Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)
  • Создать полную и ясную информационную базу по малому предпринимательству; подспорьем для решения данной проблемы могло бы стать выборочное исследование субъектов хозяйствования данного типа, включая индивидуальных предпринимателей
  • Больше внимания уделять районам и малым городам, так как здесь ярче выражены диспропорции в социально-экономическом развитии
  • Проводить предварительный анализ с учетом факторов развития предпринимательства в районе, городе и решения социально-экономических проблем, то есть осуществлять адресный и дифференцированный подход; с одной стороны, районы и города, имеющие более низкие показатели социально-экономического развития, для преодоления диспропорций потребуют больших вложений, с другой – вложение средств в регионы, имеющие благоприятные факторы для развития предпринимательства, позволит получить максимальный эффект и более полно использовать потенциальные возможности малого бизнеса
  • Создавать объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в соответствии с результатами маркетинговых исследований по выявлению услуг, наиболее необходимых для предпринимателей данного района или города
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 5  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

    Прогнозирование – сложный, многоступенчатый процесс,  для которого характерны многоаспектность, наличие большого числа обратных связей, что  обуславливает необходимость  использования разнообразных подходов и методов.

    На  начальном этапе прогнозирования целесообразно использовать методы экстраполяции, среди которых наиболее приемлемыми в современных условиях в данной сфере являются методы подбора функций и экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом. Первый метод позволяет осуществить выбор оптимальной функции, описывающей динамический ряд по инвестициям, с помощью которой определяется зависимость показателя (инвестиций) от фактора времени. Второй метод позволяет учитывать старение данных, используемых для прогнозирования инвестиций, и с помощью параметра сглаживания обеспечивает получение параметров тренда, характеризующих тенденцию, сложившуюся к моменту последних наблюдений. 
 

   Таблица .  Динамика развития предпринимательства 

  1993* 1994* 1995* 1996* 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Количество малых предприятий на конец года, тыс.  единиц** 7,8 11,1 11,4 14,2 14,8 23,8 24,3 28,1 29,6 28,3 27,8 29,4
Количество  индивидуальных предпринимателей на конец  периода, тыс.  чел. 27,5 47,8 100,7 145,7 165,4 148,6 118,8 126,0 130,7 158,4 142,8 147,5
Численность работников на малых предприятиях на конец периода, тыс.  чел. ** 234,8 257,7 205,8 232,8 176,9 319,1 335,8 388,7 425,2 385,8 380,6 385,1

 
 

        На основе этих данных, используя пакет программ «ПЭР» , спрогнозируем на 2 года (2005 и 2006) основные показатели развития предпринимательства, приведенные в данной таблице. На больший срок прогнозирование нецелесообразно, так как существует множество влияющих факторов, которые невозможно учесть.  
 
 
 
 
 
 

  1. «ПЭР»: используем блок временные ряды

  

        
 

        

        
 
 
 
 

    Используя метод экспоненциального сглаживания  с регулируемым трендом мы получили данные, исходя из которых можно  вывести следующую таблицу:

  1993* 1994* 1995* 1996* 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005  2006
Количество малых предприятий на конец года, тыс единиц** 7,8 11,1 11,4 14,2 14,8 23,8 24,3 28,1 29,6 28,3 27,8 29,4 30,5 
31,6  
Количество  индивидуальных предпринимателей на конец  периода, тыс.  чел. 27,5 47,8 100,7 145,7 165,4 148,6 118,8 126,0 130,7 158,4 142,8 147,5 149,3 
152,6  
Численность работников на малых предприятиях на конец периода, тыс.  чел. ** 234,8 257,7 205,8 232,8 176,9 319,1 335,8 388,7 425,2 385,8 380,6 385,1 394,1 
402,2  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

    В Брестской области решением облисполкома одобрена (31.12.2002 № 791) и утверждена областным  Советом депутатов (решение от 14.02.2003 № 154) Программа государственной  поддержки и развития малого предпринимательства в Брестской области на 2003 --2006 годы, которой предусмотрено развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

    В рамках этого направления Программы  в текущем году проведена реорганизация  Брестского областного государственного фонда финансовой поддержки предпринимателей в Брестское областное государственное учреждение финансовой поддержки предпринимателей, принято решение Брестского облисполкома от 13.10.2003 № 529 "О финансовом обеспечении государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства".

    В соответствии с данным решением облисполкома Брестское областное государственное  учреждение финансовой поддержки предпринимателей объявило конкурс инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства Брестской области для оказания государственной поддержки в виде:

  • Предоставления займа на льготной основе. Займ предоставляется на производственные нужды. Процентная ставка за пользование займом устанавливается не ниже 0,5 ставки рефинансирования Национального банка РБ
  • Частичной компенсации по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционного проекта
  • Частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер частичной компенсации не может превышать 0,5 ставки рефинансирования Национального банка РБ при выдаче кредита в белорусских рублях и 5% годовых при выдаче кредита в иностранной валюте.
  • Частичного финансирования расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятий. Размер частичного финансирования не может превышать 50% сметы расходов.

    Финансирование  проведения конкурса будет осуществляться за счет средств областного бюджета, а также средств Брестского областного государственного учреждения финансовой поддержки предпринимателей. В областном бюджете предусмотрено финансирование в размере 114 млн. руб. Субъектам предпринимательства, участвующим в конкурсе инвестиционных проектов будет также оказано содействие в получении финансирования из других источников, в том числе фонда занятости, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

    Основными критериями отбора инвестиционных проектов являются:

  • Инвестиции в приоритетные для Брестской области направления деятельности субъектов малого предпринимательства
  • Создание новых рабочих мест
  • Финансово-экономическое состояние участника конкурса
  • Размер вложений собственных средств участника конкурса

    Приоритетными направлениями деятельности субъектов  малого предпринимательства являются:

  • Создание и развитие импортозамещающих и экспортоориентированных производств
  • Создание производств и оказание услуг в сельской местности, в регионах с низким уровнем занятости населения
  • Высокотехнологичные и инновационные проекты
  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции
  • Развитие инфраструктуры придорожного сервиса
  • Развитие туристических услуг

    В настоящее время поставлены следующие  задачи:

  • Провести городские (районные) конкурсы "Лучший предприниматель года" (Положение о порядке проведения республиканского конкурса утверждено Постановлением Минэкономики от 26.09.2003 № 1225). В настоящее время Минэкономики разработаны Правила оценки результатов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для определения победителей конкурса.
  • Рассмотреть вопросы развития малого предпринимательства на заседаниях исполкомов и сессиях гор-райсоветов. В соответствии с решением областного Совета депутатов от 26.09.2002 №125 "О развитии в области малого предпринимательства" проведены сессии по предпринимательству в 2002 --2003 г.г. в городе Бресте, Березовском, Жабинковском, Ивацевичском, Кобринском, Лунинецком, Пинском, Столинском районах. Барановичскому, Березовскому, Ганцевичскому, Дрогиченскому, Ивановскому, Малоритскому, Столинскому райисполкомам предложено включить в план работы на 2006 г. рассмотрение вопроса о развитии малого предпринимательства.
  • Необходимо активизировать работу Советов по развитию предпринимательства при председателях гор-райисполкомов на предмет решения вопросов по переводу предпринимателей, торгующих на рынках в обустроенные помещения, а также организации семинаров по обучению предпринимателей.
  • В целях развития бытового обслуживания и привлечения предпринимателей к оказанию бытовых услуг проработать возможность введения налоговых льгот (в пределах компетенции исполкома) для предпринимателей, оказывающих услуги в сельской местности.

    Существует  несколько основных направлений  работы по дальнейшему развитию сферы бытовых услуг:

  • Создание благоприятных условий для предпринимательства, прежде всего в сельской местности. В области ведется работа по привлечению предпринимателей из городов к оказанию ими услуг в сельской местности. Так, частное унитарное предприятие "Салон Стиль" г. Бреста стало одним из первых предприятий в сфере бытового обслуживания, которое стало развивать свою деятельность в сельской местности. Открыты филиалы по оказанию парикмахерских услуг и созданы рабочие места в городах Кобрин и Иваново, р.п. Микашевичи. А также предпринимателем из Бреста Маховиком В.Я. открыты пункты по ремонту обуви и изготовлению ключей в Брестском, Каменецком, Малоритском, Кобринском, Столинском районах. Всего в текущем году такая работа проведена с 26 предпринимателями в различных регионах области.
  • Увеличение объемов бытовых услуг, оказываемых сельскому населению, и выполнение социальных стандартов в этой сфере за счет новых форм организации обслуживания. Расширение сотрудничества предпринимателей с райпо и УП "Брестоблпочта". (УП "Брестоблпочта" в 2005 г. приняло 45610 заказов на оказание бытовых услуг для коммерческих организаций на сумму 211,8 млн. руб. Реализовано товаров, произведенных негосударственными предприятиями бытового обслуживания, на сумму 39,9 млн. руб.). Пример такого сотрудничества -- работа индивидуального предпринимателя из г. Бреста, который оказывает услуги по печати фотографий на территории всей области. Только в прошлом году для его студии "Фото Миг" почтовыми отделениями было принято 52000 заказов по пересылке фотопленки и фотографий.
  • Привлечение к предпринимательской деятельности сельского населения из числа безработных. Создание новых рабочих мест, в том числе с привлечением средств фонда занятости, в том числе организация обучения профессиям, необходимым в сфере бытового обслуживания.

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах