Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения
5. Развитие предпринимательской культуры. Понятие предпринимательской культуры является многогранным и идеологизированным. Его определяют и квалификация ведения бизнеса, и взаимоотношения бизнеса и общества. Поэтому государство заинтересовано в повышении предпринимательской культуры. Этот интерес может быть реализован посредством придания статусу предпринимателя равенства с другими профессиями и обеспечения благодаря этому достаточно сильных стимулов к предпринимательской деятельности, а также создания системы подготовки и повышения квалификации и т.д.
6. Проведение благоприятной для малого бизнеса налоговой политики. Такая политика могла бы содействовать инвестированию в малый бизнес, поддерживать наследование и сохранение семейных предприятий, побуждать к сохранению денег в производстве. Кроме того; налоговая политика могла бы компенсировать риски в малых фирмах, содействовать занятости в малом бизнесе.
7. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий. Речь идет о распределении заказов, предоставлении технологий, создании специальных правительственных структур, занимающихся поддержкой и защитой малых предприятий.
8. Создание социально психологического климата, выражающееся в терпимости к индивидуализму. Подобная терпимость необходима как со стороны государства, так и со стороны общественного сознания.
Без
решения указанных проблем при
выработке и осуществлении
Безусловно, роль и значение малого бизнеса возрастают с каждым годом. Как свидетельствует мировой опыт, одним из потенциальных источников экономического роста страны являются малые предприятия. Они обладают гибкостью, инновационным характером, способностью к быстрому перестраиванию производства, создают конкурентную среду, а в итоге -- повышают конкурентоспособность экономики государства. С другой стороны, при достаточном уровне развития малый бизнес благоприятно воздействует на социальную обстановку: снижает безработицу, создает возможности для реализации творческого потенциала, насыщает рынок товаров и услуг, повышает уровень жизни населения.
В
силу своей специфики малые
Поиск механизмов использования потенциала малого бизнеса чрезвычайно актуален для Республики Беларусь вследствие низкой эффективности экономики и необходимости ее структурной перестройки. Сегодня страна столкнулась со значительным ростом безработицы, недостаточной насыщенностью рынка товаров и услуг, низким жизненным уровнем населения и другими социально-экономическими проблемами. Острее всего их ощущают жители малых городов и сельской местности, где наиболее медленно создаются предпринимательские структуры. Таким образом, в республике необходимо разработать региональную политику по поддержке малого бизнеса, направленную на более полную реализацию преимуществ субъектов хозяйствования данного типа с целью выравнивания региональных диспропорций, что требует знания и учета факторов их развития.
Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят или предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих организаций и предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активной подпиткой экономики.
Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.
Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое "челночное" предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за все возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.
Существенным
препятствием при развитии предпринимательства
является нежелание государства
видеть в предпринимателе
Но, однако, деятельность государства, касающаяся поддержки предпринимательства с каждым годом активнее. Следует отметить, что в целях развития малого предпринимательства в Республике Беларусь с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2006 гг.
Что касается Брестской области, то здесь характерны некоторые особенности в поддержке малого предпринимательства. Уже пятый год подряд облисполком своим решением наделяет отдельных субъектов хозяйствования малого предпринимательства правом заготовительной организации, а на их продукцию делается государственный заказ. Постепенно наращиваются объемы финансовой помощи структурам малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. Успехи, достигнутые предпринимателями Брестской области, напрямую связаны с их умением преодолевать трудности. А они немалые.
Несмотря
на то, что в РБ создана регламентирующая
предпринимательскую
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах