Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
 Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
 Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
 Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсач ЭР 2006 Терехов.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что значительно расширяется  перечень оказываемых услуг за счет нетрадиционных для предприятий  бытового обслуживания, но востребованных в сельской местности: обработка  приусадебных участков,. Распиловка древесины, ремонт домов, копка колодцев и т.д. Планируется провести изучение потребности сельского населения в бытовых услугах и их ассортименте.

    С целью сокращения числа безработных  в сельской местности райисполкомами планируется проводить их переобучение (обучение) по специальностям, востребованным в сфере бытовых услуг, с дальнейшим трудоустройством в КПП по месту жительства (Березовский, Дрогиченский, Каменецкий, Ляховичский, Малоритский, Столинский районы). Сталинским райисполкомом предусмотрено выделение через центр занятости субсидий для безработных, желающих зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и оказывать бытовые услуги. 
 
 

    3.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ 

    Предпринимательство в Брестской области, за чуть более чем десятилетний период своего существования, выросло в реальную экономическую силу и стало органической структурной составляющей экономики области. Об этом убедительно свидетельствуют не только количество субъектов хозяйствования предпринимательства и численность занятых в них, но и результаты финансово-экономической деятельности этого молодого сектора экономики.

    На 1 января 2005 г. в Брестской области зарегистрировано 29904 индивидуальных предпринимателя, 1955 частных коммерческих организаций и предприятий, 396 предприятий с иностранными инвестициями.

    За 2004 г. значительно увеличилось количество индивидуальных предпринимателей (+1480) и частных коммерческих организаций (+367).

    В сфере малого предпринимательства в 2004 г. создано 9091 новое рабочее место, что значительно больше, чем за 2002 г. (4720). Всего в сфере малого предпринимательства занято около 70000 человек (2002 г. -- 63600), что составляет 11,3%.

    В 2004 г. налоговые поступления от частных предприятий (6,9%), индивидуальных предпринимателей (4,5%) и предприятий с иностранными инвестициями (10,4%) в консолидированном бюджете области составили 21,8% всех налоговых платежей, что по сравнению с 2003 г. больше на 3,9 процентных пункта.

    На 1000 жителей в трудоспособном возрасте в области приходится 2,3 коммерческих предприятия, 36 индивидуальных предпринимателей.

    Значительное  внимание уделяется развитию фермерства. В области зарегистрировано и  работает 321 фермерское хозяйство.

    Уровень предпринимательства частного бизнеса  в РБ составляет 2,5 на 1000 жителей. В странах Евросоюза этот показатель составляет 50 малых предприятий на 1000 населения, в США он доходит до 80, в Украине -- более 5, в России -- более 6.

    На 1.01.2005 из 528 граждан, получивших земельные участки для ведения фермерских хозяйств, 467 имеют Государственные акты на землю.

    В январе проведен областной семинар "Состояние и перспективы развития фермерства в Брестской области" с участием руководителей соответствующих  областных служб и глав фермерских хозяйств.

    На  семинаре принято решение оказывать хозяйствам методическую и практическую помощь по материально-техническому обеспечению производства и сбыту продукции.

    В области продолжается работа по реформированию системы бытового обслуживания. Субъектами хозяйствования негосударственной  формы собственности области оказывается свыше 60% общего объема бытовых услуг.

    На 1.01.2005 заключено 69 договоров аренды КПП с индивидуальными предпринимателями, 22 -- с юридическими лицами. В 2004г. уменьшилось количество неиспользуемых КПП с 25 до 5 (Кобринский район -- 2; Ляховичский район -- 2; Пинский район -- 1):

  • продано 13 КПП
  • сдано в аренду -- 2
  • ликвидирован (ветхое здание) -- 1
  • отремонтированы и используются РКБО -- 1

    На 1.01.2005 достигли установленных нормативов социальных стандартов по обеспеченности:

  • сетью КПП по приему заказов на бытовые услуги -- 11 районов (не достигнут норматив Барановичским, Ивановским, Лунинецким, Пинским и Столинским районами)
  • производственными мощностями (рабочими местами) по видам услуг -- 3 города и 15 районов (не вышел на норматив Пинский район по ремонту бытовых машин, ремонту часов, парикмахерских услуг).

    В целях обеспечения выполнения  социальных стандартов открыто 5 новых  КПП в 4 районах, возобновлена работа 8 КПП. В ряде КПП организовано выездное обслуживание населения специалистами РКБО и индивидуальными предпринимателями.

4. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

    Существенное  влияние на развитие МП по мнению их руководителей, могут оказать такие  меры, как: ощутимое уменьшение налогов (95,8%), улучшение законодательства по малому предпринимательству (91,7%), получение финансовой поддержки на приемлемых условиях (89,3%); улучшение отношения властей к малому бизнесу (81,5%); упрощение оформительских процедур (54,2%); создание легкодоступной сети бизнес-услуг (54,8%).

    Суммируя  все результаты опроса руководителей  МП, можно сказать, что в нынешних условиях представители малых предприятий  оказались в очень сложном  положении, которое определяется рядом  моментов. Важнейшими из них являются следующие:

    1. Отсутствие идеологии проведения реформ, стержнем которой должны быть целостная государственная политика по отношению к предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Малый бизнес сегодня развивается скорее не благодаря, а вопреки реально проводимой государственной политике;

    2. Неурегулированность экономических отношений, которая не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что приводит к свертыванию предпринимательской деятельности;

    Основными пичинами токаза банков в выделении  кредитов для субъектов малого предпринимательства  являются:

  • отсутствие достаточного залога
  • высокий риск невозврата кредитов
  • дополнительные издержки при обслуживании
  • более высокие процентные ставки, чем для других категорий заемщиков.

Кредитование  и микрокредитование коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и объектов инфраструктуры осуществляются Белорусским фондом финансовой поддержки  предпринимателей на льготных условиях, т.е. процентная ставка на уровне ставки рефинансирования Национального банка и значительно упрощенный пакет представляемых документов.

Кредитные ресурсы, имеющиеся в настоящее  время у Фонда, незначительны  и не позволяют удовлетворить  потребности всех субъектов малого предпринмательства, обращающихся за финансовой помощью. Последние два года выделение Фонду средств в рамках Програмы государственной поддержки малого предпринимательства осуществлялось Министерством Финансов нерегулярно и в неполном объеме. Так, в 2000 году было выделено лишь 10% от запланированной суммы, оказана финансовая подержка 95 субъектам малого предпринимательства, в 2001 году –9%, оказана помощь 60 субъектам. В настоящее время в Казначействе находится большое количество неоплаченых платежных документов.

    3. Нежелание государства видеть  в предпринимателе равноправного  субъекта экономических отношений,  наиболее активного и подвижного  участника процесса рыночных  преобразований, который при минимальных  собственных ресурсах обеспечивает  высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-фннансовой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывает различные препятствия и противодействия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания предпринимательства условиях. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и он во все большей мере стремится утвердиться в торговле и посредничестве. Все это приводит к уменьшению количества действующих МП и сокращению занятости в этом секторе.

    4. Пренебрежительное отношение со  стороны государства к малому  бизнесу как субъекту рыночных  отношений имеет и другое негативное  последствие: государство не защищает  мелкого собственника и его имущество от преступного мира, оставляя его наедине с организованной преступностью. Поэтому он сам вынужден искать пути отлаживания своих отношений с преступным миром.

    5. Сложными и противоречивыми являются  отношения предпринимателей с местной властью. С одной стороны, предпринимательство становится естественной, объективной и надежной опорой властей в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает этому сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия определенных финансовых и материальных средств у предпринимателей в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, лично вторгаться в коммерческую деятельность на предпочтительных для себя условиях и т.д.

    Вместе  с тем сектор МП в течение целого десятилетия демонстрировал способность  к выживанию и ведению бизнеса в постоянно эволюционирующей среде. Причина этого, видимо, заключается прежде всего в особом экономическом потенциале гибких МП, а предпринимательской энергии и мощной внутренней мотивации их основателей-владельцев. Важно и то, что не все трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы предпринимателей в разных сферах деятельности и даже в разных районах страны при наличии значительных общих бед все же весьма различны. Из этого можно сделать следующие предположения:

    Предпочтителен  региональный подход к оказанию поддержки  МП. Совместна с районными и  городскими администрациями необходимо разрабатывать индивидуальные программы  содействия МП на местах. Залогом их успеха наряду с основной идеей этих программ, заключающейся в их направленности на устранение ущемления интересов предпринимателей, и разработкой конкретных поддерживающих мероприятий экономической политики является признание сектора малого бизнеса местной администрацией.

    Мероприятия по поддержке МП в первую очередь должны быть ориентированы на тех предпринимателей, которые сумели преодолеть некоторые из вышеназванных трудностей, т, е. усилия властей следует направить не столько на содействие созданию новых малых предприятий и увеличение их количества, сколько на улучшение перспектив развития уже существующих предприятий, то есть тех, которые уже накопили предпринимательский опыт и собственный капитал.

    В целом же властям при разработке концепций оказания поддержки МП следовало бы делать акцент не на финансовую поддержку, а на создание возможностей устранения ущемления интересов и проблем предпринимательства с помощью нефискальных мер. Таким образом, можно не только способствовать развитию малого предпринимательства, но и повысить готовность западных государств и международных организаций к оказанию нашему предпринимательскому сектору финансовой помощи. Кроме того, среди отдельных мероприятий по содействию МП не следует забывать и о том, что реформирование крупных предприятий все еще является важным стратегическим резервом для развития отечественного малого бизнеса.

    К числу мер, которые помогут создать  необходимые условия для развития малого бизнеса являются:

    1. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества.  Такими целями в республике могут быть: увеличение занятости, борьба с инфляцией, повышение оплаты труда, усиление деловой активности, утилизация отходов и т.д. Государственные органы должны поставить эти цели и определить место малого бизнеса в их решении.

    2. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности. Это позволит органично адаптировать малые предприятия к экономической системе страны. В частности, необходимо на уровне государственной политики решить, в какие отрасли экономики допускать негосударственную форму собственности, и затем на каждом предприятии выявить те производства, технологические процессы или услуги, которые следует передать в частные руки.

    3. Государственная власть должна выработать такую систему включения граждан в индивидуальную предпринимательскую деятельность, которая создавала бы доступные для этого условия Государство могло бы, например, взять на себя часть расходов тех граждан, которые приняли решение начать собственный малый бизнес.

    4. В интересах малого бизнеса следует децентрализовать экономическую и политическую власть. Руководителям малых предприятий значительно легче влиять на законодательство, имеющее отношение к их интересам, если оно находится в руках местных властей. Такой делегирование полномочий важно для изменения традиционной технологии законодательства, базирующейся на жесткой централизации.

Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах