Субъекты малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права.
Если хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.
Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Оглавление

Теоретический вопрос:
1. Хозяйственное законодательство и его роль. Источники хозяйственного законодательства. Направления и формы совершенствования хозяйственного законодательства………………………………………………..3
2. Субъекты малого предпринимательства……………………………..….10
3. Задача………………………………………………………………...…….13
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Вариант 2.docx

— 33.80 Кб (Скачать)

Вариант 2

Оглавление:

 

Теоретический вопрос:

1. Хозяйственное законодательство и его роль. Источники хозяйственного законодательства. Направления и формы совершенствования хозяйственного законодательства………………………………………………..3

2. Субъекты малого предпринимательства……………………………..….10

3. Задача………………………………………………………………...…….13

Список использованных источников……………………...................................15 

1. Хозяйственное законодательство и его роль. Источники хозяйственного законодательства. Направления и формы совершенствования хозяйственного законодательства.

Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные  акты, являющиеся источниками хозяйственного права.

Если хозяйственное право  представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных  отношений, то хозяйственное законодательство - совокупность нормативных актов, в  которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли  права могут включаться в нормативные  акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском  законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы  гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно  это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки  пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Выражая содержание хозяйственного права как отрасли права, хозяйственное  законодательство является его внешней  формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное  право.

Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной  воли, складывающиеся из принятых в  определенном порядке компетентными  государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные  отношения.

Все нормативные акты в  зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные  акты) и подзаконные нормативные  акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной  власти, обладают большей юридической  силой по отношению к подзаконным  нормативным актам. Статья 85 Конституции Республики Беларусь приравнивает к конституционным законам декреты Президента.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию  экономики, несомненно, следует отнести  к положительному явлению в жизни  страны. Достоинство закона, состоящее  в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться  на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь.

Главным источником, безусловно, является Конституция Республики Беларусь. Для хозяйственного права центральное  значение имеют нормы ст. 13, определяющие равенство форм собственности. Переход  к рыночным отношениям диктует необходимость  использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом  нашей страны, Конституция Республики Беларусь содержит в себе нормы различных отраслей права.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные  акты в виде кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются, прежде всего, базой для развития всего  текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь.

В принятом в 1999 г. новом Гражданском  кодексе Республики Беларусь предмет хозяйственного права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть хозяйственных отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а хозяйственные отношения по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость хозяйственно-правовых отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в Республике Беларусь в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые  предложения о проведении кодификации  хозяйственного законодательства путем  издания единого закона типа Хозяйственного кодекса Республики Беларусь, который установит общие правила и основные положения регулирования хозяйственных отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет хозяйственное законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих хозяйственные отношения нормативных  актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом  и Правительством Республики Беларусь. В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Указы Президента не могут противоречить Конституции Республики Беларусь. В случае их противоречия действует норма Конституции. Указы и Декреты Президента как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками хозяйственного права. Постановления Правительства Республики Беларусь не должны противоречить Конституции Республики Беларусь, республиканским законам и Указам (Декретам) Президента Республики Беларусь. В противном случае постановление Правительства Республики Беларусь может быть отменено Президентом в соответствии с п. 25 ст. 84 Конституции Республики Беларусь. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников хозяйственного права стоят акты министерств  и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов  наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в  экономической сфере (например, антимонопольных  органов и др.).

Местные органы власти и  управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового  содержания, опираясь на Конституцию  Республики Беларусь и соответствующие законы.

Главные регулирующие возможности  территориальных образований и  их органов связаны с правом собственности  на принадлежащие им имущественные  фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования  водозаборными сооружениями, условия  и порядок разгосударствления и  приватизации предприятий и имущества, принадлежащего административным образованиям (Закон «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь») и др.

Советское и современное  белорусское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а  законами и указами урегулированы  далеко не все хозяйственные вопросы.

Для современного хозяйственного законодательства характерны следующие  тенденции.

1) Многие предписания  законодательства не порождают  ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде  ставят задачи и описывают  желаемое положение дел. Сами  по себе правильные слова ничего  в экономике страны изменить  не могут. Для их реализации  необходимо создание конкретных  юридически закрепленных правил  поведения и контроль со стороны  исполнительной власти за их  осуществлением.

2) В законодательстве  существует часто употребляющийся  термин "ответственность". Можно  назвать три значения этого  термина: а) как синоним обязанности;  б) сознание долга перед обществом,  государством, людьми, побуждающее  выполнить возложенные на хозяйственный  орган или должностное лицо  обязанности; в) юридическую ответственность,  основанием возникновения которой  является правонарушение. Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о "персональной ответственности".

3) Значительное число  актов хозяйственного законодательства, хотя и содержит слова "право"  и "обязанность", но создает  лишь видимость правового регулирования.  Если акт не обеспечен механизмом  его реализации, то на практике  его применить затруднительно.

4) Если при подготовке  законопроектов ведомственные интересы  сказываются на качестве разрабатываемых  документов, то ведомственное засилье  в подготовке решений Правительства Республики Беларусь проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства Республики Беларусь с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждения и организации которых являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

5) Не только наличие  правового регулирования, но в  ряде случаев и его отсутствие  могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается  тенденция к затягиванию выполнения  поручения о подготовке некоторых  правовых актов. 

6) Для хозяйственного  законодательства, как и для всего  современного белорусского законодательства, характерна декларативность. Между  тем, все зарубежные страны  перешли от абстрактной формы права к более казуистичной.

7) Девальвация законов Республики Беларусь, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм.

Многообразие нормативных  актов, издаваемых в области хозяйственных  отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные  акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и  неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта. Он необходим, чтобы:

• сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;

• создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;

• в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;

• за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса Республики Беларусь.

Надо учесть опыт бессистемного, фрагментарного регулирования хозяйственных  отношений в условиях административно-командной  системы. Правовой конгломерат был  необходим той системе для  огромной и мелочной регламентации  деятельности звеньев, функционирующих  не на экономической, а на директивной  базе. В то же время директивное  управление исключало применение принципа законности по вертикали. Оно не было нужно властвующей бюрократии. Законность требовалась лишь в горизонтальном взаимодействии юридических лиц.

Сегодня нет причин, которые  давали бы основания настаивать на дуализме регулирования. Необходим  единый подход к хозяйствованию и  в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства  на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области  и сосредоточить усилия не на расщепленном гражданско-административном варианте регулирования, а на создании единого  системообразующего акта - Кодекса.

 

2. Субъекты малого  предпринимательства.

Общепринято, что в целом  малое предпринимательство несет  в себе мобильность, инициативность и предприимчивость. Собственно, значение слова "предприимчивость" и подразумевает  рисковую и самостоятельную природу  субъектов предпринимательства.

Для данной категории субъектов  необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы реализации предприимчивости, предоставляя выбор  условий осуществления предпринимательской  деятельности.

С юридической точки зрения состав субъектов малого предпринимательства  установлен Законом  Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. N 148-З «О поддержке  малого и среднего предпринимательства». Так, к ним относятся:

•    Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь;

•    Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

•    Малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек  включительно.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и субъектов  среднего предпринимательства за календарный  год определяется в установленном  порядке как: списочная численность  работников в среднем за год (за исключением  работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи  с усыновлением (удочерением) ребенка  в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

Информация о работе Субъекты малого предпринимательства