Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5
2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10
3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32
Для
развития межфирменного сотрудничества
в рамках ЕС было создано Бюро по
сближению предприятий, действует
Европейская ассоциация венчурного
капитала, способствующая развитию малых
совместных фирм. Комиссия ЕС организовала
Комитет по упрощению процедур в
сфере предпринимательства. Сеть информационных
предпринимательских центров
На уровне Европейского Союза действуют две главные программы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50% стартового капитала, а также покрытие до 50% эксплуатационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая программа - «Евротек» - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера и помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты.
Одним
из наиболее важных направлений регулирования
и оказания содействия развитию малого
и среднего предпринимательства
является государственное
Европейская
Комиссия все больше подталкивает национальные
правительства к поддержке
Таким
образом, малый и средний бизнес
являются важной составляющей экономик
большинства зарубежных стран. Всемерная
поддержка и развитие малого предпринимательства
относятся к ключевым моментам экономических
реформ в этих государствах. Тем не
менее, в разных странах имеются различия
в уровне и качестве законодательного
обеспечения малого предпринимательства,
что объективно обусловлено неодинаковыми
темпами формирования и развития рыночной
экономики, различным опытом разработки
и реализации нормативно-правовой базы
поддержки предпринимательства, сложившимся
отношением общества к этому явлению.
Это в полной мере относится и к определениям
критериев разграничения субъектов хозяйствования
на микро-, малые и средние предприятия.
3
МАЛЫЙ БИЗНЕС В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Переход Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных на развитие конкуренции и преодоление монополизма. Особое место в этих преобразованиях отведено малому бизнесу.
Субъектами малого бизнеса в Республике Беларусь являются индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица) и юридические лица – малые предприятия.
До 2009г. критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства определялись Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Они включали в себя дифференциацию предельно допустимой среднесписочной численности работников в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования:
Согласно
Указу Президента Республики Беларусь
от 21 мая 2009г.
№ 255 «О некоторых мерах
Формирование малого бизнеса в Беларуси совпало с начальным этапом приватизации (1993-1994 гг.), возникновением первых частных предпринимателей и коммерческих организаций.
Наряду
с юридическими лицами, создавшимися
«с нуля», в первые годы приватизации,
предпринимательский сектор Республики
Беларусь пополнили приватизированные
предприятия так называемых «успешных»
отраслей, в большинстве своем
имевшие хорошие стартовые
Тем
не менее, правовая смена собственника
не принесла этим субъектам фактической
хозяйственной
Основу негосударственного предпринимательского сектора Беларуси составляет малый бизнес, формирующий рыночную экономику с более высокими темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе экономики.
Проанализируем
развитие малого предпринимательства
в Республике Беларусь. В таблице 3.1
приведены данные о количестве малых предприятий
и средней списочной численности работающих
на них за период с 1998 по
2008 гг.
Таблица
3.1 - Количество малых
предприятий (МП) Республики
Беларусь за 1998-2008 гг.
и средняя списочная
численность работающих
в них
Показатель | Годы | |||||||
1998 | 2000 | 2002 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
1 Количество МП на конец года, тыс. ед. | 24,1 | 28,3 | 29,0 | 32,8 | 33,1 | 37,6 | 51,2 | 68 |
2 Темп
роста количества МП по |
х | 117,4 | 102,5 | 113 | 101 | 113,6 | 136,2 | 132,8 |
3 Средняя списочная численность работающих на МП, тыс. чел. | 243,5 | 333,7 | 333,0 | 396,6 | 404,6 | 423,8 | 453,2 | 570,1 |
4 Темп
роста средней списочной |
х | 137,3 | 99,8 | 119,1 | 102,0 | 104,7 | 106,9 | 125,8 |
Источник:
собственная разработка на основе [22].
Как видно из данных таблицы 3.1, на протяжении 1998-2000гг. предпринимательская инициатива в Беларуси развивалась достаточно высокими темпами. К 2000г. общее число малых предприятий по сравнению с 1998 г. увеличилось на 17,4% и составило 28,3 тыс. единиц; число работающих на малых предприятиях возросло на 37,3% и составило 333,7 тыс. человек. С начала 2000-х гг. ситуация изменилась - развитие сектора малого предпринимательства стало замедляться: сократилось численность работающих – до 333 тыс. человек в 2002 г., общее число предприятий увеличилось, но показатели динамики их роста снизились по сравнению с предшествующими периодами. За период с 2000 по 2005 гг. самый низкий темп роста количества малых предприятий наблюдался в 2002 и 2005 гг. – 102,5% и 101% соответственно.
Замедление
развития предпринимательства в
Беларуси в 1999 - начале 2000-х гг. было
обусловлено введением
1)
Введение дополнительных
2)
Искусственное завышение платы
за аренду помещений; введение
правила, согласно которому
3)
Жесткий подход налоговых
4)
Ограничение возможностей
Все
вышеперечисленное существенно
снизило предпринимательскую
В 2003-2004 гг. наблюдалась ситуация сокращения численности индивидуальных предпринимателей. Так, если на 01.01.2003г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, составляла 189,5 тыс. человек, то на 01.01.2004г. – 188,7 тыс. человек, а на 01.01.2005г. - 183,9 тыс. человек, что на 4,9 тыс. меньше, чем на начало 2004г.
Сокращение количества индивидуальных предпринимателей в рассматриваемый период в определенной степени было связано с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», предусматривающего создание коммерческих организаций (юридических лиц) в случае привлечения индивидуальным предпринимателем к осуществлению своей деятельности свыше 3-х физических лиц. Частично это было обусловлено и плановым переводом мелкорозничных объектов торговли (киосков, палаток) с центральных улиц в стационарные помещения [14, c.78].
С
середины 2000-х гг. условия развития
предпринимательства в Беларуси
заметно улучшились. К концу 2006г.
число малых предприятий
В 2007г. количество малых предприятий сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 36,2% и составило 51,2 тыс. единиц, в 2008г. по сравнению с 2007г. – на 32,8% и составило 68 тыс. единиц [22].
Начиная, с середины 2000-х гг. возросла численность индивидуальных предпринимателей. В 2006г. их количество составило 191,8 тыс. человек, в 2007г. – 212,6 тыс. человек, а на начало 2009г. - 215,6 тыс. человек [16, с. 140].
Далее рассмотрим отраслевую структуру сектора малого предпринимательства экономики Беларуси – приложение Б. Из представленных данных видно, что белорусские малые предприятия заняты в основном в области торговли и общественного питания, промышленности, строительстве и на транспорте. В сфере торговли и общественного питания доля малых предприятий составляет 42,5% к общему количеству малых предприятий, в промышленности - 21%, в строительстве – 9,6%, в транспортной сфере – 8,7%. В остальных отраслях малые предприятия представлены незначительно. Так, на операции с недвижимостью (риэлтерская деятельность) приходится 2,3%, на сферу здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения – 1,7%, на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 2,5%.