Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения
На первый взгляд, малый бизнес значительно уступает большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и невозможен для малых предпринимательских структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными фирмами. На самом деле малый бизнес может успешно конкурировать с большим. Так, например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется примерно 6 лет, а для внедрения новой стратегии -- 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше -- от 6 месяцев до 1 года.
Традиционно считалось также, что технологические инновации -- это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.
Малый
и средний бизнес обеспечивают новые
рабочие места, так необходимые экономике
Беларуси. Новые вакансии создаются за
счет новых небольших фирм, а не за счет
крупных устоявшихся компаний. Малый бизнес
создает благоприятные условия для более
эффективного функционирования крупных
предприятий, обеспечивая широкие возможности
выполнения субподрядных работ и всевозможных
услуг в тех областях, где деятельность
крупных организаций традиционно нерентабельна.
За двенадцать последних лет в секторе белорусского малого предпринимательства произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов хозяйствования, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Становление малого предпринимательства можно условно разделить на два этапа. Для первого (до 1996 г.) характерен быстрый рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативной правовой базы инфраструктуры поддержки предпринимательства. Второй этап (после 1996 г.) отмечен обновлением и созданием правового поля, установлением государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью и как следствие - низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.
В течение 1998-2000 гг. в развитии малого бизнеса наблюдалась общая тенденция роста. Количество малых предприятий увеличилось более чем на 20 %, численность работающих -- на 27%. Приток рабочей силы был обусловлен более высокой, чем в коммерческих организациях государственной формы собственности, оплатой труда, а также гибко изменяющимся спросом на рабочую силу и постоянно создаваемыми рабочими местами.
С 2001 г. наметилась тенденция уменьшения количества малых предприятий при росте индивидуальных предпринимателей. Основные причины этого таковы:
Тенденция сокращения числа малых предприятий сохранилась вплоть до середины 2003 г.; в этот период их насчитывалось 26,8 тыс. Однако со второго полугодия ситуация не только стабилизировалась, но и наметился рост. В результате в конце 2003 г. было зафиксировано 29,4 тыс. малых предприятий. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2003 г. в сравнении с 2002 г. составил 104,6%.
Распределение
малых предприятий по отраслям экономики
характеризуется
Остальные
отрасли в составе малых
Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт в малом бизнесе занимают около 80 %. Отраслевая структура на протяжении последних лет значительным изменениям не подвергалась.
По формам собственности наибольший удельный вес к 1 января 2004 г занимали малые предприятия частной формы собственности -- 94,2%, и 5,8% -- государственной. В целом по формам собственности наблюдается тенденция постепенного роста удельного веса частных малых предприятий, а также сокращения доли малых предприятий государственной формы собственности.
Численность
занятых на малых предприятиях в
2003 г., включая совместителей и
работающих по договорам гражданско-
Более
чем '/3 общего числа работников малых
предприятий на конец 2003 г. были заняты
в промышленности, в сфере торговли
и общественного питания
Уровень регионального развития малого бизнеса зависит от следующих факторов: выгодность географического положения, наличие сырьевых, трудовых ресурсов, а также развитой инфраструктуры, уровень доходов населения, отношение и степень поддержки со стороны государственной власти.
Большая часть малых предприятий (55%) и индивидуальных предпринимателей (около 25%) сконцентрирована в Минске.
Однако в 2002 г. число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в г. Минске, снизилось на 4,5%. Одной из весомых причин этого процесса послужил плановый перевод мелкорозничных объектов — киосков и палаток - с центральных улиц Минска в стационарные помещения.
Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.
Крайне
слабо развито малое
Сравнительный анализ по уровню и темпам развития в разрезе малых предприятий и экономики республики в целом показывает, что эти показатели в малом бизнесе в сопоставимых ценах, начиная с 2000 г., имеют более высокие значения.
Так, производство промышленной продукции на малых предприятиях в 2003 г. достигло 1 трлн. 640 млрд. руб., в том числе объем продукции малых предприятий промышленности - около 95%. По 26% общего объема промышленной продукции, произведенной малыми предприятиями промышленности, приходится на машиностроение и металлообработку, а также пищевую промышленность. Около 15 % занимает продукция химической и нефтехимической промышленности, 11 - лесной и деревообрабатывающей, 7% - продукция легкой промышленности.
Что касается инвестиций, то малыми предприятиями в 2003 г. были введены основные фонды на сумму 255 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 310 млрд. руб.
В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц, включая кредиты, в 2003 г. составили 76,8%, иностранных инвесторов и кредитов -- 15,7, республиканского и местных бюджетов-4,1%. Следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и соответственно снижение объемов таких источников, как средства республиканского и местных бюджетов.
Объем розничного товарооборота малых предприятий в 2003 г. составил 690 млрд. руб.
Финансовую
деятельность малых предприятий
характеризуют следующие
Вместе с тем в 2003 г. возросло количество убыточных малых организаций. Их удельный вес от общего количества составил 27,4%, тогда как в 2002 г. - 25,7%, в 2001 г. - 17,6%. Наибольшее количество убыточных малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании-31%, сельском хозяйстве-30, на транспорте - 28, и в промышленности - 27%.
Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в 2003 г. составил 9,8%. При этом в промышленности он достиг 9,1%, в строительстве- 12,1, торговле и общественном питании - 14,1%. На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 11,3%, в том числе с иностранной собственностью - 8,8, со смешанной собственностью с иностранным участием - 13,9, а на малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность была равна 3,3%.
В
2003 г. удельный вес добавленной стоимости
малых предприятий в объеме ВВП
составил 6%, доля налоговых поступлений
от малых предприятий и
В связи с постепенным ростом числа предпринимательских структур актуальной в настоящее время является проблема их обеспечения высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими опытом и знаниями в этой сфере.
Следует
отметить, что в целях развития
малого предпринимательства в
В соответствии с Концепцией целью государственной политики является формирование условий устойчивого развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Данные условия должны обеспечить:
В соответствии с данной концепцией планируется:
• довести долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки в 2005 г. до 25%;
• увеличить общее число занятых в данном секторе, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 700 тыс. чел.
Для достижения поставленной цели в области поддержки и развития малого предпринимательства предусматривается:
•
совершенствование правовых и экономических
условий для устойчивого
• оживление деловой активности, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг;
• целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
•
совершенствование финансово-
Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах