в)
создание режима наибольшего благоприятствования
для развития бытового обслуживания:
- развитие
в регионе производства специального
и простого оборудования для предприятий
бытового обслуживания населения;
- включение
оборудования, направляемого на развитие
бытового обслуживания, в номенклатуру
товаров для последующего льготного налогообложения
товаропроизводителей;
- широкое использование
региональных льгот по налогообложению
прибыли (дохода) предприятий бытового
обслуживания, по налогу на добавленную
стоимость, по арендной плате за производственные
площади и землю и т.п.;
- преимущественное
ресурсное обеспечение предприятий сферы
бытового обслуживания в пределах возможностей
местных органов власти;
- ориентация
предпринимательства в сфере бытового
обслуживания на решение приоритетных
социально-экономических и экологических
проблем региона.
г)
приоритетные направления развития
бытового обслуживания в конкретных
регионах устанавливаются на основе
системного анализа сложившейся
структуры производства бытовых
услуг, потребностей населения в
бытовых услугах, имеющихся свободных
или нерационально используемых
сырьевых и трудовых ресурсов, экологической
обстановки. При этом учитываются
следующие требования к социальному
развитию региона:
- сдерживание
роста безработицы путем создания новых
рабочих мест;
- ускоренное
развитие отдельных объектов или всего
комплекса социальной инфраструктуры,
связанного с бытовым обслуживанием населения;
- решение экологических
проблем, внедрение ресурсосберегающих
технологий и рациональных способов ресурсосбережения
и др.
д)
создание системы адаптации широкого
круга населения к рыночным отношениям,
обучение и подготовка кадров предпринимателей:
- содействие
переориентации среднего специального
и высшего образования в части организации
преподавания предмета рыночной экономики
(основ организации бизнеса, менеджмента,
маркетинга, кредитно-финансовой и страховой
деятельности, элементов внешнеэкономической
деятельности);
- организация
на коммерческой основе курсов переподготовки
специалистов для отрасли бытового обслуживания
с целью изучения теории и практики деятельности
в условиях рынка;
- создание
некоммерческих организаций, профессиональных
объединений бытового обслуживания.
Общий
набор целей и задач региональных
программ развития бытового обслуживания
и малого предпринимательства в
нем после анализа уточняется
и по возможности определяется количественно.
Многие
субъекты РФ разрабатывают и осуществляют
различные программы по поддержке
развития малых предприятий в
сфере бытовых услуг. Ниже рассмотрены
некоторые из этих программ.
1.
Томская область. Многообразие
форм бытового обслуживания
населения делает невозможным
развитие отрасли без широкого
взаимодействия органов государственной
власти и органов местного
самоуправления, организаций и
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность в
сфере бытовых услуг,
а также обуславливает
необходимость разработки и реализации
единой системы мероприятий на
территории Томской области. Поэтому
губернатор данной области принял
Концепцию развития бытового
обслуживания населения на 2008-2013
годы (в соответствии с Законом
Томской области от 19 апреля 2006
г. N 79-ОЗ «Об утверждении Программы
социально-экономического
развития
Томской области на период
2006-2010 годов»)13. Концепция представляет
собой систему представлений о целях,
задачах, приоритетах, направлениях
развития сферы бытовых услуг, должна
служить ориентиром для органов государственной
власти и местного самоуправления
Томской области при реализации политики
по развитию сферы бытового обслуживания
населения. Основу рыночной инфраструктуры
сферы бытовых услуг составляет малый
бизнес. Доминирование малого бизнеса
обусловлено ориентацией сферы
бытовых услуг на локальные рынки.
Концепция
включает в себя 4 основные задачи:
а)
совершенствование организационно-методического
обеспечения сферы бытовых услуг:
- принятие
и разработка муниципальных концепций,
программ, нормативных правовых актов,
планов развития бытового обслуживания
населения;
- создание
добровольной системы классификации объектов
бытового обслуживания населения на категории
качества
- информационная
поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в сфере бытового
обслуживания населения
- развитие
и обеспечение деятельности центров поддержки
предпринимательства, бизнес-инкубаторов.
б)
стимулирование развития инфраструктуры
бытового обслуживания населения:
- финансовая
поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в сфере бытового
обслуживания населения, субсидирование
затрат субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание
в установленном порядке государственной
поддержки инвестиционных проектов в
сфере бытового обслуживания населения;
- содействие
развитию международного, межрегионального
и межмуниципального сотрудничества субъектов
бытового обслуживания;
в)
содействие в обеспечении сферы
бытовых услуг профессиональными
кадрами:
- повышение
квалификации управленческих кадров для
субъектов малого предпринимательства,
- подготовка
и повышение квалификации специалистов
для организаций бытового обслуживания
населения на базе государственных и негосударственных
образовательных учреждений;
- организация
областных районных конкурсов профессионального
мастерства, а также проведение семинаров
и мастер-классов;
г)
повышение уровня безопасности и
качества бытового обслуживания населения:
- обеспечение
исполнения организациями бытового обслуживания
населения Закона РФ «о защите прав потребителей»
и Правил бытового обслуживания;
- проведение
совещаний, семинаров по вопросам повышения
качества оказываемых бытовых услуг населению;
- внедрение
системы категорирования организаций
бытового обслуживания населения;
- содействие
в создании организации взаимодействия
с некоммерческими профессиональными
объединениями предпринимателей в
сфере бытового обслуживания населения.
Целью
настоящей Концепции является
ускоренное развитие индустрии
службы быта Томской области,
содействие созданию инвестиционно
привлекательной, динамично
развивающейся, конкурентоспособной
сферы бытового обслуживания,
способной удовлетворить потребности
населения в услугах и сократить
затраты труда в домашнем хозяйстве.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
до 2013 г.: рост объема бытовых услуг
в 2,5 раза в 2013 г. к уровню 2007 г.; рост
объема услуг сектора бытового обслуживания
на душу населения в 2,5 раза в 2013 г. к уровню
2007 г.; рост количества объектов бытового
обслуживания в 1,3 раза в 2013 г. к уровню
2007 г., повышение территориальной доступности
бытового обслуживания.
- Город Краснодар.
Сфера бытового обслуживания населения
муниципального образования город Краснодар
развивается динамично. Объем оказанных
бытовых услуг в 2008 г. составил 4500,0 млн.
рублей, что составляет 169 % к уровню 2006
г. За три года в муниципальном образовании
город Краснодар открыто 380 новых объектов
бытового обслуживания населения с численностью
работающих 1780 человек. Объем бытовых
услуг за счет этих организаций вырос
на 60 млн. рублей, ими перечислено в местный
бюджет (бюджет муниципального образования
город Краснодар) свыше 9,5 млн. рублей.
Но в 2008 г. снизился темп роста объемов
бытовых услуг. Отсутствие перспективных
планов развития сферы бытовых услуг приводит
к формированию стихийного рынка услуг.
Не всегда при проектировании застройки
жилых массивов предусматривается размещение
организаций бытового обслуживания населения.
Поэтому была разработана Стратегия развития
сферы бытового обслуживания населения
муниципального образования город Краснодар
на 2009-2013 годы14.
Основные
цели и задачи стратегии:
- увеличение
объемов бытовых услуг в расчете на 1 жителя
муниципального образования город Краснодар;
- обеспечение
населения, проживающего в сельских населенных
пунктах муниципального образования город
Краснодар, необходимыми бытовыми услугами
(проведение анкетирования жителей, проживающих
в сельских населенных пунктах, с целью
определения востребованных видов бытовых
услуг);
- увеличение
объемов доходов, поступающих в бюджеты
всех уровней (мониторинг организаций
бытового обслуживания населения);
- повышения
качества предоставляемых услуг (работа
по мониторингу организаций отрасли с
последующей работой по оказанию методической
помощи руководителям организаций и индивидуальным
предпринимателям, предоставляющим бытовые
услуги населению (работа по мониторингу
организаций отрасли с последующей работой
по оказанию методической помощи руководителям
организаций и индивидуальным предпринимателям,
предоставляющим бытовые услуги населению);
- подготовка
профессиональных кадров (изучение возможностей
образовательных учреждений (колледжи,
профтехучилища), в части подготовки профессиональных
кадров массовых профессий).
Настоящая
Стратегия разработана для дальнейшего
развития сферы бытового обслуживания
населения, увеличения объемов бытовых
услуг и доходов, поступающих
во все уровни бюджетов, повышения
качества предоставляемых услуг. В
результате реализации мероприятий
Стратегии, организации сферы бытовых
услуг и индивидуальные предприниматели
будут активно включены в решение
задач социально-экономического развития
муниципального образования город
Краснодар.
3.
Хабаровский край. Ситуация здесь
также неоднозначна, и поэтому
правительство Хабаровского края
разработало Концепцию развития
бытового обслуживания населения
края до 2010 года15.
Основные
положения:
а)
развитие сферы бытового обслуживания
населения:
- предоставление
в аренду помещений, находящихся в
собственности муниципальных образований,
под размещение объектов бытового обслуживания
на конкурсной основе
- регулирование
деятельности предприятий всех форм собственности
по сохранению и развитию социально- значимых
услуг, предоставлению малообеспеченным
категориям граждан по сниженным ценам
услуг по ремонту обуви и одежды, бытовой
техники, услуг парикмахерских
- возобновление
работы ранее закрытых предприятий потребкооперации
и оказания ими услуг востребованных сельским
населением, проведение выездного обслуживания
населения
- определение
потребности в привлечении иностранной
рабочей силы для работы в предприятиях
бытового обслуживания с учетом приоритетного
использования национальных трудовых
ресурсов и рынка труда.
- заключения
соглашений с органами государственного
контроля (надзора) о сотрудничестве по
вопросам защиты прав потребителей
- организация
и проведение семинаров, конференций по
вопросам защиты прав потребителей с руководителями
и специалистами предприятий бытового
обслуживания
- проведение
мероприятий по легализации исполнителей
бытовых услуг:
- учет и регистрация
в качестве субъекта малого предпринимательства
граждан, занятых оказанием бытовых
услуг, не зарегистрированных в установленном
порядке; анализ правонарушений, устанавливаемых
контролирующими органами;
- Практиковать
размещение в средствах массовой информации
материалов о деятельности предприятий
бытового обслуживания, о предоставляемых
ими услугах, качестве обслуживания;
- определение
потребности в квалифицированных кадрах
рабочих и служащих для сферы бытового
обслуживания
- организовать
заключение целевых договоров на подготовку
специалистов и прохождение практики
на предприятиях бытового обслуживания
учащимися соответствующих профессий
- оказание
содействия в совершенствовании профессионального
мастерства работников бытового обслуживания
путем проведения семинаров, конкурсов,
фестивалей
- разработка
и создание комплексного методического
обеспечения индивидуального обучения
для наиболее полного удовлетворения
потребностей предприятий отрасли
в профессиональном обучении;