Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие малого бизнеса, а также проблемы его развития;
2. проанализировать основные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Цель работы - рассмотреть
процесс государственной
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие малого
2. проанализировать основные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Теоретические основы поддержки малого
предпринимательства
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
В российской практике существование
малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. В этот период к числу малых
отнесли государственные
Экономическая деятельность субъекта
малого предпринимательства
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства.
1. формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3. установление упрощенного
порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования
их деятельности, сертификации их продукции,
представления государственной статистической
и бухгалтерской отчетности;
4.поддержка внешнеэкономической деятельности
субъектов малого предпринимательства,
включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных,
информационных связей с зарубежными
государствами;
5. организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для малых
предприятий.
Признаки являющиеся
общепризнанными при
• Самостоятельность предприятия
• Способность к достижению
индивидуальных, особых результатов
• Соединение предпринимателя, инвестора
и управляющего в одном лице
• Личность предпринимателя накладывает
существенный отпечаток на облик предприятия,
в особенности его связи (nеt- work) оказывают
решающее влияние на успех предприятия
• Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем.
Под субъектами МП понимаются
также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Уже упомянутый Федеральный закон от 14
июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации» является основополагающим
нормативным актом, в котором даны основные
направления государственной поддержки
малого бизнеса.
Таким образом, важно оценить значимость
развития МП, способного коренным образом
и без существенных капитальных вложений
расширить производство многих товаров
и услуг, решить проблему занятости, ускорить
научно-технический прогресс.
2.Государственная
поддержка малого
Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Поддерживать малые
предприятия правительство
4.Создание специализированных
фондов по кредитованию
Государственная поддержка
осуществляется в отношении как
конкретных направлений или видов
предпринимательской
Отмечу наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке малого бизнеса должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального).
Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п.
Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путём выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.
Экономические методы подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово-кредитные — это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого и среднего бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Институционные методы государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства.
Широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Финансовая поддержка малого бизнеса реализуется по следующим направлениям:
-долгосрочные кредиты банков;
- краткосрочные займы банков и кредитных кооперативов;
-бюджетные кредиты
муниципальных образований
-кредиты из реинвестированных средств угольного транша;
-гарантии Администрации
области и администраций
-субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и займам;
-субсидии на компенсацию
части затрат приобретенных
-субсидии на организацию собственного дела;
-лизинг оборудования.
Активно развивается программа микрофинансирования через систему фондов поддержки малого предпринимательства.
3.Механизмы
государственной поддержки
К механизмам поддержки и развития малого предпринимательства необходимо отнести следующие:
1) Механизм государственной поддержки малого бизнеса, заключающейся в реализации программ развития и поддержки предпринимательства, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, взаимодополняющих друг друга и финансово обеспеченных. Здесь следует отметить необходимость строгого соблюдения принятых законов и постановлений на всех уровнях власти для исполнения программных мероприятий. Зачастую наблюдается явление, когда нестыковки в законах, принятых на федеральном и региональном уровнях, служат причиной «провала» программы поддержки малого предпринимательства в регионах.
Механизм формирования
и осуществления поддержки
Механизм формирования государственной политики в сфере малого бизнеса – это система органов, ресурсов и процедур разработки, обсуждения, экспертизы, согласования и утверждения основополагающих и дополняющих политических документов, выработанных органами государства по развитию экономики малого бизнеса, подготовленных в соответствии с объективно заданной структурой государственной политики в сфере предпринимательства как разновидности государственной политики в целом.
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ