Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

 
  Областные (городские) центры развития малого бизнеса (локальный  уровень)

  1. Консалтинговые центры.

  2. Обучающие программы для предпринимателей.

  3. Помощь по заключению контрактов малых предприятий с государством.

  4. Программы по обеспечению микрозаймов.

  5. Информационная поддержка бизнеса.

  6. Создание бизнес-инкубаторов.

  7. Проведение конференций, посвященных  проблемам малого и среднего  бизнеса.


 

Предприниматель и его команда (уровень управления предприятием) 

 Управление  созданием малого предприятия

 1. Оценка  бизнес-идеи на соответствие критериям  эффективного предприятия.

 2. Выбор  организационной формы.

 3. Разработка  бизнес-плана.

 4. Регистрация  предприятия.

  Управление  функционированием малого предприятия

 1. Стадия  создания и становления.

 2. Стадия  достижения проектируемых показателей.

 3. Стадия  дальнейшего роста.

 4. Стадия  зрелости.


 

    Описанная структура (система) государственной  поддержки малого бизнеса должна существенно изменить состояние этого важнейшего звена экономики в республике и привлечь к нему внимание всех государственных управленческих органов. Такого подхода настоятельно требует жизнь, новые экономические и политические реалии. 
 
 

    
    1. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 

    Опыт  деятельности малых предприятий  в странах с переходной экономикой показывает, что в становлении  и развитии малого бизнеса значительную роль играют региональные факторы. Местная  среда может способствовать появлению новых малых предприятий и функционированию действующих или затруднять эти процессы. К факторам местной среды относятся:

  • Позиция местных властей и других государственных структур по отношению к малому бизнесу (нейтральная, противодействующая, активного содействия)
  • Существование и эффективность ассоциаций (союзов) предпринимателей
  • Социально-психологический климат в данной местности (от одобряюще-поддерживающего до враждебно-осуждающего отношения населения к частному бизнесу) и др.

    Региональные  различия по рождаемости новых фирм и темпам роста действующих фирм в столичных и периферийных регионах свидетельствуют о необходимости учета их особенностей при формировании национальной политики поддержки малого бизнеса. Особенно остро этот вопрос стоит в менее развитых регионах, где темпы экономической трансформации и реструктуризации были невысоки.

    Значительное  число опрошенных предпринимателей заявили,что у них есть инновативные продукты, однако уровень инновативности в общем случае невысок. Опыт развитых экономик свидетельствует, что малые фирмы могут реализовать свой инновативный потенциал (и, таким образом, внести вклад в инновационную активность региона) только при наличии внешних условий, содействующих инновационной деятельности. Одним из приоритетов является разработка и внедрение такой инновационной политики, которая наряду с крупными предприятиями и проектами признавала бы и активизировала потенциал малых фирм.

    Увеличение  доходов в стране обычно с развитием  рынков за рубежом. Малым же фирмам из-за их размера сложно осваивать такие рынки, поэтому правительства на Западе разрабатывают специальные программы содействия экспорту. Результаты проекта показали, что в трех изучаемых странах процент экспортеров среди малых фирм в страны СНГ или Центральной и Восточной Европы очень невелик, но еще меньше фирм имели рынки в западных государствах. Формирование программ поддержки малых фирм -- потенциальных экспортеров должно стать приоритетом политики в этих странах, также как и снятие барьеров внутреннего характера, таких, как отсутствие финансовых средств на развитие из-за непосильных налогов.

    География рынков малого предприятия в значительной мере определяет его выживание и  развитие. Выбор рынков сбыта зависит  от многих факторов -- вида деятельности, уровня конкурентоспособности, стратегии менеджеров, а также от специфики региона, где находится предприятие. Региональные особенности прежде всего проявляются в емкости внутреннего рынка. В случае, если внутренний рынок для определенного товара является недостаточным (узкая "ниша", малонаселенный район или низкая покупательная способность населения), расширение географических рынков может стать насущной необходимостью. Более того, в странах с ограниченным внутренним рынком (например, Эстония, Словакия, Молдова) вопрос об экспортной ориентации предприятия может возникнуть уже на этапе его становления. Так, исследование, проведенное в странах Балтии, показало, что эстонские малые предприятия относительно более активно (по сравнению , например, с Польшей) занимаются экспортом, что обусловлено высокой покупательной способностью малочисленного населения страны.

    Для малых предприятий рынок классифицируют не только на внутренний и внешний. В рамках первого выделяют региональный рынок (ограниченный определенным городом, районом или областью) и национальный (страна в целом). Внешние продажи предприятий, осуществляемые за пределами своего региона, позволяют увеличить доход не только самих предприятий, но и регионов. Однако, хотя малые фирмы и имеют потенциальные возможности для осуществления внешних продаж, они, как правило, ограничиваются рынком своего региона. Об этом свидетельствует опыт западных стран. Указанный вывод нашел подтверждение и в результатах исследований.

    По  данным результатов, большинство малых  предприятий в основном работает на региональном рынке. Так, 64% украинских фирм более половины продаж осуществляют в своем регионе, в Беларуси таких фирм -- 58%, в Молдове -- 69%. Зависимость малых фирм от местного рынка в значительной степени определяется видом деятельности. Например, предприятия торговли и сферы услуг больше ориентированы на местный рынок, чем на производственные фирмы. Таким образом, государственная поддержка экспортной деятельности в первую очередь должна быть направлена на промышленные предприятия, что позволит быстрее и эффективнее увеличить внешние продажи малого бизнеса. Если сопоставить географию рынков малых фирм, расположенных в столицах и в периферийных регионах, можно отметить, что в Могилеве и Виннице продажи более ориентированы на местные рынки.

    Во  всех трех странах фирм-экспортеров оказалось немного, при этом основные зарубежные рынки находятся с СНГ или Центральной и Восточной Европе: 

    Таблица 1.   Малые предприятия, имевшие в 2004 г. зарубежные рынки

    (по  странам) 

    Страна     СНГ / Центральная и Восточная Европа     Другие  страны
    Украина

    Беларусь

    Молдова

    15%

    39%

    24%

    5%

    7%

    7%


 

    Сравнительно  меньший процент фирм-экспортеров  в Украине можно объяснить  тем, что внутренний рынок этой страны намного превышает рынок Беларуси и, тем более, Молдовы. В результате проблема поиска внешних рынков для украинских малых фирм не стоит так остро, что должно вызывать обеспокоенность предпринимателей, поскольку ориентация предприятий преимущественно на внутренние рынки существенно сокращает потенциальные возможности их роста. Опрос выявил также значительные различия между географией внешних рынков столичных и периферийных фирм: 

    Таблица 2.      Малые предприятия, имевшие в 2004 г. зарубежные рынки (по регионам) 

    Регион     СНГ / Центральная и восточная Европа     Другие  страны
    Киев

    Винница

    Минск

    Могилев

    17%

    8%

    46%

    15%

    7%

    1%

    15%

    2%


     

    Частично  эти региональные различия можно  объяснить особенностями выборки: в Могилеве в опросе участвовали  более мелкие предприятия, которым  труднее развивать внешние рынки. С другой стороны, указанные различия определяются разной степенью доступности внешних рынков: на периферии фирмы находятся в худшем положении в отношении доступа к информации, внешним источникам финансирования, другим услугам по развитию экспорта.

    Значительно процент малых фирм зарегистрировали увеличение объемов продаж  в 1997-1998 г.г. (в Украине --43%, в Беларуси -- 55%, в Молдове --35%). Однако в основном это достигалось посредством расширения уже освоенных рынков, а не за счет продвижения на новые географические рынки. 

    Малое предпринимательство, как уже говорилось, представляют три типа субъектов хозяйствования: малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства  и индивидуальные предприниматели. По первым двум существуют официальные данные. Хотя, к сожалению, они недостаточно верны, так как не все малые предприятия и фермерские хозяйства представляют статистическую отчетность. В имеющейся же информации наиболее достоверный показатель, отражающий уровень их развития, -- количество зарегистрированных субъектов хозяйствования на 1000 жителей конкретной территории. Сведения о результатах работы индивидуальных предпринимателей вообще отсутствуют. Оценить ее можно только косвенно -- по данным налоговых инспекций о величине поступивших от них налогов и платежей. Поэтому, рассматривая развитие малого предпринимательства на территории РБ, необходимо ориентироваться на количество субъектов хозяйствования на 1000 жителей (рис. 1).

    Анализ  пространственного размещения малого предпринимательства позволяет  сделать вывод, что на него влияют четыре главных фактора:

  • Статус столицы. Если в городе Минске на 1000 жителей зарегистрировано 12,6 малых предприятий, то для большинства городов и районов республики этот показатель ниже 3,0.
  • Уровень развития промышленности. Для промышленно развитых городов характерен более высокий уровень развития малого предпринимательства. Особенно это заметно на примере городов Мозырь и Новополоцк -- центров нефтеперерабатывающей промышленности. Этот показатель выше, если город наряду с развитой промышленностью имеет статус областного центра.
  • Наличие субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для районов Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей, исключая областные центры, характерен более высокий уровень развития малого бизнеса, особенно для тех, где существуют структуры поддержки предпринимательства (Полоцкий район Витебской области, Светлогорский и Мозырский -- Гомельской, Лидский и Сморгонский -- Гродненской, Горецкий -- Могилевской). Однако в областях Брестской (Барановичский район) и Минский (Клецкий, Копыльский, Любаньский, Несвижский, Стародорожский, Столбцовский районы) таких форм содействия пока нет.
  • Чернобыльская проблема. Районы Брестской, Гомельской и Могилевской областей, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, имеют значительно более низкий уровень развития предпринимательства.

    Таким образом, для Беларуси характерна общая  для стран с переходной экономикой тенденция развития малого бизнеса, которая состоит  в поляризации  по оси: центр -- периферия. Однако, в  сравнении с другими странами, наша республика имеет более низкий общий уровень развития малого бизнеса. Так, по данным за 2003 г. количество малых предприятий на 1000 жителей составляет около 2,5 единиц, в то время как в странах Евросоюза этот показатель составляет 50 малых предприятий на 1000 населения, в США он доходит до 80, в Украине -- более 5, в России -- более 6.

    Учитывая, что для областей РБ в основном характерны общие территориальные  тенденции и проблемы в развитии малого предпринимательства, эффективным  направлением региональной политики по его поддержке было бы акцентирование внимания на районном уровне, имеющем более ярко выраженные диспропорции.

    Таким образом, вышеизложенные факты говорят  о том, что региональная политика по поддержке малого предпринимательства  ведется в основном интуитивно – без опоры на четко разработанные правила. Поэтому, на мой взгляд, следует:

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах