Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

  Кафедра регионального

  управления 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по  предмету экономика региона

   на  тему:  Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах 
 
 

  Студент ФМ, 3курса,

  ДКМ-2                                                                                   Елагин В.А. 

   Руководитель Терехов И.И. 
 

МИНСК 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
    1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4
    2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
    3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
    1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
    2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
    3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
    4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
    5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
  3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
    1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
    2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
  4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Список  использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Предпринимательство и предприниматель – эти понятия  в начале 90-х годов вошли в  деловой язык бывших советских республик.

    Актуальность  этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства –  это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих  перед нашей республикой и  нами, ее жителями.

    Было  время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взымание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.

    Со  временем отношение к предпринимателю  резко изменилось. В. Зомбард писал: «Движущей  силой в современном  капиталистическом хозяйстве является предприниматель, и только он один. Без него ничего не происходит. Но поэтому  он является и единственно «продуктивной», т.е. созидательной творческой силой, это непосредственно вытекает из его функций. Все прочие факторы производства – труд и капитал – находятся в зависимости от него и только благодаря его творческой деятельности. Все технические изобретения становятся жизненными только благодаря ему».

      Для нашей страны и международных  экономических отношений важно  развитие отрасли предпринимательства,  т.к. это один из главных  факторов усиления значения страны  на международной арене.

    При написании этой работы я прочитал и просмотрел огромное количество литературы – журналов и книг о предпринимательской деятельности, а именно: журналы «Предпринимательство в Беларуси», «Предпринимательство», работа профессора Черныша Л.П. «Основы предпринимательства».

    Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:

  • Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
  • Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
  • Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства
  • Спрогнозировать пути развития предпринимательства в будущем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 

    Кто такой предприниматель? Что включает понятие "предпринимательство"? Когда  и почему оно появилось? Эти вопросы возникают все чаще и, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Наверняка людей, занимающихся изучением развития малого бизнеса, заинтересует происхождение самого термина "предприниматель", или, как говорили раньше, "антрепренер" ("посредник").

    В средние века термин "антрепренер" употреблялся применительно к руководителям  крупных производственных или строительных проектов. Человек, стоящий во главе  такого проекта, ничем не рисковал -- он всего лишь руководил всеми  работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы. Такими "предпринимателями" в средние века были, как правило, духовные лица, поскольку  именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно-архитектурных проектов -- возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей.

    Понятие предпринимательского риска получает свое развитие в XVII в., когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку опеделенной продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась заранее, размеры прибыли или убытков определялись исключительно удачливостью самих предпринимателей. Именно к этому периоду относится деятельность Джона Ло, шотландца по происхождению, основателя Королевского банка Франции и Миссисипской компнии. Феноменальный успех Ло был недолговечным -- его компания обанкротлась, поскольку выпустила акций на сумму, существенно превысившую стоимость ее активов.

    Ошибку  Ло понял Ричард Кантильон, известный  англицский экономист начала XVIII в. Он разрботал одну из первых концепций предпринимательства и считается отцом самого термина "предприниматель", под которым Кантильон понимал человека, действующего в условиях риска, ведь торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по известной цене, а продают по неизвестной, т.е. действуют в условиях риска.

    В XVIII в. произошло разграничение понятий -- собственников капитала стали отличать от дельцов, заставляющих его работать. Известный французский экономист Ж.Б. Сэй (1767 -- 1832) в книге "Трактат политической экономии" (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства -- земли, капитала, труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить "дух порядка". Предприниматель, указал он,. -- это лицо, которое берется на свой счет и риск и свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

    К сожалению, надо отметить, что классики -- основатели экономической науки -- не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723 -- 1790) и Д. Рикардо (1772 -- 1823)  представляли экономику как саморегулирующий механизм. В  таком механизме творческому предпринимательству не находились места. Вместе с тем в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсацией собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Книга А. Смита была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США -- 1776 г. По мнению Р. Хайлбронера, Л. Тароу и других экономистов, трудно сказать, какой из этих двух документов имеет большее историческое значение. Декларация прозвучала как призыв к созданию общества, основанного на "жизни, свободе и стремлении к счастью". Труд же А. Смита объяснял, как именно такое общество должно работать.

    Все участники рынка, писал А. Смит, подгоняются  стремлением "сделать деньги" для себя, "улучшить свое положение". Каким же образом рыночное общество не позволяет заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Может ли на такой опасной антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?

    А. Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает А. Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин, которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Таким образом рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

    А. Смит показывает, что рынок выдает те товары, которые желает получить общество, и в том количестве, которое требуется этому обществу. Таким образом, А. Смит показал, что рыночная система -- могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Однако следует отметить, что поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По мнению А. Смита, рыночная система, представленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

    Д. Рикардо видел в капитализме  абсолютный, вечный естественный способ производства, а предпринимательскую  деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической  теории К. Маркса легло представление о предпринимательстве как о капиталисте-эксплуататоре.

    И лишь на рубеже XIX -- XX в.в. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршал (1907 --1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор -- организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

    Американский  экономист Дж. Б. Кларк (1847 -- 1938) несколько  видоизменил "триединую формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

  • капитал
  • капитальные блага -- средства производства и земля
  • деятельность предпринимателя
  • труд рабочего

    При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент, капитальные блага -- ренту, предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж. Б. Кларк:

    Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам -- то, что создается капиталом, а предпринимателем -- то, что создается функцией координирования.

    Так понимал в тот период функции  предпринимателей американский зкономист  Дж. Б. Кларк.

    Таким образом в конце XIX -- начале XX века предпринимателей нередко отождествляли с руководителями предприятий -- менеджерами и обращали внимание в основном на экономический аспект их деятельности: "это человек, который организует предприятие и управляет им в целях личной выгоды. Он вкладывает в дело собственные идеи, знания и навыки в области планирования, организации и управления предприятием. Он несет ответственность за возможные потери, даже если эти потери произошли не по его вине, а вызваны внезапно возникшими неблагоприятными обстоятельствами, но если обстоятельства поменяются в лучшую сторону, ему достанется и весь связанный с этим выигрыш. Личный доход предпринимателя определяется как разность между доходами и издержками его предприятия". Одним из живых воплощений этого определения можно считать Эндрю Карнеги, который сам ничего не изобрел, зато умел замечать новые идеи, развивать их и воплощать в эффективных технологиях и продуктах. Карнеги, выходец из бедной шотландской семьи, сумел превратить американскую сталелитейную промышленность в чудо индустриального мира, хотя добился он этого главным образом благодаря своему умению побеждать в конкурентной борьбе, а не потому, что был автором каких-то изобретений или творческих идей.

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах