Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие малого бизнеса, а также проблемы его развития;
2. проанализировать основные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:
– финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);
– материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);
– имущественная поддержка включает в себя расходы средств бюджетов на строительство и содержание объектов инфраструктуры поддержки, при этом предлагается ввести правило, согласно которому за счет средств бюджетов обеспечивать строительство и содержание только некоммерческих организаций.
Также имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает льготы и преференции, предоставляемые им законодательством о приватизации государственного (муниципального) имущества.
Законопроект относит
к имущественной поддержке
Предоставление в пользование имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства может производиться из формируемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления целевых фондов имущества (в том числе целевых фондов нежилых помещений, целевых фондов оборудования, машин, механизмов, установок и др.).
По данным ЦЭФИР, в среднем по Российской Федерации 15 % малых предприятий, действующих менее 3-х, и до 32 % малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной и местной власти заключены у 18 % и 25 % малых предприятий соответственно (эти данные значительно изменяются от региона к региону).
В связи с изменением федерального законодательства о приватизации и местном самоуправлении, в период до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитетов без предоставления льгот субъектам малого предпринимательства. Наиболее остро данная проблема будет стоять перед предприятиями торговли и бытового обслуживания населения.
2) Развитая инфраструктура поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства: коммерческие банки, торговые ассоциации, фонды, учебные учреждения и др. Действиями их становятся: прямое финансовое субсидирование; льготное кредитование; страхование и гарантирование кредитов; предоставление льгот по налогообложению и аренде; передача малым предприятиям части акционерного и муниципального имущества; предоставление выгодных отраслевых и муниципальных заказов; упрощенная регистрация и лицензирование деятельности; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров для работы в условиях рыночной экономики.
3) Правовые механизмы регулирования малого предпринимательства. Формирование цивилизованного предпринимательского пространства невозможно без законодательного закрепления действий, мотивирующих предпринимательскую активность.
4) Финансовые механизмы воздействия государства на становление и развитие малого бизнеса, которые представляют собой систему льгот в налогообложении, ускоренную амортизацию, резервирование поставок для государственных нужд и т.д. Таким образом, одним из важнейших направлений, способствующих развитию малого бизнеса, является совершенствование его финансового механизма с целью создания благоприятных финансово-экономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов малого бизнеса.
5) Механизмы кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, в том числе механизм страхования кредитов, общества взаимного кредитования и страхования малых предприятий.
6) Одним из важных
механизмов является
7) Информационные
механизмы. В целях привлечения инвестиций существенную
роль играет информационная база источников
внешнего финансирования, различных фондов
поддержки науки, фермеров, экологии, образования.
Основой информационной поддержки, создания
и содержания федеральных, региональных
и муниципальных информационных систем
и сетей по поддержке и развитию малого
и среднего предпринимательства в целях
получения субъектами малого и среднего
предпринимательства экономической, правовой,
статистической, производственно-
8) Механизмы импорта и экспорта товаров. В России нет идеологии, нет концепции и инструментов поддержки экспорта, в отличие от большинства развитых стран, где имеются специальные структуры по поддержке экспорта и поощрению инвестиций в экономику городов Для решения данной проблемы необходимо наличие различного рода экспортных кредитов, налоговых льгот, грамотное использование финансовых инструментов по поддержке экспорта инвестиций и др.Поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти может осуществляться в виде:
– сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
– оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также в создании благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.
9) Механизмы управления. В основе процесса развития малого бизнеса в условиях рыночной экономики лежат системы планирования, учета и контроля, финансирование малого предпринимательства, инновационная и инвестиционная деятельность, государственная поддержка, эффективность которых существенно зависит от применяемого механизма управления.
Любой механизм управления
малым предприятием представляет собой
совокупность определенных экономических
и организационных мер, которые
направлены на обеспечение для данного
предприятия высоких
10) Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления может осуществляться в виде:
– формирования образовательных программ и государственных образовательных стандартов по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
– формирования мер по
вовлечению социально незащищенных
слоев населения в
– учебно-методологической, научно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
– создания сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
За основу классификации взят способ предоставления поддержки, а не вид компенсируемых затрат. Так, например, предоставление средств субъекту малого предпринимательства на оплату услуг образовательных учреждений по своей сути относится к финансовой поддержки за счет средств соответствующих бюджетов, т.к. предполагает предоставление субсидий, субвенции или дотации. А создание за счет средств отдельного объекта инфраструктуры для целей предоставления образовательных услуг будет относиться к имущественной поддержке, так как влечет за собой создание здания.
Малый бизнес представляет
собой относительно новую сферу
экономических отношений, а любая
сфера нуждается в
Заключение
В данной контрольной работе рассматривалась тема «Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства».
В ходе работы были изучены разделы:
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Изучены признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП, а также механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.
Теоретические основы поддержки
малого предпринимательства раскрывали
Список используемой литературы
1.Горфинкеля В. Я. Малый бизнес. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011. С. 29-91.
2.Экономический журнал 2007. - №4
3.Брагина Малое предпринимательство в переходной экономике Юга//Мировая экономика и международные отношения ,2011г.-№1
4.http://www.ieay.ru/nauch/sc_
5. Морозов В.А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В.А. Морозов // Рос. предпринимательство. 2002 .- № 8. - С. 81-88;
6. http://www.bestreferat.ru/
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ