структуры как «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration - SBA) созданной в 1953 г.

Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. В целях обеспечения высокого государственного статуса, SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффинировано ни с одним другим правительственны органом. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете $18 млрд. в 2010 г. она привлекла в сферу МСП из различных источников около $400 млрд., в том числе $46 млрд. по госзаказам. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляемых либо непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.

SBA организовала в США разветвленную  сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес  центров и уполномоченных компаний  полностью или частично, финансируемых  из средств федерального бюджета. Кратко остановимся только на  некоторых видах поддержки МСП, которые не требуя больших  капиталовложений, нашли широкое  распространение во многих странах  и вполне могут быть применены  в нашей стране, в их числе:

- «Консультационные бюро руководящих  работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives- SCORE), работа которых  связана с использованием опыта  высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для  консультаций и технической помощи  МСП. В 389 консультационных пунктах  США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые  ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры  действуют в странах ЕС (European Senior Service Network-ESSN), оказывая консультационную  помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны  СНГ по программе TACIS. В нашей  стране этот опыт может быть  применён путём создания локальных  баз данных о высококвалифицированных  пенсионерах, заинтересованных в  активном сотрудничестве с местными  структурами поддержки МСП.

Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи, либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому их использованию, а так же повышению ответственности предпринимателей.

Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах. Например в США на 2010 г. было выделено $17,5 млрд для предоставления гарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных - для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы в России позволит сильно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счет привлечения частного капитала.

Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC), которые используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития малых предприятий. Вхождение в глобальную экономику с обострённой конкуренцией на мировых рынках и жесткой регламентацией рыночных отношений в рамках ВТО требует от России концентрации ресурсов на наиболее эффективных направлениях деятельности (программирование, коммуникации, электроника, энергетика, высокие технологии, точное приборостроение, биотехнологии, авиационно-космическая техника и др.). Инновационная деятельность позволяет наиболее полно использовать ещё сохранившийся в нашей стране творческий и научно-технический потенциал. Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСП ставит задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, научно-исследовательскими институтам, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике.

3.2 Опыт развитых стран  в поддержке МСП и возможности  его адаптации в Российской  Федерации

Российский малый бизнес обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, а именно:

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ