Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

    На  первый взгляд, малый бизнес значительно  уступает большому бизнесу в борьбе за рынки. Бытует мнение, что рынок  в основном доступен большим предприятиям с многомиллионными оборотами и  невозможен для малых предпринимательских  структур. Главный аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными фирмами. На самом деле малый бизнес может успешно конкурировать с большим. Так, например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется примерно 6 лет, а для внедрения новой стратегии -- 10 лет и более. Для малых фирм этот срок значительно меньше -- от 6 месяцев до 1 года.

    Традиционно считалось также, что технологические  инновации -- это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после второй мировой войны пришло из сферы малого бизнеса. К тому же, согласно статистике, в малых фирмах в 24 раза больше инноваций и открытий по сравнению с крупными фирмами.

    Малый и средний бизнес обеспечивают новые рабочие места, так необходимые экономике Беларуси. Новые вакансии создаются за счет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний. Малый бизнес создает благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна. 
 
 

    
    1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 

    За  двенадцать последних лет в секторе  белорусского малого предпринимательства произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов хозяйствования, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

    Становление малого предпринимательства можно условно разделить на два этапа. Для первого (до 1996 г.) характерен быстрый рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативной правовой базы инфраструктуры поддержки предпринимательства. Второй этап (после 1996 г.) отмечен обновлением и созданием правового поля, установлением государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью и как следствие - низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.

    В течение 1998-2000 гг. в развитии малого бизнеса наблюдалась общая тенденция роста. Количество малых предприятий увеличилось более чем на 20 %, численность работающих -- на 27%. Приток рабочей силы был обусловлен более высокой, чем в коммерческих организациях государственной формы собственности, оплатой труда, а также гибко изменяющимся спросом на рабочую силу и постоянно создаваемыми рабочими местами.

    С 2001 г. наметилась тенденция уменьшения количества малых предприятий при  росте индивидуальных предпринимателей. Основные причины этого таковы:

  • усложненность, нестабильность и высокая стоимость процедуры государственной регистрации малых предприятий по сравнению с индивидуальными предпринимателями;
  • меньшие затраты для входа на рынок и соответственно меньший риск для индивидуальных предпринимателей в условиях недостаточной гарантии зашиты права собственности;
  • меньший налоговый пресс и более простые системы налогообложения и бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.

    Тенденция сокращения числа малых предприятий сохранилась вплоть до середины 2003 г.; в этот период их насчитывалось 26,8 тыс. Однако со второго полугодия ситуация не только стабилизировалась, но и наметился рост. В результате в конце 2003 г. было зафиксировано 29,4 тыс. малых предприятий. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2003 г. в сравнении с 2002 г. составил 104,6%.

    Распределение малых предприятий по отраслям экономики  характеризуется неравномерностью. В основном малые предпринимательские  структуры ориентируются на сферу торговли и общественного питания, где их доля на 1 января 2004 г. составила 44,4% к общему количеству малых предприятий; в промышленности их 20,8%, в строительстве- 11,7%, на транспорте - 5,5%.

    Остальные отрасли в составе малых предприятий  представлены незначительно. Например, на сельское хозяйство приходится 1,0%. сферу здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения - 2,1%.

    Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также  транспорт в малом бизнесе  занимают около 80 %. Отраслевая структура  на протяжении последних лет значительным изменениям не подвергалась.

    По  формам собственности наибольший удельный вес к 1 января 2004 г занимали малые предприятия частной формы собственности -- 94,2%, и 5,8% --  государственной. В целом по формам собственности наблюдается тенденция постепенного роста удельного веса частных малых предприятий, а также сокращения доли малых предприятий государственной формы собственности.

    Численность занятых на малых предприятиях в 2003 г., включая совместителей и  работающих по договорам гражданско-правового  характера, составила около 385 тыс. чел, причем удельный вес работников списочного состава -- 86-87%.

    Более чем '/3 общего числа работников малых  предприятий на конец 2003 г. были заняты в промышленности, в сфере торговли и общественного питания работало 26% общего числа занятых; строительстве - 15, на транспорте -около 8%, в сельском хозяйстве - 1,5%. Таким образом, в реальном секторе малого предпринимательства было задействовано 86-87% общего числа занятых на данных предприятиях.

    Уровень регионального развития малого бизнеса  зависит от следующих факторов: выгодность географического положения, наличие сырьевых, трудовых ресурсов, а также развитой инфраструктуры, уровень доходов населения, отношение и степень поддержки со стороны государственной власти.

    Большая часть малых предприятий (55%) и  индивидуальных предпринимателей (около 25%) сконцентрирована в Минске.

    Однако  в 2002 г. число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в  г. Минске, снизилось на 4,5%. Одной  из весомых причин этого процесса послужил плановый перевод мелкорозничных объектов — киосков и палаток - с центральных улиц Минска в стационарные помещения.

    Основной  проблемой областного предпринимательства  является неравномерность распределения  субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.

    Крайне  слабо развито малое предпринимательство  в малых городах и сельской местности, хотя именно для них характерны наибольший дефицит товаров и  услуг, проблемы трудоустройства и  т.п.

    Сравнительный анализ по уровню и темпам развития в разрезе малых предприятий и экономики республики в целом показывает, что эти показатели в малом бизнесе в сопоставимых ценах, начиная с 2000 г., имеют более высокие значения.

    Так, производство промышленной продукции  на малых предприятиях в 2003 г. достигло 1 трлн. 640 млрд. руб., в том числе объем продукции малых предприятий промышленности - около 95%. По 26% общего объема промышленной продукции, произведенной малыми предприятиями промышленности, приходится на машиностроение и металлообработку, а также пищевую промышленность. Около 15 % занимает продукция химической и нефтехимической промышленности, 11 - лесной и деревообрабатывающей, 7% - продукция легкой промышленности.

    Что касается инвестиций, то малыми предприятиями  в 2003 г. были введены основные фонды на сумму 255 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 310 млрд. руб.

    В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц, включая кредиты, в 2003 г. составили 76,8%, иностранных инвесторов и кредитов -- 15,7, республиканского и местных бюджетов-4,1%. Следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и соответственно снижение объемов таких источников, как средства республиканского и местных бюджетов.

    Объем розничного товарооборота малых  предприятий в 2003 г. составил 690 млрд. руб.

    Финансовую  деятельность малых предприятий  характеризуют следующие показатели. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2003 г. составила 12 трлн. 600 млрд. руб., прибыль от реализации - 404 млрд. руб., размер балансовой прибыли - 302 млрд. руб.

    Вместе  с тем в 2003 г. возросло количество убыточных малых организаций. Их удельный вес от общего количества составил 27,4%, тогда как в 2002 г. - 25,7%, в 2001 г. - 17,6%. Наибольшее количество убыточных малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании-31%, сельском хозяйстве-30, на транспорте - 28, и в промышленности - 27%.

    Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг в 2003 г. составил 9,8%. При  этом в промышленности он достиг 9,1%, в строительстве- 12,1, торговле и общественном питании - 14,1%. На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 11,3%, в том числе с иностранной собственностью - 8,8, со смешанной собственностью с иностранным участием - 13,9, а на малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность была равна 3,3%.

    В 2003 г. удельный вес добавленной стоимости  малых предприятий в объеме ВВП  составил 6%, доля налоговых поступлений  от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в обшей их сумме  по республике составила соответственно 10 и 2%.

  • Таким образом, анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь позволил выявить следующие его тенденции и особенности: постоянный рост числа индивидуальных предпринимателей;
  • ориентированность малых предприятий на осуществление торгово-посреднической деятельности;
  • неравномерность развития предпринимательского сектора, сосредоточенного в основном в Минске и областных центрах;
  • увеличение числа убыточных малых предприятий;
  • сохранение незначительной доли малого предпринимательства в ВВП республики (6-7% с 1998 по 2003 г.);
  • преобладание основных показателей деятельности сектора малых предприятий в сравнении с экономикой республики в целом;
  • постепенное увеличение вклада малого бизнеса в экономику страны.

    В связи с постепенным ростом числа  предпринимательских структур актуальной в настоящее время является проблема их обеспечения высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими опытом и знаниями в этой сфере.

    Следует отметить, что в целях развития малого предпринимательства в Республике Беларусь с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 гг.

    В соответствии с Концепцией целью  государственной политики является формирование условий устойчивого  развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь. Данные условия  должны обеспечить:

  • во-первых, повышение темпов развития малого предпринимательства, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса и, как следствие, рост эффективности национальной экономики;
  • во-вторых, повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства - вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных слоев общества, а также увеличение доходов населения, в том числе путем вовлечения в бизнес безработных.

    В соответствии с данной концепцией планируется:

    •   довести долю малого и среднего предпринимательства  в общем объеме выручки в 2005 г. до 25%;

    •  увеличить общее число занятых  в данном секторе, включая численность  индивидуальных предпринимателей, до 700 тыс. чел.

    Для достижения поставленной цели в области  поддержки и развития малого предпринимательства  предусматривается:

    •  совершенствование правовых и экономических  условий для устойчивого развития малого предпринимательства;

    •   оживление деловой активности, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг;

    •  целенаправленное формирование системы  государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;

    •   совершенствование финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов, а также  формирование новых источников финансирования субъектов малого предпринимательства;

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах