Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью данной работы является выявление путей внедрения социальных технологий в социально-бытовую сферу города Находки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие социально-бытовой сферы;
определить предпосылки технологизации социально-бытовой сферы;
выявить методы внедрения социальных технологий в сфере быта.
Введение 3
Глава 1. Понятие социально-бытовой сферы 4
1.1Особенности социально-бытовой сферы 4
1.2 Цели социально-бытовой инфраструктуры 7
Глава 2. Предпосылки технологизации социально-бытовой сферы 11
2.1 Принципы технологизации социально-бытовой сферы 11
2.2 Новый этап технологизации социально-бытовой сферы в XXI веке 16
Глава 3. Методы внедрения социальных технологий в сфере быта 23
3.1 Факторы, влияющие на внедрение социальных технологий 23
3.2 Конкретные внедренные технологии в социально бытовой сфере 26
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение А 38
Серьезными предостережениями для государства и мировой цивилизации являются предсказания Карла Поланьи, который считает, что прогресс достигается, как правило, ценой социальных сдвигов в обществе, но в случае, если величина их слишком велика, «человеческие существа, будучи лишенными защитного панциря культурных институтов, погибнут от социальной обнаженности; они умрут как жертвы этого социального сдвига от своих пороков, извращений, преступления и истощения. Природа распадется на составные элементы; окружающая среда и ландшафты будут разрушены, реки загрязнены, мир на земле подвергнется опасности, потенциал производства продуктов питания и сырья будет уничтожен» [3]. В этой связи, как никогда остро, стоит вопрос оптимизации и активизации технологизации социально-бытовой сферы, создания основы для ее будущего с целью достижения всестороннего развития личности. Следовательно, актуальным принципом перспективной технологизации социально-бытовой сферы должен стать принцип эффективности, который предполагает получение максимального социального эффекта при минимальных затратах социальных ресурсов.
Научная картина существующего и прогнозируемого мира дает основание предполагать, что эффективная реализация технологизации социально-бытовой сферы современного государства возможна не только в рамках национальных границ, но и при условии объединения усилий всех стран, широкого международного сотрудничества. Но вместе с тем, при устранении серьезных противоречий, вызванных коренными политическими, экономическими и социальными преобразованиями государств с переходной экономикой, в том числе и Российской Федерации, необходимо учитывать особенности и специфику экономического развития, а также степень социальной напряженности в каждой конкретной стране.
Тенденции в социальной сфере Российской Федерации имеют неоднозначный, двойственный характер. Если, с одной стороны, они являются глобальными и находят аналогии в ряде зарубежных стран, то с другой, по мнению некоторых ученых, – они носят специфический и уникальный характер.
В современном научном мире все чаще поднимаются проблемы разбалансированности нынешнего социального пространства, вызванной нарушением социальных приоритетов, неразвитостью экономических структур, политической дестабилизацией, неготовностью научного знания уберечь систему «человек – семья – общество» от негативных воздействий переходной экономики, рынка, научно-технического прогресса и грядущей экологической катастрофы.
Все эти обстоятельства диктуют
потребность в определении
Социальные эффекты переходной экономики и рынка (как позитивные, так и негативные), с одной стороны, тождественны, а с другой – имеют специфические оттенки. Радикальная экономическая реформа вызвала резкую трансформацию системы «человек-семья-общество». Это обстоятельство диктует необходимость применения мер с целью жизнеобеспечения и защиты населения от ее отрицательных последствий. Государственное регулирование в этот период должно отличаться более продуманным, решительным и оперативным вмешательством в управление социальным развитием, поиском нетрадиционных путей решения возникающих задач. Причем в условиях переходной экономики реализация тактических задач должна осуществляться на локальном уровне.
Как показывает международный опыт, развитому рынку в отличие от переходной экономики соответствует более развитое социальное пространство, обеспечивающее определенное равновесие системы «человек-семья-общество», что позволяет государству проводить линию, направленную в основном на развитие личности. Рынок, так же, как и переходная экономика, вызывает побочные социальные эффекты: резкую социальную деформацию; безработицу, обесценение личности человека, обогащение одних и резкое обеднение других, постепенное отчуждение человека от общества. Вместе с тем в условиях рыночной экономики более высокие и жесткие требования предъявляются к качеству рабочей силы, что способствует постепенному вытеснению с рынка труда неквалифицированных рабочих. Это обстоятельство ставит перед государством задачи, связанные не только с трудоустройством высвобожденных трудовых ресурсов, но и с перестройкой всей системы их образования. Так, например, в начале 60-х годов в развитых странах эта категория рабочих сократилась до минимума, определяемого техническими возможностями экономики (в США – до 5,5% всей рабочей силы против 10% в 1930 г., в Японии – до 5% и т.п.). На Западе целенаправленное формирование трудовых ресурсов творческого типа началось в 60-х годах и сразу же было возведено в ранг государственной политики.
Таким образом, в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, стимулирующие деятельность государства и предпринимателей, направленную на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы, поощряющие компании к «инвестициям в человека», путем соответствующих налоговых мер, льготных кредитов, общественного поощрения.
Отечественные и зарубежные исследователи рассматривают в качестве одной из наиболее важных глобальных тенденций мирового развития в XXI веке новый этап научно-технического прогресса, который, очевидно, стал причиной переориентации социальных функций государства в связи с существенным изменением положения человека в общественном производстве. Возникнув на фоне существующих нерешенных проблем – неравенства и неравномерности развития различных регионов, социальной несправедливости и т.д., передовые технологии порождают и ряд новых проблем. В литературе анализируются как положительные, так и негативные, текущие и отдаленные последствия научно-технического прогресса для человека. С одной стороны, его положительное воздействие будет обеспечено за счет облегчения и улучшения условий труда, появятся новые возможности для совершенствования условий жизни, быта и отдыха, для самореализации и духовного развития.
Наряду с этим, как предполагают
многие ученые, негативное воздействие
НТП для человека возьмет верх
над благом: это в основном может
выражаться в социальной разобщенности,
одиночестве, усилении зависимости
от экологии и техники, что будет
связано с дополнительными
Государству в условиях экономики инновационного типа предстоит играть координирующую и контролирующую роль. Через совершенствование налоговой системы, стимулирование и поддержку учреждений социальной инфраструктуры и другие механизмы оно цивилизованным путем будет осуществлять косвенную поддержку каждому человеку. Вместе с тем о своей материальной защищенности здоровый и полноценный человек позаботится сам, государство же обязано будет обеспечить заботу о тех, кто не в состоянии самостоятельно, без посторонней помощи обеспечить себе существование.
В связи с резким изменением структуры личного потребления на фоне научно-технического прогресса ожидается рост спроса на новые или усовершенствованные виды товаров и услуг. В США на нужды потребления уже ежегодно идет в среднем 3/4 общего объема ВВП, в том числе 2/3 – на личное потребление населения, остальная часть — на социальные услуги государства (расходы на образование и здравоохранение) [5].
Социальная роль государства постепенно изменится в связи с изменением потребностей и запросов человека, который в будущем станет требовать от государства значительно высокого уровня социальных услуг, реального обеспечения конституционных прав (безопасности жизни, защиты чести, достоинства), создания условий для экологизации сферы личного потребления и получения на всех уровнях образования, соответствующего новым технологиям.
Конечно, можно согласиться с мнением, что «самой важной характеристикой будущего является то, что мы не можем знать о нем всего. Прогнозы, касающиеся будущих цен, продаж или благ, никогда не будут достоверными, и чем дальше отстоит от нас будущее, тем меньше надежность прогнозов» [6]. Но, тем не менее, прогнозные оценки необходимы с целью предупреждения кризисных ситуаций и социальных взрывов. Важно предусмотреть страховочные мероприятия заранее, чтобы в условиях кризиса экономики не расплачиваться высокой ценой человеческой жизни и не проводить меры реанимационного характера.
В этой связи как никогда актуальным представляется мнение о том, что «правительство, бизнес и труд – основные элементы нашего общества – должны заняться планированием будущего, установлением национальных приоритетов, согласованием целей и стратегий» [7]. Социальный распад, сопровождаемый ростом преступности, распадом классической семьи, ненадежным функционированием системы медицинского обслуживания и опасным колебанием промышленности, по мнению ЭлвинаТоффлера, знаменует начало новой цивилизации.
Принципиально важным аспектом
для выделения приоритетов
Другая подобная идея принадлежит известному американскому футурологу Дж. О’Нэйллу, который также высказал гипотезу о том, что миру через сто лет будет свойственна тенденция к децентрализации, что повлечет за собой на Земле процесс переселения из крупных городских центров в сравнительно небольшие. В этих городах, по его мнению, «станет возможным достичь наиболее комфортных условий жизни с искусственным климатом», потому что такие проблемы, как преступность и обезличивание человека, на его взгляд, появляются там, где речь идет о городах-миллионерах [9].
Учитывая предсказания футурологов, можно предположить, что современную социальную политику необходимо строить на основе работы в масштабах небольших населенных пунктов. Есть смысл создавать макросоциальные программы, которые могут разрабатываться для каждого населенного пункта, независимо от территориальных размеров. Эти программы могут носить краткосрочный и долгосрочный характер, что будет способствовать тому, чтобы люди, живущие в каждом населенном пункте страны, видели реальную перспективу своего будущего.
Существенную разницу между индустриальным и постиндустриальным обществом подметил Д. Белл. Он полагает, что «если капитал и труд являются главными структурными чертами индустриального общества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриального общества». Следовательно, перед государством стоит важная «задача выработки социально оптимальной политики вкладов в производство знания» [10].
Социальную политику постиндустриального общества, по-видимому, будут характеризовать следующие важные особенности: гибкость, способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям населения, децентрализованное решение задач. Информационная инфраструктура даст возможность осуществлять более конкретный, дифференцированный подход к каждому человеку, учитывать его индивидуальные запросы и потребности, то есть актуальными принципами технологизации социально-бытовой сферы будущего будут являться принципы качественности обслуживания и индивидуализации. То есть приоритетом технологизации социально-бытовой сферы в условиях инновационной экономики будет выступать не только человеческая личность, но и качество обслуживания человека в сфере личного потребления, обучения, торговли и услуг. Вместе с тем, как утверждают многие ученые-экологи, научно-технический прогресс порождает и ряд глобальных экологических феноменов: загрязнение природы, технологические катастрофы, образование озоновых дыр и др. В связи с этим ими высказывается предположение, что НТП – это одна из немногих сфер социальной деятельности, в которой положительные и отрицательные тенденции далеко не исчерпаны.
Повышение экономической эффективности производства в странах с рыночной экономикой путем внедрения достижений научно-технического прогресса и одновременное ухудшение экологической ситуации требует значительных государственных затрат. Так, в США капиталовложения с целью устранения этих проблем достигли своего пика в 70-е годы, составив 4% общей ежегодной суммы всех капиталовложений в экономику [11].
Учеными-экологами
Грядущий новый этап НТП способен внести в модель самого человека свои специфические черты. Принцип экологизации и предлагаемая учеными ориентация, направленная на формирование «экологического человека», в основном, выражаются в проведении мероприятий по развитию и поддержке иной организации экономики, называемой «неформальным» сектором, задачи которого сводятся к обеспечению занятости населения не на производстве, а на садовых участках и на дому. Большое значение уже сегодня необходимо придавать созданию групп взаимопомощи, развитию народного творчества и т.д.
При формировании современной активной технологизации социально-бытовой сферы нельзя не учитывать того, что бесплатные прежде ресурсы – сырье, вода, энергия и воздух – со временем станут более дефицитными и, следовательно, платными. Это обстоятельство вызывает необходимость экологического образования масс как элемента технологизации социально-бытовой сферы.
Учитывая то обстоятельство,
что качество жизни постепенно связывается
в общественном сознании с решением
экологических проблем и
Так, в частности, вопросы охраны окружающей среды для миллионов американцев стали важным критерием, по которому они оценивают деятельность и государства, и бизнеса. Здесь публикуются «черные списки» предприятий, нарушающих природоохранное законодательство, установлены стандарты токсичности выхлопных газов и топливной экономичности, осуществляются программы по борьбе с отходами, по экологической маркировке продукции и т.д. [13].