Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

    5. Развитие предпринимательской культуры. Понятие предпринимательской культуры является многогранным и идеологизированным. Его определяют и квалификация ведения бизнеса, и взаимоотношения бизнеса и общества. Поэтому государство заинтересовано в повышении предпринимательской культуры. Этот интерес может быть реализован посредством придания статусу предпринимателя равенства с другими профессиями и обеспечения благодаря этому достаточно сильных стимулов к предпринимательской деятельности, а также создания системы подготовки и повышения квалификации и т.д.

    6. Проведение благоприятной для малого бизнеса налоговой политики. Такая политика могла бы содействовать инвестированию в малый бизнес, поддерживать наследование и сохранение семейных предприятий, побуждать к сохранению денег в производстве. Кроме того; налоговая политика могла бы компенсировать риски в малых фирмах, содействовать занятости в малом бизнесе.

    7. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий. Речь идет о распределении заказов, предоставлении технологий, создании специальных правительственных структур, занимающихся поддержкой и защитой малых предприятий.

    8. Создание социально психологического климата, выражающееся  в терпимости к индивидуализму. Подобная терпимость необходима как со стороны государства, так и со стороны общественного сознания.

    Без решения указанных проблем при  выработке и осуществлении государственной  экономической политики невозможно добиться серьезной стабилизации на основе реформирования экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Безусловно, роль и значение малого бизнеса возрастают с каждым годом.  Как свидетельствует  мировой опыт, одним из потенциальных источников экономического роста страны являются малые предприятия.  Они обладают гибкостью, инновационным характером, способностью к быстрому перестраиванию производства, создают конкурентную среду, а в итоге -- повышают конкурентоспособность экономики государства.  С другой стороны, при достаточном уровне развития малый бизнес благоприятно воздействует на социальную обстановку: снижает безработицу, создает возможности для реализации творческого потенциала, насыщает рынок товаров и услуг, повышает уровень жизни населения.

    В силу своей специфики малые предприятия  находятся в значительной зависимости  от местных условий.  Будучи вынужденными искать незанятые ниши на местном  рынке, они производят товары и используют ресурсы, нерентабельные для крупных предприятий, привлекают избыточную рабочую силу, ориентируются главным образом на местный спрос, иногда выпускают импортозамещающую, а подчас и экспортную продукцию.  Тем самым малые предприятия оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие не только  тех населенных пунктов, где они расположены, но и целых регионов.

    Поиск механизмов использования потенциала малого бизнеса чрезвычайно актуален для Республики Беларусь вследствие низкой эффективности экономики  и  необходимости ее структурной перестройки.  Сегодня страна столкнулась со значительным ростом безработицы, недостаточной насыщенностью рынка товаров и услуг, низким жизненным уровнем населения и другими социально-экономическими проблемами.  Острее всего их ощущают жители малых городов и сельской местности, где наиболее медленно создаются  предпринимательские структуры.  Таким образом, в республике необходимо разработать региональную политику по поддержке малого бизнеса, направленную на более полную реализацию преимуществ субъектов хозяйствования данного типа с целью выравнивания региональных диспропорций, что требует знания и учета факторов их развития.

    Анализ  деятельности малых предприятий  в республике, видов товаров и  услуг, которые они производят или  предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих организаций и предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активной подпиткой экономики.

    Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.

    Если  взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в  течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое "челночное" предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за все возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

    Существенным  препятствием при развитии предпринимательства  является нежелание государства  видеть в предпринимателе равноправного  субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывает различные препятствия и противодействия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания предпринимательства условиях. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и он во все большей мере стремится утвердиться в торговле и посредничестве. Все это приводит к уменьшению количества действующих МП и сокращению занятости в этом секторе.

    Но, однако, деятельность государства, касающаяся поддержки предпринимательства  с каждым годом активнее.  Следует отметить, что в целях развития малого предпринимательства в Республике Беларусь с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2006 гг.

    Что касается Брестской области,  то здесь характерны некоторые особенности в поддержке малого предпринимательства. Уже пятый год  подряд облисполком своим решением наделяет отдельных субъектов хозяйствования малого предпринимательства правом заготовительной организации, а на их продукцию делается государственный заказ.  Постепенно наращиваются объемы финансовой помощи структурам малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям.  Успехи, достигнутые предпринимателями Брестской области, напрямую связаны с их умением преодолевать трудности.  А они немалые. 

    Несмотря  на то, что в РБ создана регламентирующая предпринимательскую деятельность правовая база, которая по большинству  своих основных параметров соответствует  мировым стандартам, многие рождающиеся  в недрах отдельных министерств  и ведомств, а порой и на местах, подзаконные акты не способствуют последовательному и планомерному развитию предпринимательского сектора экономики.  Настоящим тормозом стала, например, полуторагодовая перерегистрация субъектов хозяйствования, ее усложнение, а не упрощение, как это принято в мировой практике. Но не смотря на все, количество малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, судя по прогнозам, растет с каждым годом все больше и больше; пусть не такими высокими тепами, как нам бы хотелось, но все же рост есть.  
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    
  1. Закон РБ от 28 мая 1991 г. N813-XII «О предпринимательстве в РБ» // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991г.,N19,CT.269
  2. Работа профессора Л.П.Черныша «Основы предпринимательства»
  3. Шехова М. А.  География бизнеса // Предпринимательство в Беларуси.  2000 №4.  с. 7 –10
  4. Михайловский В. М.  Развитие предпринимательства в Брестской области // Предпринимательство в Беларуси.  2000.  №7.  с.  4 --6
  5. Слонимский А.  Препятствия в развитии инновационных предприятий в странах с транзитной экономикой // Предпринимательство в Беларуси.  2000. №8.  с.  5 –10
  6. Семенов Б. Д.  Перспективы развития малого бизнеса (предпринимательства) в РБ // Предпринимательство в Беларуси.  2001.  №3.  с.  7—10
  7.   Скорбеж А. А.  Процветание Беларуси в предприимчивости ее граждан // Предпринимательство в Беларуси.  2001.  №7.  с.  5 –7
  8. Саврицкая Е.  В целях процветания бизнеса // Предпринимательство в Беларуси.  2001.  №10.  с.  2 –3
  9. Германович Г. В.  Значение малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.  2003.  №3.  с.  33 –37
  10. Лихачевский А. Я, Белецкая З. Н.  Малое предпринимательство в РБ // Информационно статистический бюллетень.  Мин Экон РБ, Мн., 2003
  11. Некоторые данные развития производства и инвестиций // Брестский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций, Бр. , 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

  
  • Закон РБ «О предпринимательстве в РБ»  от 28.05.1991 г. (в редакции от 10.01.2000 г.)
  • Постановление Кабинета Министров РБ «Об утверждении Перечня видов деятельности на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)» от 21.08.1995 г. № 456 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2002 г.)
  • Указ Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.07.1996 г. № 262
  • Закон РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» от 16.10.1996 г.
  • Постановление Совета Министров РБ «Об инкубаторах малого предпринимательства в РБ» от 04.06.1997 г. № 640
  • Постановление Совета Министров РБ «О центрах поддержки предпринимательства в РБ» от 25.08.1997 г. № 1111
  • Указ Президентва РБ «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей» от 18.03.1998 г. № 136
  • Приказ Министерства Финансов РБ «Об утверждении форм бухгалтерского учета и отчетности и порядка их заполнения при упрощенной системе налогообложения» от 24.04.1998 г. № 113
  • Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 г.
  • Постановление Совета Министров РБ «Об обществах свзаимного кредиования субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1999 г. № 1972
  • Декрет Президента РБ «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.03.1999 г. (в редакции от 16.11.2000 г.
  • Указ Президента РБ «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» от 16.01.2002 г. № 40 (в редакции от 30.08.2002 г.)
  • Указ Президента РБ «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 24.09.2002 г. №493
  • Декрет Президента РБ от 27.01.2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»
  • Постановление Совета Министров РБ «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в РБ» (принимается ежегодно)

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах