Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

    Предпринимательская деятельность малых предприятий  наряду с преимуществами имеет и  ряд недостатков, что делает их более  уязвимыми на рынке по сравнению  с крупными предприятиями. По данным американских источников, уязвимость малого бизнеса и потому его невысокую выживаемость определяют следующие факторы:

  • значительная зависимость от других лиц, фирм и государства
  • оперативные и управленческие недостатки
  • слабость экспортного потенциала
  • единоличная ответственность
  • финансовые трудности
  • повышенная чувствительность к экономическим и правовым изменениям
  • трудности привлечения квалифицированных работников
  • большой риск при усвоении новых сфер деятельности
  • неуверенность партнеров при заключении контрактов и другие

    Поэтому, по данным Администрации малого бизнеса США, 23,3% вновь созданных предприятий терпят              неудачу в течении первых двух лет своей деятельности, 51,7% -- четырех и 62,7% -- шести лет. Именно по этой причине правительства многих стран проводят политику поддержки малых предприятий. Наиболее убедительным является пример США. Здесь еще в 1953 году была создана Администрация малого бизнеса -- государственное ведомство, призванное решать три основные задачи: обеспечить финансовую поддержку малым и средним предприятиям, содействовать получению госзаказов, предоставлять технические и консультационные услуги по вопросам управления.

    Кроме того, проблемами малого бизнеса занимаются специальные комитеты конгресса, а  также постоянные подразделения  в министерствах и ведомствах. В функции последних входит осуществление узкоспециальных (в зависимости от профиля) программ помощи отдельным группам бизнесменов.

    Изучение  опыта развитых стран приводит к выводу, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

    •   формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, работах, услугах;

    •   расширение ассортимента и повышение  качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества готовой продукции и культуры обслуживания;

    •   приближение производства товаров  и услуг к конкретным потребителям;

    • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

    •   создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

    •  более эффективное использование  творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

    •   вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для  которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

    •   формирование социального слоя собственников, владельцев организаций;

    •   активизация научно-технического прогресса;

    •   освоение и использование местных  источников сырья и отходов крупных  производств;

    • содействие деятельности крупных предприятий  путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

    •  освобождение государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

    Все эти и другие экономические и  социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных факторов роста экономики, делают неотъемлемой частью реформирования экономики Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РБ

2.1 РАЗВИТИЕ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РБ 

    Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90х годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, "челноки" и рынки на стадионах, коммерческие киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались предпринимательские союзы. Общественное мнение также стал проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.

    Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие негосударственных, в том числе  малых предприятий, явились: законы о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990 -- 1991 г.г. и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.1991 о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий.

    Около половины всех негосударственных предприятий работало в торговле и общественном питании, т.е. в сферах, где наиболее быстро окупаются инвестиции.

    Однако  с 1994 года отношение к негосударственному сектору  начало существенно меняться. Постепенно ужесточались налоговые  условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства от поддержки посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить согласие санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателей содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны уплачивать в местный бюджет 5 минимальных зарплат на уборку территории и 2-5 минимальных зарплат в качестве фиксированного налога.

    Но  уже в 1996 -- 1997 г.г. наблюдалась значительная активность государственных органов  по стимулированию развития предпринимательства  и малого бизнеса. Это появилось  в следующем:

  • Президентом подписаны указы19.07.1996 "О государственной поддержке малого предпринимательства" и "О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям". В соответствии с этими указами было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики.
  • Верховным Советом РБ принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ" от 16.10.1996
  • Приняты постановления Совета Министров РБ "О программе государственной поддержки предпринимательства в РБ на 1997 год" от 7.04.1997 и от 4.06.1992 "Об инкубаторах малого предпринимательства в РБ". Затем 18.08.1997 утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций.

    Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти.  Дополнительный перечень документов дан в Приложении 1. 
 
 

    
    1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РБ
 

    Малое предпринимательство, самый многочисленный отряд мелких собственников, призвано работать на массового потребителя товаров и услуг. Малый бизнес чутко реагирует на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Основной стратегией данного сектора экономики является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление к потребителю, мобильность, быстрая реакция на изменяющиеся условия.

    В настоящее время малый бизнес в РБ испытывает очень большие  трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился  на черте -- выпуск 9-10% годового валового продукта страны. При этом цифра 9-10%, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство еще не приступило к решению своих стратегических задач -- удовлетворять запросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес дает не менее половины ВВП.

    Анализ  деятельности малых предприятий  в республике, видов товаров и услуг, которые они производят или предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих организаций и предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активной подпиткой экономики.

    Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень  непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.

    Если  взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в  течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое "челночное" предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за все возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

    В целом в РБ только немногие из созданных  малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса.

    Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса  причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.

    К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы  демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных  источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков.

    К политическим факторам можно отнести  недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата. Социологические опросы показывают, что большинство предпринимателей считает, что реформы во многом сдерживаются республиканскими министерствами и местными органами власти.

    Факторами правового характера являются, в  первую очередь, несовершенная система  налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочную перспективу.

    Факторы организационного порядка включают два аспекта проблемы: во, первых, необходимость в новых кадрах и , во-вторых, необходимость в упрощении процедуры регистрации создаваемого предприятия.

    В настоящее время особо остро  стоит проблема нехватки высококвалифицированных  кадров менеджеров, отсутствие опыта  и знаний в предпринимательской  деятельности. Первая волна "рынка", когда можно было заработать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.

    Затронутые  выше вопрос об упрощении процедуры  регистрации создаваемого малого предприятия, наверное, теряет свое значение, точнее смысл на фоне обратного процесса, когда в республике все более усложняются требования к регистрации и перерегистрации малых предприятий разных организационных форм. Соответственно возникают все новые и новые бюрократические и правовые препоны функционирования малого бизнеса. В качестве сравнения -- регистрация фирм в США занимает 1 день, регистрационная плата составляет от 5 до 10 долларов. При создании предприятия отечественному предпринимателю необходимо собрать справки от многих учреждений и организаций. Дальше, уже во время работы предприятия, постоянные проверки со стороны различных государственных органов также требуют дополнительного времени и материальных затрат коммерческих структур.

    О сложностях перерегистрации в этом случае говорить не приходится, достаточно сказать, что в настоящее время  только небольшая часть работавших малых предприятий преодолела барьер, установленный государством.

    Немаловажную  роль в трудностях развития малого бизнеса в стране играют и психологические  факторы. Так, например, за прошедшие  семь-восемь лет можно отметить достаточно серьезные сдвиги в положительную сторону в отношении населения к предпринимательству. Нет уже того резкого неприятия предпринимателей и бизнесменов ("новых русских и белорусов"). Однако все еще отсутствует новый подход к оценке деятельности предпринимателей, непонимание того, что именно благодаря их колоссальной работе создаются рабочие места, товары и услуги, необходимые обществу, не хватает широкой общественной поддержки предпринимательских структур. К сожалению, многие государственные структуры, декларируя свою приверженность рыночным отношениям, на деле выявляют свое откровенное неприятие или неумение способствовать развитию малого бизнеса в республике. В странах с развитой экономикой, как известно, большинство людей, в том числе государственных чиновников всех уровней, отдают себе отчет в том, что именно благодаря  энергии и целеустремленности предпринимателей создаются материальные блага и услуги. Более того, в США, например, считается, что именно десятки тысяч предпринимателей составляют "золотой" фонд нации.

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах