Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

    Ряд функций, таких как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой -- эффективное управление, менеджмент, со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю. Основное качество менеджера -- способность "внести организованность в неструктурированную организацию" -- далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий -- менеджер.

    Лишь  в середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора. Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 -- 1950) в книге "Теория экономического развития" утверждает, что функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

    Предпринимателями мы называем хозяйственных  субъектов, функцией которых является как раз осуществление  новых комбинаций, и которые выступают  как его активный элемент.

      По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899 -- 1984). По его мнению, сущность предпринимательства -- поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Таким образом:

    Задача  предпринимателей -- реформировать и  революционизировать  способ производства путем внедрения  изобретений, а в  более общем смысле -- через использование  новых технологических  возможностей для  производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции -- вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности…

    Сутью этого определения является признание  новаторства и новизны вообще как неотъемлемой части предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация -- это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке. В качестве новой идеи может выступать все что угодно -- от нового промышленного продукта до новой организационной структуры.

    В энциклопедическом словаре предпринимателя  это понятие трактуется следующим  образом:

    Предпринимательство (фр. Enterprise) -- инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. Enterpreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

    Представляет  интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге "Рыночное предпринимательство":

    Предпринимательство…  является деятельностью, которая связана  с вложением средств  в целях получения  прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

    Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних  условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой -- управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало стали собственниками управляемых ими средств производства.

      
 
 

    1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 

    Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская  деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес -- побудительный мотив предпринимательской деятельности. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, и, наконец, успехом и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

    Таким образом, как управленец-хозяйственник  предприниматель стремится к  обеспечению стабильных условий  для реализации и развития своей  предпринимательской функции. С  этой стороны его задача состоит  в уравновешивании разнонаправленных  сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской деятельности.

    Стремясь  к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к  наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения  эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где  их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности.

    Выделяют  следующие виды предпринимательской  деятельности:

  • производственную
  • коммерческую
  • финансовую

    Производственное  предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление  товаров и услуг, коммерческое -- на их обмен, а финансовое -- на обращение, обмен стоимостей.

    Коммерческое  предпринимательство включает:

  • найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг
  • приобретение, закупку товара для последующей продажи
  • найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров
  • привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий возврат кредита с процентами
  • получение или приобретение необходимой информации для успешного планирования, оформления, регулирования сделки
  • реализацию товаров и получение прибыли
  • реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным финансовым органам

    Финансовое  предпринимательство относится  к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар -- деньги, валюта, ценные бумаги.

    Общая схема финансовой предпринимательской  сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным  видом финансового предпринимательства является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель продает, размещает в качестве финансового товара, в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности. Подобная форма предпринимательства пригодна в основном  для предприятий, а не для отдельных граждан, хотя в будущем она может получить широкое распространение в стране. 

    Организационные формы предпринимательства:

  • предприятие
  • корпорация

    Слово "предприятие" в русском языке имеет прямое отношение к понятию "предпринимательство". Смысл этого слова означает задуманное или предпринятое кем-нибудь дело. Оно означал также производственное учреждение -- завод или фабрику. Предприятие рассматривали как основную хозяйственную ячейку общества и как объект статистического учета. Хозяйственная практика, в основном практика управления и статистического учета характеризовала предприятия как мелкие или малые, средние и крупные. Такое деление предприятий существует во многих странах мира. В 70е -- 80е г.г. отличительным признаком отнесения предприятия к разряду стала численность работающих. Верховный государственный орган принимает нормативный документ, в котором устанавливает эту численность. Так, в РБ Постановлением Совета Министров БССР от 20.05.1991 "О малых предприятиях в Белорусской ССР" определено, что к данной группе предприятий относятся вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью работающих:

  • в промышленности -- до 2000 человек
  • в науке и научном обслуживании -- до 200 человек
  • в строительства и других отраслях производственной сферы -- до 50 человек
  • в общественном питании и бытовом обслуживании -- до 50 человек
  • в розничной торговле -- до 25 человек
  • в других отраслях производственной сферы -- до 25 человек

    Малые предприятия в Российской Федерации и ряде других стран СНГ по численности  близки к малым предприятиям РБ.

    Малое предприятие или фирма в США  имеет 100 работающих. Статистика США  установила следующую градацию малого бизнеса или малой фирмы: наименьшая фирма -- от 1 до 24 служащих, малая фирма -- от 25 до 99 служащих, средняя (промежуточная) фирма -- от100 до 999, крупнейшая фирма -- от 1000 и более служащих. В статистической же практике РБ и других стран СНГ средние, крупные и крупнейшие предприятия не выделяют.

    Корпорация -- происходит от позднелатинского corporatio -- объединение. Это одно из самых распространенных в экономической и юридической литературе наименований союзов и организаций, созданных в целях защиты каких-либо привилегий их участников. 
 
 

    1.3  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА 

    Развитие  малого и среднего бизнеса в каждой стране осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен  одинаковый: ускорение формирования рыночных отношений, стабилизация экономики  и социальной сферы. В экономически развитых странах давно поняли, что наемный работник не может быть хорошим тружеником в широком смысле. Он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам государственных приватизируемых предприятий  предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. Но самое главное -- малый бизнес начало поддерживать государство, которому такая политика выгодна по ряду причин.

    Во-первых, превращая граждан в предпринимателей, государство снимает с себя ответственность  за решение многих социальных проблем  в обществе; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

    Примечательна позиция немецкого политика Й. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и развлеченная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в различных общественных системах, но и в любое время заменить.

    При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает  своих граждан, создает богатство страны. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкая капиталоемкость и потому широкая доступность населению
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство и сбыт разнообразных товаров и услуг
  • ориентация на потребителя, так как выживаемость зависит от окупаемости
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускорению развития НТП
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует быстрому развитию последних
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении
  • значительно меньшее воздействие на окружающую среду и другие

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах