Понятие социально-бытовой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление путей внедрения социальных технологий в социально-бытовую сферу города Находки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие социально-бытовой сферы;
определить предпосылки технологизации социально-бытовой сферы;
выявить методы внедрения социальных технологий в сфере быта.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие социально-бытовой сферы 4
1.1Особенности социально-бытовой сферы 4
1.2 Цели социально-бытовой инфраструктуры 7
Глава 2. Предпосылки технологизации социально-бытовой сферы 11
2.1 Принципы технологизации социально-бытовой сферы 11
2.2 Новый этап технологизации социально-бытовой сферы в XXI веке 16
Глава 3. Методы внедрения социальных технологий в сфере быта 23
3.1 Факторы, влияющие на внедрение социальных технологий 23
3.2 Конкретные внедренные технологии в социально бытовой сфере 26
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение А 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ FF.docx

— 80.67 Кб (Скачать)

2

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие  социально-бытовой сферы 4

1.1Особенности  социально-бытовой сферы 4

1.2 Цели социально-бытовой  инфраструктуры 7

Глава 2. Предпосылки  технологизации социально-бытовой  сферы 11

2.1 Принципы  технологизации социально-бытовой  сферы 11

2.2 Новый этап  технологизации социально-бытовой  сферы в XXI веке 16

Глава 3. Методы внедрения социальных технологий в  сфере быта 23

3.1 Факторы,  влияющие на внедрение социальных  технологий 23

3.2 Конкретные  внедренные технологии в социально бытовой сфере 26

Заключение 35

Список использованных источников 36

Приложение  А 38

 

Введение

Информационно-технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни  людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих революционное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.

Актуальность обращения  к данной теме обусловлена тем, что  современное российское общество сталкивается с проблемой,

Целью данной работы является выявление путей внедрения социальных технологий в социально-бытовую сферу города Находки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие социально-бытовой сферы;
  2. определить предпосылки технологизации социально-бытовой сферы;
  3. выявить методы внедрения социальных технологий в сфере быта.

Объект исследования –социальные технологии, используемые в социально-бытовой сфере.

Предмет исследования –технологизация социально-бытовой сферы.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Понятие социально-бытовой  сферы

1.1 Особенности социально-бытовой сферы

Термин «социально-бытовая сфера» следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле социальная сфера  – это совокупность отраслей, оказывающих социально-культурные и материально-бытовые услуги населению и определяющих условия и уровень жизни населения.

Чтобы определить социальную сферу  в узком смысле, необходимо немного углубиться в историю.

Во-первых, существует историческая общность возникновения и развития отдельных  видов социальных услуг как самостоятельных  отраслей и подотраслей народного хозяйства. Первоначально услуги были включены в непосредственный процесс материального производства, и впоследствии, в ходе развития общественного разделения труда, происходит обособление их в самостоятельные подотрасли и отрасли экономики [12]. Этот процесс происходит и в настоящее время. Примером тому является возникновение информационно-коммуникационной отрасли. С углублением отраслевого разделения труда развиваются различные формы кооперации и интеграции отраслей сферы услуг с производством [15].

Во-вторых, производство услуг в  целом (и особенно социальных) отличается от материального производства значительно большей близостью к конечному потребителю благ. Производство многих видов социальнo-бытовых услуг совпадает во времени и в пространстве с их потреблением. Оно выступает в симбиозной форме «потребительного производства» в качестве деятельности и, следовательно, не оставляет осязательности результатов, что усложняет процесс потребительского выбора. Полезность услуг оценивается потребителем после их производства, а заранее у него существует только косвенная возможность оценки результатов деятельности работников социальной сферы услуг по аналогии, на основе мнения других потребителей и с помощью рекламы.

В-третьих, с неосязаемостью социальных услуг связана невозможность  их хранения и транспортировки, рассредоточенность и локальность рынка услуг. Так, доход от незаполненности зрительских мест в театре, в филармонии утрачивается навсегда. Несохраняемость услуги увеличивает степень риска ее производителя.

Сфера социальных услуг по сравнению  с производством товаров в  большей степени должна учитывать фактор времени. Здесь необходимо более тщательное согласование спроса и предложения на рынке услуг. Широко практикуются предварительные заказы, дифференциация цен на услуги в зависимости от сезонности и пиковых периодов в спросе на них, массовое привлечение временных работников, совместителей.

В-четвертых, социально-бытовая услуга, как правило, неотделима от ее производителя, и социальная сфера услуг представляет широкое поле личных контактов производителя  и покупателя. С ростом персонификации и индивидуализации запросов на социальные услуги, с усложнением их ассортимента значение личных контактов возрастает, а также повышается роль квалификации производителя социальных услуг. От его профессиональных знаний и умений, коммуникабельности и других личных качеств во многом зависит конкурентоспособность организации, оказывающей социальные услуги.

В-пятых, в связи с существованием многих социальных услуг в виде живой человеческой деятельности, невозможно гарантировать постоянство качества социальной услуги, ее характеристики могут варьировать в больших диапазонах. Там, где это возможно, необходимо свести к минимуму непостоянство качества услуг с помощью различных технических средств.

С 2010 по 2011 гг. продолжился процесс сокращения численности работников, занятых всеми видами хозяйственной деятельности, и роста числа безработных (общая численность работающих уменьшилась на 256,8 тыс. человек, количество безработных на 1 января 2011 года составило 50,7 тыс. чел.). Число безработных в последние годы уменьшилось, среднесписочная численность работающих во всех отраслях экономики на начало 2012 года составила 302 тыс. человек (или 36,9% от общей численности населения).

За эти годы произошло сокращение численности работников в строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, связи, торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовке, народном образовании, культуре и искусстве, науке и научном сопровождении, в сфере кредитования, финансов и социального обеспечения. Одновременно выросла численность работающих в промышленности, геологии и разведке недр, жилищно-коммунальном хозяйстве, аппарате управления [13].

Итак, социально-бытовая сфера занимает важное место в жизни общества, поэтому она должна быть направлена на выполнение следующих функций:

1) удовлетворять потребности людей;

2) гарантировать необходимый уровень и качество жизни;

3) обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики;

4) наличие системы профессионального  обучения и службу занятости[14].

Таким образом, социально-бытовая  сфера - часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного функционирования человека в производстве.

 

1.2 Цели социально-бытовой инфраструктуры

Социально-бытовая инфраструктура – это группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных удовлетворять потребности человека [14].

Итак, можно сказать, что понятие  социально-бытовой инфраструктуры можно рассматривать в нескольких ракурсах, как в широком, так и  в узком смысле. Но при любом  толковании этого словосочетания цели социально-бытовой инфраструктуры останутся неизменными [6]:

1) гарантированное осуществление  гражданских прав жителей на  охрану здоровья, образование, приобщение  культурным ценностям, благоустроенное  жилище, торговое, бытовое, социальное  обслуживание, связь с административными центрами;

2) создание среды обитания, позволяющей  воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность товаропроизводителей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность;

3) обеспечение социальной защищенности  малоимущих пользователей услуг  и потребности в социальном  обслуживании инвалидов, лиц пожилого  возраста, детей, других нетрудоспособных  и социально уязвимых групп  сельского населения;

4) обеспечение возможности выбора  типов и форм обслуживания  с учетом интересов разных по уровню доходов групп населения;

5) сближение условий жизнедеятельности  и на этой основе установление  баланса труда и капитала между  городом и деревней.

Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность общественного производства, поскольку улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способствует росту производительности труда. Однако, этому важному направлению не уделяется достаточного внимания в условиях перехода к рыночным отношениям [8].

Для правильной организации работы социально-бытовой сферы необходимо прежде вычислить необходимый объем  объектов социальной инфраструктуры, затем провести подробный анализ этих объектов, составить план и  только потом привести его в исполнение.

Важно отметить то, что если уровень  развития социальной инфраструктуры высок, то это не может отразится на эффективности производства. Например: если хорошо организовано получение детьми образования, а затем и профессии, это позволит получить квалифицированные кадры, производительность которых несомненно будет выше, чем не квалифицированных работников [15].

Социально-бытовая инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей, т.е. рабочей силы [3].

Таким образом, главное правило  касательно социально-бытовой инфраструктуры – это подготовить программу ее организации и план исполнения. Правильно организованная инфраструктура дает возможность привлекать квалифицированных специалистов, обеспечивая их всем необходимым. Она позволяет освободить работника от повседневных проблем, и предоставляет ему больше времени и сил уделить производству. А в итоге, развитая социальная инфраструктура и правильно организованное производство дают хороший экономический эффект и поднимают страну на новый экономический и нравственный уровни.

 

 

Глава 2. Предпосылки  технологизации социально-бытовой сферы

2.1 Принципы  технологизации социально-бытовой сферы

Технологизация социально-бытовой сферы является одним из главных направлений деятельности государства в современном обществе. Необходимыми условиями для успешного продвижения реформ, построения социального государства, решения проблем человеческого развития выступают ее научная обоснованность, взвешенность, результативность и перспективность.

Формирование активной технологизации социально-бытовой сферы в России вызвано глобальными и общегосударственными факторами. Действие глобальных факторов обусловлено начавшимся на рубеже III тысячелетия переходным периодом к постиндустриальной цивилизации и вызванными им процессами: ускорением темпов перемен, нарастанием угрозы экологической катастрофы и негативных социальных последствий научно-технического прогресса. К ним относятся также такие явления в мировом социальном пространстве, как, во-первых, глобализация общемировых социальных проблем (безработицы, массовой международной миграции рабочей силы), а во-вторых, провозглашение новой парадигмы устойчивого человеческого развития, основанной на приоритете человеческой жизни и нашедшей отражение в таких основополагающих правовых актах и документах Российской Федерации, как Конституция, Гражданский кодекс, Отчет по человеческому развитию за 2009 год, составленный для Программы развития ООН, и Программа действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в марте 2011 года в Копенгагене. Общегосударственными факторами являются, прежде всего, нежелательные явления в Российской Федерации на фоне перехода от плановой к рыночной экономике: ухудшаются демографические показатели, растет дифференциация населения по доходам, снижается уровень удовлетворения потребностей его большей части, наблюдаются научный, технологический и интеллектуальный кризисы [1].

Разработка модели активной технологизации социально-бытовой сферы государства переходного периода должна проводиться с учетом всех предпосылок, чтобы создать основы для развития человека в будущем. В зависимости от этого ее задачи могут быть как перспективными, так и тактическими. Перспективные связаны с созданием базы для реализации концепции человеческого развития, а тактические – с обеспечением выживания человека в условиях радикальных экономических преобразований.

Отечественными и зарубежными  учеными все больше внимания уделяется глобальным проблемам человечества и возможностям их разрешения. Социальное пространство видится ими антигуманным, антисоциальным, деформированным, то есть ущербным для человека [2].

Информация о работе Понятие социально-бытовой сферы