Малый бизнес в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5

2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РБ.docx

— 85.98 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………3

1 РОЛЬ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ……………..…5

2 ОПЫТ  СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  ЗА РУБЕЖОМ……..10

3 МАЛЫЙ  БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Предпринимательство является важнейшей составляющей современной  экономики. В странах с рыночной экономикой оно получило широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций.

     В процессе перестройки хозяйства  Республики Беларусь, ориентированного на построение рыночных отношений,  предпринимательство занимает  центральное  место. За последние  пятнадцать лет  в Беларуси появились сотни тысяч  частных предпринимателей и собственников. Основную часть белорусского предпринимательства  составляет малый бизнес. Его развитие - сложная проблема, связанная с  необходимостью изучения объективных  закономерностей, определяющих возможность  реализации  предпринимательской  деятельности.

     Малое и среднее предпринимательство  является неотъемлемым элементом экономической системы развитых и транзитивных экономик. Данный сектор в условиях рынка определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, является основным источником новых рабочих мест. Хозяйствующие субъекты этого сектора более мобильны, активно внедряют новые технологии, быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Все это способствует формированию конкурентной среды и повышению эффективности экономики государства.

     Малый бизнес представлен совокупностью мелких и средних самостоятельных экономических субъектов рынка. Они в настоящее время не входят в состав монополистических объединений и не занимают в хозяйственном отношении к ним подчиненного или зависимого положения.

     Мировая практика показывает, что даже при  высоком уровне концентрации капитала у малых и средних предприятий  есть своя ниша в общественном разделении труда. Это связано с гибкостью  данной категории хозяйствующих  субъектов, их способностью к быстрой  перестройке производственных процессов без больших капиталовложений. Результат проявляется в насыщении рынка товарами и услугами, более полном и эффективном использовании трудовых ресурсов и местного природно-ресурсного потенциала.

     Для развития малого бизнеса не требуется  значительных инвестиционных вложений, и в данный сектор экономики вовлекается незанятое население с целью получения дохода, прибыли. Положительным результатом является создание среднего класса, выступающего опорой стабильности развития общества.

     Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание благоприятных условий  для развития бизнеса является важнейшей  составляющей трансформационных изменений  переходной экономики Беларуси. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития малого бизнеса, изучение опыта зарубежных стран имеет особое значение. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.

     По  теме исследования имеется достаточное  количество литературы («Предпринимательство  в белорусской  институциональной модели»           П. Никитенко и А. Лученка, «Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по его оценке в Республике Беларусь»           Г.В. Германовича, «Предпринимательская деятельность» А.Н. Алейникова и многие др.). Немало работ посвящено непосредственно вопросам стимулирования малого и среднего бизнеса («Система поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС» (электронный ресурс), «Роль государства как гаранта в развитии предпринимательства в Республике Беларусь» В.И. Орлова, «Инфраструктура поддержки развития малого бизнеса за рубежом»                   Д.В. Качука и др.). Намного меньше работ, содержащих в себе не только анализ определенных показателей, но и критику, альтернативные предложения по реформированию существующей в Беларуси системы малого предпринимательства, полемику с другими авторами – например «Малый бизнес в Беларуси: искусственное размножение» Д. Ермака, «Вместо поддержки - удушающие объятья» А. Кольского и др.

     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.

     Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Объектом  исследования  является малый бизнес, а предметом – становление и развитие рыночных отношений в Республике Беларусь.

     В процессе исследования были использованы методы оценки  и систематизации полученной информации,  анализа  и сравнения, исторический метод, метод абсолютных и относительных разниц.

     Информационную  базу исследования составили нормативно-правовые акты Республики Беларусь, статистические данные, учебники и учебные пособия, данные сети Интернет и периодической печати.

     Курсовая  работа состоит из трех глав, введения и заключения; содержит 32 страниц основного текста, 3 таблицы, 2 приложения, 25 используемых источника  информации.

     В процессе исследования были использованы методы оценки  и систематизации полученной информации,  анализа  и сравнения. 
 

     1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 
 

     Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин  и этим можно объяснить множественность  его трактовок и определений. Сущность предпринимательства, как  экономической категории, обусловлена  его природой и признаками как  специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов  реагировать на потенциальный источник выгоды.

     Предпринимательство (бизнес) - это инициативная, связанная  с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования  ресурсов деятельность, ведущаяся с  целью извлечения дохода и приумножения собственности.

     По  своей экономической природе  предпринимательство неразрывно связано  с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной  деятельности внешне оно проявляется  в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Тем не менее, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен, в свою очередь, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, то есть инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности [2, с. 104].

     Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов.

     Субъектами  предпринимательства могут быть:

     1) частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного  производства); деятельность таких  предпринимателей осуществляется  как на основе собственного  труда, так и с привлечением  наемного;

     2) группа лиц, связанных между  собой договорными отношениями  и экономическим интересом (акционерные  общества, арендные коллективы, кооперативы  и т. д.);

     3) в отдельных случаях к субъектам  предпринимательства относят и  государство в лице его соответствующих  органов [13, с. 248-249].

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере  деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

     В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

     Выступая  в качестве ускорителя развития предпринимательской  инициативы, государство берет на себя ряд функций.  Во-первых, это образовательные функции, то есть функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

     а) общеэкономической теории;

     б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

     в) количественных методов в предпринимательстве, то есть умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции [15, с. 23].

     Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимательства, включающие различные формы стимулирования (льготное кредитование, финансовая помощь, облегчение налоговой нагрузки и т.д.).

     В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, то есть всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов [15, с. 24-25].

     Объектом  предпринимательства является осуществление  наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы  комбинации экономических ресурсов, по мнению многих экономистов, и являются главным делом предпринимателя  и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой  и др. [6, с. 91]. 

     Для предпринимательства, как метода ведения  хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов, наличие  у них определенной совокупности свобод и прав - по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, то есть от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

     Вторым  условием предпринимательства является ответственность за принимаемые  решения, их последствия и связанный  с этим риск.

Информация о работе Малый бизнес в Беларуси