Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

    •   организация и выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров  поддержки малого предпринимательства, инкубаторов малого бизнеса, технопарков  и других субъектов инфраструктуры;

    •  создание информационно-консультационной базы для субъектов малого предпринимательства.

    Следует учесть, что перечень мер по поддержке  и развитию малого бизнеса становится традиционно-постоянным и включает:

  • совершенствование нормативной правовой базы;
  • ресурсное и финансовое обеспечение;
  • инновационно-производственную поддержку малых предприятий;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение.

    На  сегодняшний день приходится констатировать, что на поддержку малого предпринимательства в республике выделяются мизерные суммы от общей величины расходной части республиканского бюджета. Кроме того, наблюдаются негативные тенденции уменьшения расходов по статье «малый бизнес и предпринимательство», а также резкого сокращения внебюджетных источников финансирования.

    Имеет место лишь частичное фактическое  исполнение финансирования планируемых  сумм в рамках ежегодных программ поддержки малого предпринимательства. Так в 2003 г. было предусмотрено выделение из республиканского бюджета почти 512 млн. руб. Фактически же поступило лишь 188 млн. руб., или 37% запланированного объема. Обусловлено это неоплатой платежных поручений Министерством финансов, затянувшимися сроками принятия Программы, длительным периодом реорганизации территориальных органов предпринимательства сроком подбора инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.

    Следует также отметить, что в Законе «О бюджете РБ на 2003 год отсутствовала  статья «малый бизнес и предпринимательство», которая была в предыдущих законах. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости изменения подходов к проводимой государством политике в отношении малого предпринимательства, совершенствования его государственной поддержки.

    Основными принципами государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства представляются:

  • обеспечение строгого соблюдения требований Конституции РБ, актов законодательства, регламентирующих вопросы социально-экономического развития государства
  • совершенствование и поиск новых форм работы в вопросах поддержки малого предпринимательства
  • обеспечение субъектам данной сферы прав и возможностей при получении государственной поддержки
  • делегирование части функций по поддержке и развитию малого предпринимательства с республиканского на местный уровень
  • открытость, гласность. Систематическое информирование юридических лиц и граждан о реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства.

    Безусловно, активная государственная политика поддержки предпринимательства стимулирует появление новых предприятий. Причем эта многогранная поддержка должна носить дифференцированный характер в зависимости от стадии и состояния развития предприятий.

    Политика  государства в отношении вновь создаваемых предприятий наиболее трудоемкая, требует больших организационных усилий со стороны государственных служб и может быть сгруппирована по следующим шести направлениям:

    - оказание  всеобъемлющей помощи  малым  и средним предприятиям;

    - финансовая поддержка предпринимательства;

    - оказание помощи в создании  эффективной системы управления предприятием (менеджмента);

    - информационная поддержка бизнеса;

    - стимулирование предпринимательской  активности  через соответствующую  систему налогообложения и других  регулирующих механизмов;

    - создание климата для предпринимательства  в обществе.

      Первое направление - оказание всеобъемлющей помощи малым и средним предприятиям. Эта помощь должна носить стратегический характер, так как, поддерживая малый и средний бизнес, государство создает мощный потенциал и для развития крупных фирм, ибо почти всякое крупное предприятие проходит ту же стадию, что и малое.

    В США с целью поддержания малого бизнеса и защиты его интересов  в 1953 году Конгрессом был создан специальный  орган управления малым  предпринимательством -- Администрация по делам малого бизнеса (АМД) -- как независимое федеральное агентство.

    В Беларуси назрела необходимость  создания специального органа по поддержке  малого предпринимательства при правительстве Республики Беларусь. Деятельность такого органа управления будет включать координацию взаимодействия центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства; участие в выработке и реализации программ развития предпринимательства прежде всего в сфере материального производства; взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи  малому предпринимательству; содействие в создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в сектор малого бизнеса.

    Второе  направление в деятельности государства для поддержки малого предпринимательства – это помощь в обеспечении финансовыми ресурсами, которая может поступать по двум линиям: непосредственное финансирование бизнеса и косвенное -- путем предоставления помещений, оборудования, снижеия стоимости коммунальных услуг, арендной платы и т.д.

    Государственная поддержка финансирования новых  фирм и предприятий может осуществляться следующим образом.

    1. Учреж.дение инвестиционного фонда  по поддержке малого и среднего  бизнеса. Главной задачей такого  фонда должно стать инвестирование малого бизнеса путем размещения средств на конкурсной основе.

    2. Обеспечение государственных гарантий  под заем и кредиты, к которым  относятся: обычные ссуды в  размере 250—500 тыс. долл. сроком  до 25 лет. Средний размер ссуды   можно определить в 100-120 тыс, долл. сроком на 7-8 лет.

    3. Ссуды для экономического развития  регионов с помощью создания  рабочих мест и оживления экономики:  ссуды для оказания помощи  малым строительным фирмам, краткосрочные  ссуды для финансирования малых  фирм, имеющих сезонную активность, ссуды для развития малых предприятий в области энергетики, ссуды малым фирмам. Руководители которых – инвалиды.

    4. Кредитня линия для финансирования  малых фирм, выходящих на внешний  рынок.

    5. Финансовая помощь на случай  стихийных бедствий.

    6. Финансирование малого бизнеса,  нуждающегося в дорогостоящем  оборудовани – в средствах  защиты окружающей среды.

    7. Осуществление посреднической деятельности  между инвесторами и фирмами.

    Помимо  непосредственной финансовой поддержки  бизнеса государство может осуществлять помощь в виде предоставления помещений и оборудования. Наиболее эффективным инструментом для этого служат бизнес-инкубаторы. Государство делает скидки по таким статьям расходов, как комунальные услуги и накладные расходы. Таким образом, у учредителей фирмы появится возможность использовать больше денежных средств на развитие педпрятия.

    Третье  направление в деятельности государства – это помощь в создании эффективной системы управления предприятием. Одна из главных причин прекращения деятельности предприятия заключается в неэффективном менеджменте. Малые предприятия терпт неудачу при возникновении трудностей в следующих сферах: производство (технология, ноу-хау), маркетинг (планирование и реализация планов производства и продаж), финансовый маркетинг и контроль, организационная структура и управленческое мастерство.

    Кроме того, государство может также  оказывать бухгалтерские услуги, юридические консультации, консультации по открытию нового предприятия. Наличие  таких программ консалтинговой поддержки предпринимателей может стать побудительным мотивом для начала предпринимательской деятельности как эффективный фактор снижения риска и неудач в будущем.

    Четвертое направление - обширная информационная поддержка бизнеса, что включает в себя информацию об имеющихся рынках, о потребительских предпочтениях, технологических нововведениях, производетвах или продуктах, нуждающихся в улучшении. Такая информация позволит будущим предпринимателям найти открывающиеся ниши рынка, возможности совершенствования продуктов или производств, а также новые подходы в сфере организации бизнеса. Создание научных и технологических центров, сотрудничество университетов и институтов с бизнесом, распространение патентной информации, коммерциализация государственных исследований - это все виды возможной информационной поддержки малого бизнеса со стороны государства.

    Пятое направление - стимулирование предпринимательской активности от торгово-посреднической деятельности к производственной. Сокращениё всевозможных инструкций и ограничений, контроля со стороны различных органов управления, ликвидация бюрократических проволочек при решении предпринимательских проблем станут важными факторами на пути оживления предпринимательской активности.

          Как уже упоминалось, важным условием жизнедеятельности малого предприятия является соответствующее позитивное отношение к нему со стороны местных властей. Таким образом, на мой взгляд необходимо всем местным органам управления разработать определенные программы поддержки малого бизнеса в своих областях (городах) и районах. Такие программы должны включать широкий спектр вопросов, по которым, соответственно, местные органы власти способны предложить определенные меры помощи.

    Таким образом, рассмотренная нами система  мер государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой многоуровневое управление, включающее:

    - государственный уровень управления  предпринимательством во главе  с Агентством по поддержке  малого предпринимательства;

    - региональный уровень управления  предпринимательством;

    - локальный уровень управления  в виде областных (городских)  центров развития малого бизнеса;

    - уровень отдельной фирмы в  лице предпринимателя и его  команды.

    В условиях Беларуси региональный уровень  управления предпринимательством может  включать два-три региона, связанных между собой общностью отраслей производства и наличием соответствующей, например, квалифицированной рабочей силы. Региональные центры развития малого бизнеса исходят, в первую очередь, из программ экономического роста соответствующих территорий и соответственно оказывают поддержку в расширении малого бизнеса и его диверсификации.

    Задачей областных центров развития малого предпринимательства (областных, городских, районных) должна стать как можно  более широкая и разносторонняя конкретная помощь вновь создаваемым малым предприятиям. К ней следует подключить работу консалтинговых, информационных центров и, возможно, бизнес-инкубаторов. Проведение обучения менеджеров малых предприятий - также важная задача областных и местных органов управления.

    Четвертый уровень управления представлен  функциями самого предпринимателя (и его команды) на трех этапах деятельности малого предприятия - подготовительном этапе (см. на схеме левую колонку) и на этапах создания, а затем  и самой деятельности этого предприятия (правая колонка). На схеме отражены только основные действия предпринимателя на этих этапах, естественно, что они разбиваются на значительно большее число задач, которые ему (или нескольким предпринимателям) приходится решать в своей предпринимательской деятельности. 

    Схема 1. Многоуровневая система управления предпринимательством в Республике Беларусь 

  Агентство по поддержке малого предпринимательства

  (государственный  уровень)

  1   Финансовая  поддержка предпринимательства.

  2. Оказание  помощи в создании эффективной системы управления предприятием.

  3. Оказание  информационной поддержки бизнеса.

  4. Стимулирование предпринимательской  активности через соответствующую  систему налогообложения и посредством  других регулирующих механизмов.


 
  Региональные центры развития малого бизнеса (региональный уровень)

  1. Программа экономического роста  региона и создание новых рабочих  мест на базе развития малого  бизнеса.

  2. Оказание технологической помощи  малому бизнесу.

  3. Расширение существующего бизнеса,  его диверсификация и дальнейший рост.

  4. Объединение государственных, региональных  ресурсов с базами университетов  и колледжей с цепью удовлетворения  нужд и потребностей малого  бизнеса.

  5. Оказание помощи во внешнеэкономической  деятельности предприятий малого бизнеса.

  6. Привлечение внегосударственных  источников финансирования программ  малого бизнеса.

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах