Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие малого бизнеса, а также проблемы его развития;
2. проанализировать основные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.

Файлы: 1 файл

микроресурсы готовые.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Государственная поддержка  малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная  необеспеченность заставляет государство  поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

– финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых  и амортизационных льгот и  т.д.);

– материально-техническая  поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);

– имущественная поддержка  включает в себя расходы средств  бюджетов на строительство и содержание объектов инфраструктуры поддержки, при этом предлагается ввести правило, согласно которому за счет средств бюджетов обеспечивать строительство и содержание только некоммерческих организаций.

Также имущественная  поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства включает льготы и преференции, предоставляемые им законодательством о приватизации государственного (муниципального) имущества.

Законопроект относит  к имущественной поддержке формирование особенностей предоставления во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий, субъектам малого предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также предоставление иных видов льгот и преимуществ в связи с владением и(или) пользованием государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий, не запрещенных законодательством РФ.

Предоставление в пользование  имущества субъектам малого и  среднего предпринимательства и  организациям инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства может производиться из формируемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления целевых фондов имущества (в том числе целевых фондов нежилых помещений, целевых фондов оборудования, машин, механизмов, установок и др.).

По данным ЦЭФИР, в  среднем по Российской Федерации 15 % малых предприятий, действующих  менее 3-х, и до 32 % малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной и местной власти заключены у 18 % и 25 % малых предприятий соответственно (эти данные значительно изменяются от региона к региону).

В связи с изменением федерального законодательства о приватизации и местном самоуправлении, в период до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитетов без предоставления льгот субъектам малого предпринимательства. Наиболее остро данная проблема будет стоять перед предприятиями торговли и бытового обслуживания населения.

2) Развитая инфраструктура поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства: коммерческие банки, торговые ассоциации, фонды, учебные учреждения и др. Действиями их становятся: прямое финансовое субсидирование; льготное кредитование; страхование и гарантирование кредитов; предоставление льгот по налогообложению и аренде; передача малым предприятиям части акционерного и муниципального имущества; предоставление выгодных отраслевых и муниципальных заказов; упрощенная регистрация и лицензирование деятельности; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров для работы в условиях рыночной экономики.

3) Правовые механизмы регулирования малого предпринимательства. Формирование цивилизованного предпринимательского пространства невозможно без законодательного закрепления действий, мотивирующих предпринимательскую активность.

4) Финансовые механизмы воздействия государства на становление и развитие малого бизнеса, которые представляют собой систему льгот в налогообложении, ускоренную амортизацию, резервирование поставок для государственных нужд и т.д. Таким образом, одним из важнейших направлений, способствующих развитию малого бизнеса, является совершенствование его финансового механизма с целью создания благоприятных финансово-экономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

5) Механизмы кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, в том числе механизм страхования кредитов, общества взаимного кредитования и страхования малых предприятий.

6) Одним из важных  механизмов является маркетинговая  служба товаров и услуг малых  предприятий. Это –информационная и финансовая поддержка рекламно-выставочной деятельности малых отраслевых предприятий на республиканском, федеральном и международном уровне.

7) Информационные механизмы. В целях привлечения инвестиций существенную роль играет информационная база источников внешнего финансирования, различных фондов поддержки науки, фермеров, экологии, образования. Основой информационной поддержки, создания и содержания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, маркетинговой и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. Значительный опыт в создании такого рода систем накоплен Правительством города Москвы «Альянс-медиа».Как показывает лучший мировой опыт, современное развитие информационных технологий позволяет сделать информационную поддержку одной из основных, т.к. обеспечивает круглосуточный и ежедневный доступ предпринимателей к интересующей информации. Так, например, в Южной Корее действует сайт, создан call-центр, в котором работают 6 тысяч менеджеров, ежедневно предоставляющих предпринимателям информационные и консалтинговые услуги.

8) Механизмы импорта и экспорта товаров. В России нет идеологии, нет концепции и инструментов поддержки экспорта, в отличие от большинства развитых стран, где имеются специальные структуры по поддержке экспорта и поощрению инвестиций в экономику городов Для решения данной проблемы необходимо наличие различного рода экспортных кредитов, налоговых льгот, грамотное использование финансовых инструментов по поддержке экспорта инвестиций и др.Поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти может осуществляться в виде:

– сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами  в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

– оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также в создании благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.

9) Механизмы управления. В основе процесса развития малого бизнеса в условиях рыночной экономики лежат системы планирования, учета и контроля, финансирование малого предпринимательства, инновационная и инвестиционная деятельность, государственная поддержка, эффективность которых существенно зависит от применяемого механизма управления.

Любой механизм управления малым предприятием представляет собой  совокупность определенных экономических  и организационных мер, которые  направлены на обеспечение для данного  предприятия высоких показателей  производительности труда. Организационный механизм малого предприятия – это система методов, форм, способов и приемов формирования, регулирования и развития отношений данного предприятия с внутренней и внешней средой.

10) Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления может осуществляться в виде:

– формирования образовательных  программ и государственных образовательных стандартов по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– формирования мер по вовлечению социально незащищенных слоев населения в микропредпринимательство и малое предпринимательство;

– учебно-методологической, научно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

– создания сети образовательных  учреждений, реализующих образовательные  программы по подготовке кадров для  субъектов малого и среднего предпринимательства.

За основу классификации  взят способ предоставления поддержки, а не вид компенсируемых затрат. Так, например, предоставление средств  субъекту малого предпринимательства  на оплату услуг образовательных  учреждений по своей сути относится  к финансовой поддержки за счет средств соответствующих бюджетов, т.к. предполагает предоставление субсидий, субвенции или дотации. А создание за счет средств отдельного объекта инфраструктуры для целей предоставления образовательных услуг будет относиться к имущественной поддержке, так как влечет за собой создание здания.

Малый бизнес представляет собой относительно новую сферу  экономических отношений, а любая  сфера нуждается в институционализации. То есть, любой системе, в особенности  экономической, необходим тщательный подход для изучения взаимодействия её механизмов, по результатам которого можно было бы построить алгоритм решения многих организационных проблем. Проблемы, встающие на пути субъектов малого бизнеса сегодня, имеют много общих черт и отличаются лишь в силу особенностей этих самых субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной контрольной  работе рассматривалась тема «Механизмы государственной поддержки  малого предпринимательства».

В ходе работы были изучены  разделы:

1. Малое предпринимательство:  понятие, необходимость государственной поддержки

2.Государственная  поддержка малого предпринимательства

3.Механизмы  государственной поддержки малого предпринимательства

В ходе работы изучено что такое малое предпринимательство.

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Изучены признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП, а также механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.

Теоретические основы поддержки  малого предпринимательства раскрывались при использовании учебных пособий по государственному управлению и государственному регулированию экономики, а также периодических изданий.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Горфинкеля В. Я. Малый бизнес. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. С. 29-91.

2.Экономический журнал 2007. - №4

3.Брагина  Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая экономика и международные отношения ,2011г.-№1

4.http://www.ieay.ru/nauch/sc_article/2008/02/Rusakova.shtml

5. Морозов В.А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В.А. Морозов // Рос. предпринимательство. 2002 .- № 8. - С. 81-88;

6. http://www.bestreferat.ru/referat-176398.html




Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ