Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения
Ряд функций, таких как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой -- эффективное управление, менеджмент, со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю. Основное качество менеджера -- способность "внести организованность в неструктурированную организацию" -- далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий -- менеджер.
Лишь в середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора. Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 -- 1950) в книге "Теория экономического развития" утверждает, что функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:
Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций, и которые выступают как его активный элемент.
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899 -- 1984). По его мнению, сущность предпринимательства -- поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Таким образом:
Задача предпринимателей -- реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле -- через использование новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции -- вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности…
Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой части предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация -- это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке. В качестве новой идеи может выступать все что угодно -- от нового промышленного продукта до новой организационной структуры.
В
энциклопедическом словаре
Предпринимательство (фр. Enterprise) -- инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. Enterpreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.
Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге "Рыночное предпринимательство":
Предпринимательство… является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой -- управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало стали собственниками управляемых ими средств производства.
1.2
ВИДЫ И ФОРМЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес -- побудительный мотив предпринимательской деятельности. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, и, наконец, успехом и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
Таким
образом, как управленец-хозяйственник
предприниматель стремится к
обеспечению стабильных условий
для реализации и развития своей
предпринимательской функции. С
этой стороны его задача состоит
в уравновешивании
Стремясь
к повышению доходности ресурсов,
предприниматель прибегает к
наиболее рациональным способам их применения.
Наиболее очевидной формой повышения
эффективности располагаемых
Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:
Производственное
предпринимательство
Коммерческое предпринимательство включает:
Финансовое предпринимательство относится к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар -- деньги, валюта, ценные бумаги.
Общая
схема финансовой предпринимательской
сделки похожа на схему коммерческой
сделки, но только товаром становятся
деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным
видом финансового
Организационные формы предпринимательства:
Слово "предприятие" в русском языке имеет прямое отношение к понятию "предпринимательство". Смысл этого слова означает задуманное или предпринятое кем-нибудь дело. Оно означал также производственное учреждение -- завод или фабрику. Предприятие рассматривали как основную хозяйственную ячейку общества и как объект статистического учета. Хозяйственная практика, в основном практика управления и статистического учета характеризовала предприятия как мелкие или малые, средние и крупные. Такое деление предприятий существует во многих странах мира. В 70е -- 80е г.г. отличительным признаком отнесения предприятия к разряду стала численность работающих. Верховный государственный орган принимает нормативный документ, в котором устанавливает эту численность. Так, в РБ Постановлением Совета Министров БССР от 20.05.1991 "О малых предприятиях в Белорусской ССР" определено, что к данной группе предприятий относятся вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью работающих:
Малые предприятия в Российской Федерации и ряде других стран СНГ по численности близки к малым предприятиям РБ.
Малое предприятие или фирма в США имеет 100 работающих. Статистика США установила следующую градацию малого бизнеса или малой фирмы: наименьшая фирма -- от 1 до 24 служащих, малая фирма -- от 25 до 99 служащих, средняя (промежуточная) фирма -- от100 до 999, крупнейшая фирма -- от 1000 и более служащих. В статистической же практике РБ и других стран СНГ средние, крупные и крупнейшие предприятия не выделяют.
Корпорация
-- происходит от позднелатинского corporatio
-- объединение. Это одно из самых распространенных
в экономической и юридической литературе
наименований союзов и организаций, созданных
в целях защиты каких-либо привилегий
их участников.
1.3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
Развитие малого и среднего бизнеса в каждой стране осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: ускорение формирования рыночных отношений, стабилизация экономики и социальной сферы. В экономически развитых странах давно поняли, что наемный работник не может быть хорошим тружеником в широком смысле. Он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам государственных приватизируемых предприятий предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. Но самое главное -- малый бизнес начало поддерживать государство, которому такая политика выгодна по ряду причин.
Во-первых,
превращая граждан в
Примечательна позиция немецкого политика Й. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и развлеченная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в различных общественных системах, но и в любое время заменить.
При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство страны. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:
Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах