Понятие социально-бытовой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление путей внедрения социальных технологий в социально-бытовую сферу города Находки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие социально-бытовой сферы;
определить предпосылки технологизации социально-бытовой сферы;
выявить методы внедрения социальных технологий в сфере быта.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие социально-бытовой сферы 4
1.1Особенности социально-бытовой сферы 4
1.2 Цели социально-бытовой инфраструктуры 7
Глава 2. Предпосылки технологизации социально-бытовой сферы 11
2.1 Принципы технологизации социально-бытовой сферы 11
2.2 Новый этап технологизации социально-бытовой сферы в XXI веке 16
Глава 3. Методы внедрения социальных технологий в сфере быта 23
3.1 Факторы, влияющие на внедрение социальных технологий 23
3.2 Конкретные внедренные технологии в социально бытовой сфере 26
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение А 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ FF.docx

— 80.67 Кб (Скачать)

Следовательно, необходимость  вмешательства государства в  управление социальными процессами диктуется как на этапе перехода к рыночной экономике, так и в условиях развитого рынка, – «технологической» и «экологической» цивилизации.

Становление активной технологизации социально-бытовой сферы в современной Российской Федерации обусловлено как глобальными, так и локальными факторами, которые нацеливают на выделение в ней как тактических, так и стратегических задач. Стратегические задачи направлены на создание основ для будущего развития человека через перестройку общественного интеллекта и его составляющих – науки, культуры, образования; охрану окружающей среды; воспитание «экологического» человека и т.д. Тактические – обусловлены факторами сегодняшнего дня и включают в себя задачи, связанные с жизнеобеспечением и стабилизацией уровня жизни человека в условиях переходной экономики. За решение тактических задач в большей мере ответственность должны нести региональные, а за стратегические – центральные органы власти.

Процесс активизации технологизации социально-бытовой сферы в государстве переходного периода проявляется в следующем:

  1. в учете глобальных и общегосударственных факторов формирования технологизации социально-бытовой сферы;
  2. в создании основ для реализации новой концепции человеческого развития, включении в модель технологизации социально-бытовой сферы не только современных, но и перспективных задач;
  3. в утверждении новой концепции «развития» с ее принципами индивидуализации и эффективности, качественности и экологизации, уважения достоинства и прав человека.

Таким образом, актуальным принципом  активной технологизации социально-бытовой сферы в современной России выступает принцип «экологизации», суть которого состоит в экологическом образовании человека, повышении качества его жизни, развитии неформального сектора экономики и т.д.

 

Глава 3. Методы внедрения социальных технологий в сфере быта

3.1 Факторы, влияющие  на внедрение социальных технологий

Внедрение социальных технологий – это сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений, на язык практических действий. Он состоит из следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объемом, определенным технологическим регламентом социальных технологий); координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения социальных технологий; социальной диагностики его результатов; анализа процесса технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и другие [2].

Факторы, влияющие на внедрение социальных технологий.

Объективные:

  1. степень экономической, социальной самостоятельности организации;
  2. уровень наукоемкости используемых технологий;
  3. степень стабильности процессов;
  4. эффективность использования потенциалов организации – технического, технологического, организационного, экономического, социального, духовного.

Субъективные:

  1. интересы и потребности субъектов социальной деятельности – их характер, степень удовлетворения;
  2. социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности;
  3. степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах.

Освоение технологий, основанных на новейших достижениях науки и  техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого уровня знаний, соблюдения ряда условий:

  1. любая технология имеет свои главные, ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом;
  2. активность ядра организации;
  3. умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом, следующий из внутренней потребности технологизации социальных процессов);
  4. учет нравственных особенностей социальных технологий: они не должны превращаться ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное "прокрустово ложе";
  5. сочетание рационального и ситуационного подходов[11].

Инновационные социальные технологии - инновационная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационные социальные технологии выступают, прежде всего, как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны.

Итак, особое значение инновационные социальные технологии приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

 

3.2 Конкретные внедренные технологии  в социально-бытовой сфере

Глобализация мировой экономики, производственных, научных и культурных связей превратили сферу услуг в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Маркетинговые исследования показывают, что на развитие этой отрасли не в силах повлиять ни экономические, ни политические, ни даже природные катаклизмы.

В процессе развития сферы услуг  создаются условия, способствующие увеличению занятости населения, что  особенно важно для трудоизбыточныхрегионов. Развитие сферы услуг способствует улучшению обслуживания населения за счет увеличения объема и разнообразия оказываемых услуг. Нельзя не отметить, что развитие сферы услуг приводит к изменениям в структуре потребностей населения, особенно в части услуг образования, здравоохранения и культуры.

Отраслевая структура занятости  населения, как фактор экономического развития, в разных странах обусловлена  различной эффективностью отдельных  отраслей экономики. Экономическая  мощь государства зависит,при прочих равных условиях, от структуры занятости населения. Любые изменения структуры предполагают, прежде всего, значительные капиталаобразующие инвестиции, как и инвестиции в человеческий капитал. Но так же нужно учесть, что сдерживающим фактором в прогрессивных изменениях выступают сложившиеся стереотипы поведения в сфере труда, мотивация работников и т.п.

Развитие информационных технологий и телетехнологий привело к серьезным изменениям на рынке труда, вызвав резкое увеличение спроса на 
программистов, специалистов в области информационных и телекоммуникационных технологий. Вопросы подготовки и переподготовки кадров соответствующих изменившимся требованиям стоят очень остро: имея огромную массу безработных мы не можем обеспечить многие отрасли работниками соответствующей квалификации, а,следовательно, сложившаяся система высшего и

 среднего профессионального  образования не адекватна требованиям времени и

нуждается в кардинальных переменах.

Развитие сферы услуг требует  консолидации действий всех субъектов 
предпринимательской деятельности, органов государственного управления, координации, взаимодействия и социального партнерства, как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны предпринимателей. 
Социальное партнерство невозможно организовать только силами государственных органов власти; в системе рыночных отношений оно предполагает возможность выражения различных точек зрения; мобилизацию знаний и ресурсов для выработки стратегии социально-экономического развития общества на общенациональном, региональном и местном уровнях.

Важными условиями развития сферы  услуг являются подготовка высококвалифицированных кадров, вложение средств в развитие социально-культурной сферы. Ведь инвестиции в человека наиболее эффективны, поскольку укрепляют человеческий потенциал – важнейший фактор экономического прогресса. Если сгруппировать все страны по уровнюэкономического развития, то они расположатся в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень организации,культуры и производительность труда являются производными от человеческого потенциала. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу.

Объектами профессиональной деятельности специалиста сферы услуг являются социокультурные потребности человека, т.е. повышение результативности человеческой деятельности сервисным обслуживанием.Эффективность такого обслуживания зависит от социальных технологий, под которыми понимают набор последовательных действий, направленный на объект социальной реальности и имеющий целью перевод этого объекта из одного состояния в другое, либо сохранение состояния этого объекта.

Современная социальная реальность такова, что проблемы управления на всех уровнях  общества, усложнившиеся и обострившиеся  в последние десяти

летия, соотносятся с проблемами развертывания человеческого потенциала как основы социально-экономического и культурного развития и как основы общей жизнеспособности общества.

Многие предприниматели ставят сегодня перед собою задачу повышения  акционерной стоимости своего бизнеса  через повышение социальной ценности своих брендов. Социальныйбрендинг и социальная реклама, столь популярные сегодня в России - это тоже социальные технологии. Не все, но уже многие крупные российские компании начинают формировать вокруг себя благоприятную внешнюю среду с тем, чтобы быстрее развивался их бизнес. А некоторые компании ради того, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, пытаются этому помешать, и начинают разрушать социальную стабильность в том регионе, в котором находится их ближайший конкурент. Созидание и разрушение социальной среды вокруг экономического субъекта происходит сегодня с помощью инструментов социальных технологий.

Вся история человечества изобилует  примерами того, как маленькие  народы становились великими только в силу наличия у них четкой сплачивающей идеи или способности их лидеров вести за собой людей и управлять их мышлением.История бизнеса только подтверждает это. Великий Генри Форд чисто

сердечно признавался: «все, чему я  обязан своим успехом – это  умение ладить с людьми и влиять на них».

Таким образом, актуальность практической проблемы социальныхтехнологий подчеркивается осознанием происходящих перемен в социально-экономическом пространстве, к которым относятся: возрастание роли человеческого ресурса в хозяйственной сфере, вообще, в управлении организацией, в ее успехах и жизнеспособности, возрастание роли и ответственности каждого участника организации; изменение параметров, а также характера социально-экономической динамики современного общества, ускорение рыночных процессов, возникновение новых социально-экономических последствий глобализации; беспрецедентные изменения социально-экономической среды на всех

уровнях систем управления в связи с распространением информационных и

коммуникационных технологий и  основанных на них систем управления информационными процессами в организациях; востребованность личностно-профессионального потенциала специалистов всех уровней, в частности, предпринимательских талантов, умения уверенно вести себя в ситуациях неопределенности и риска; смелости брать на себя ответственность за сложные проблемы в непредсказуемой конкурентной среде, характерной для сферы услуг.

Замысел данного исследования состоит  в раскрытии феномена и возможностей социальных технологий в контексте: осознания роли и места социальных технологий в управлении предприятием сферы услуг; определения соотношений социальных технологий с технологиями производственными; определения будущего социальных технологий – перспектив их применения и развития в контексте совершенствования управления на предприятиях сферы услуг.

Творчество и креативность по своей  природе мотивационно – эмоциональная сторона деятельности. Но наука проникает в знание этой природы. И в последние годы наработаны возможности включения этих знаний в готовом для реализации виде.

Утверждение, что социальные технологии должны войти в арсенал инструментов управления современной организацией, справедливо, как представляется уже с тех пор,как работы наших ученых вскрыли социальную природу связей в трудовых отношениях. А с тех пор, как феноменыЭ. Мэйоинтерпре-

тированы в теории человеческих отношений, социолог и управленцы уже  не могут считать в полной мере состоятельными предшествующие исходные положения, которые были положены в основу практики управления организацией.

Поэтому развивается новая область  научного знания – социально-технологическая, осваивающая новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по преобразованию социальной действительности для более полного использования человеческих ресурсов и воспроизводства жизненных сил. Эта область социально - гуманитарного знания отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов в материальном и духовном прогрессе общества.

Поскольку смысл социальных технологий заключается в сознательном применении их к социальной реальности, то сущность и назначение любой социальной технологии– оптимизировать управленческий процесс, сделать его более технологичным, исключая те виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Следовательно, использование технологий в сфере услуг – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление и повысить эффективность управленческого воздействия.

Информация о работе Понятие социально-бытовой сферы