Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:45, курсовая работа
Безусловно я ставил перед собой определенные задачи:
Всесторонне рассмотреть понятие предпринимательства, его виды и формы, историю развития в РБ
Раскрыть его социально-экономическую роль, а также перспективы развития
Раскрыть региональные особенности размещения субъектов предпринимательства
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Эволюция предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Предпринимательство в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1. Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Особенности малого бизнеса в РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3. Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.4. Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . . . . . . 25
2.5. Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Предпринимательство в Брестской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.1. Направления развития предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
3.2. Анализ состояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
4. Необходимые меры по улучшению условий развития предпринимательства. 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложения
Следует отметить, что значительно расширяется перечень оказываемых услуг за счет нетрадиционных для предприятий бытового обслуживания, но востребованных в сельской местности: обработка приусадебных участков,. Распиловка древесины, ремонт домов, копка колодцев и т.д. Планируется провести изучение потребности сельского населения в бытовых услугах и их ассортименте.
С
целью сокращения числа безработных
в сельской местности райисполкомами
планируется проводить их переобучение
(обучение) по специальностям, востребованным
в сфере бытовых услуг, с дальнейшим трудоустройством
в КПП по месту жительства (Березовский,
Дрогиченский, Каменецкий, Ляховичский,
Малоритский, Столинский районы). Сталинским
райисполкомом предусмотрено выделение
через центр занятости субсидий для безработных,
желающих зарегистрироваться в качестве
индивидуальных предпринимателей и оказывать
бытовые услуги.
3.2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
Предпринимательство в Брестской области, за чуть более чем десятилетний период своего существования, выросло в реальную экономическую силу и стало органической структурной составляющей экономики области. Об этом убедительно свидетельствуют не только количество субъектов хозяйствования предпринимательства и численность занятых в них, но и результаты финансово-экономической деятельности этого молодого сектора экономики.
На 1 января 2005 г. в Брестской области зарегистрировано 29904 индивидуальных предпринимателя, 1955 частных коммерческих организаций и предприятий, 396 предприятий с иностранными инвестициями.
За 2004 г. значительно увеличилось количество индивидуальных предпринимателей (+1480) и частных коммерческих организаций (+367).
В сфере малого предпринимательства в 2004 г. создано 9091 новое рабочее место, что значительно больше, чем за 2002 г. (4720). Всего в сфере малого предпринимательства занято около 70000 человек (2002 г. -- 63600), что составляет 11,3%.
В 2004 г. налоговые поступления от частных предприятий (6,9%), индивидуальных предпринимателей (4,5%) и предприятий с иностранными инвестициями (10,4%) в консолидированном бюджете области составили 21,8% всех налоговых платежей, что по сравнению с 2003 г. больше на 3,9 процентных пункта.
На 1000 жителей в трудоспособном возрасте в области приходится 2,3 коммерческих предприятия, 36 индивидуальных предпринимателей.
Значительное внимание уделяется развитию фермерства. В области зарегистрировано и работает 321 фермерское хозяйство.
Уровень предпринимательства частного бизнеса в РБ составляет 2,5 на 1000 жителей. В странах Евросоюза этот показатель составляет 50 малых предприятий на 1000 населения, в США он доходит до 80, в Украине -- более 5, в России -- более 6.
На 1.01.2005 из 528 граждан, получивших земельные участки для ведения фермерских хозяйств, 467 имеют Государственные акты на землю.
В
январе проведен областной семинар
"Состояние и перспективы
На семинаре принято решение оказывать хозяйствам методическую и практическую помощь по материально-техническому обеспечению производства и сбыту продукции.
В области продолжается работа по реформированию системы бытового обслуживания. Субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности области оказывается свыше 60% общего объема бытовых услуг.
На 1.01.2005 заключено 69 договоров аренды КПП с индивидуальными предпринимателями, 22 -- с юридическими лицами. В 2004г. уменьшилось количество неиспользуемых КПП с 25 до 5 (Кобринский район -- 2; Ляховичский район -- 2; Пинский район -- 1):
На 1.01.2005 достигли установленных нормативов социальных стандартов по обеспеченности:
В целях обеспечения выполнения социальных стандартов открыто 5 новых КПП в 4 районах, возобновлена работа 8 КПП. В ряде КПП организовано выездное обслуживание населения специалистами РКБО и индивидуальными предпринимателями.
4.
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО
УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Существенное влияние на развитие МП по мнению их руководителей, могут оказать такие меры, как: ощутимое уменьшение налогов (95,8%), улучшение законодательства по малому предпринимательству (91,7%), получение финансовой поддержки на приемлемых условиях (89,3%); улучшение отношения властей к малому бизнесу (81,5%); упрощение оформительских процедур (54,2%); создание легкодоступной сети бизнес-услуг (54,8%).
Суммируя
все результаты опроса руководителей
МП, можно сказать, что в нынешних
условиях представители малых
1. Отсутствие идеологии проведения реформ, стержнем которой должны быть целостная государственная политика по отношению к предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Малый бизнес сегодня развивается скорее не благодаря, а вопреки реально проводимой государственной политике;
2.
Неурегулированность
Основными пичинами токаза банков в выделении кредитов для субъектов малого предпринимательства являются:
Кредитование
и микрокредитование
Кредитные ресурсы, имеющиеся в настоящее время у Фонда, незначительны и не позволяют удовлетворить потребности всех субъектов малого предпринмательства, обращающихся за финансовой помощью. Последние два года выделение Фонду средств в рамках Програмы государственной поддержки малого предпринимательства осуществлялось Министерством Финансов нерегулярно и в неполном объеме. Так, в 2000 году было выделено лишь 10% от запланированной суммы, оказана финансовая подержка 95 субъектам малого предпринимательства, в 2001 году –9%, оказана помощь 60 субъектам. В настоящее время в Казначействе находится большое количество неоплаченых платежных документов.
3.
Нежелание государства видеть
в предпринимателе
4.
Пренебрежительное отношение
5.
Сложными и противоречивыми
Вместе с тем сектор МП в течение целого десятилетия демонстрировал способность к выживанию и ведению бизнеса в постоянно эволюционирующей среде. Причина этого, видимо, заключается прежде всего в особом экономическом потенциале гибких МП, а предпринимательской энергии и мощной внутренней мотивации их основателей-владельцев. Важно и то, что не все трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы предпринимателей в разных сферах деятельности и даже в разных районах страны при наличии значительных общих бед все же весьма различны. Из этого можно сделать следующие предположения:
Предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки МП. Совместна с районными и городскими администрациями необходимо разрабатывать индивидуальные программы содействия МП на местах. Залогом их успеха наряду с основной идеей этих программ, заключающейся в их направленности на устранение ущемления интересов предпринимателей, и разработкой конкретных поддерживающих мероприятий экономической политики является признание сектора малого бизнеса местной администрацией.
Мероприятия по поддержке МП в первую очередь должны быть ориентированы на тех предпринимателей, которые сумели преодолеть некоторые из вышеназванных трудностей, т, е. усилия властей следует направить не столько на содействие созданию новых малых предприятий и увеличение их количества, сколько на улучшение перспектив развития уже существующих предприятий, то есть тех, которые уже накопили предпринимательский опыт и собственный капитал.
В целом же властям при разработке концепций оказания поддержки МП следовало бы делать акцент не на финансовую поддержку, а на создание возможностей устранения ущемления интересов и проблем предпринимательства с помощью нефискальных мер. Таким образом, можно не только способствовать развитию малого предпринимательства, но и повысить готовность западных государств и международных организаций к оказанию нашему предпринимательскому сектору финансовой помощи. Кроме того, среди отдельных мероприятий по содействию МП не следует забывать и о том, что реформирование крупных предприятий все еще является важным стратегическим резервом для развития отечественного малого бизнеса.
К
числу мер, которые помогут создать
необходимые условия для
1. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества. Такими целями в республике могут быть: увеличение занятости, борьба с инфляцией, повышение оплаты труда, усиление деловой активности, утилизация отходов и т.д. Государственные органы должны поставить эти цели и определить место малого бизнеса в их решении.
2. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности. Это позволит органично адаптировать малые предприятия к экономической системе страны. В частности, необходимо на уровне государственной политики решить, в какие отрасли экономики допускать негосударственную форму собственности, и затем на каждом предприятии выявить те производства, технологические процессы или услуги, которые следует передать в частные руки.
3. Государственная власть должна выработать такую систему включения граждан в индивидуальную предпринимательскую деятельность, которая создавала бы доступные для этого условия Государство могло бы, например, взять на себя часть расходов тех граждан, которые приняли решение начать собственный малый бизнес.
4. В интересах малого бизнеса следует децентрализовать экономическую и политическую власть. Руководителям малых предприятий значительно легче влиять на законодательство, имеющее отношение к их интересам, если оно находится в руках местных властей. Такой делегирование полномочий важно для изменения традиционной технологии законодательства, базирующейся на жесткой централизации.
Информация о работе Эффективность малого бизнеса и предпринимательской деятельности в регионах