Малый бизнес в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений в Республике Беларусь, а также рассмотреть основные направления его стимулирования, в том числе и за рубежом.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность и роль малого бизнеса в становлении рыночных отношений; 2) рассмотреть опыт стимулирования и поддержки малого бизнеса в зарубежных странах; 3) выявить основные проблемы становления и направления стимулирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………..…5

2 ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ……..10

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РБ.docx

— 85.98 Кб (Скачать)

     Для развития межфирменного сотрудничества в рамках ЕС было создано Бюро по сближению предприятий, действует  Европейская ассоциация венчурного капитала, способствующая развитию малых  совместных фирм. Комиссия ЕС организовала Комитет по упрощению процедур в  сфере предпринимательства. Сеть информационных предпринимательских центров позволяет  применять единые методики и схожие требования к отбираемым предпринимательским  проектам, а также повысить эффективность  использования финансовых ресурсов [24].

     На  уровне Европейского Союза действуют две главные программы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50% стартового капитала, а также покрытие до 50% эксплуатационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая программа -  «Евротек» - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера и помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты.

     Одним из наиболее важных направлений регулирования  и оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства  является государственное финансирование. Оно может осуществляться как  в виде прямого субсидирования на основе бюджетного финансирования фондов, так и путем создания смешанных  форм поддержки, предоставления гарантий по возврату кредитов, выдачи их под  льготные проценты, участие в капитале малых и средних фирм.

     Европейская Комиссия все больше подталкивает национальные правительства к поддержке малого и среднего предпринимательства. Возможности  государства в деле содействия развитию и поддержки предпринимательства  весьма разнообразны. Это и качественная система образования, и оптимальная  налоговая система (например, льготные ставки по налогообложению), и соответствующая  нормативная база, и минимальные  ограничения на предпринимательскую  деятельность, и прямые субсидии, и  государственные гарантии и т.д. [24].

     Таким образом, малый и средний бизнес являются важной составляющей экономик большинства зарубежных стран. Всемерная  поддержка и развитие малого предпринимательства  относятся к ключевым моментам экономических  реформ в этих государствах. Тем не менее, в разных странах имеются различия в уровне и качестве законодательного обеспечения малого предпринимательства, что объективно обусловлено неодинаковыми темпами формирования и развития рыночной экономики, различным опытом разработки и реализации нормативно-правовой базы поддержки предпринимательства, сложившимся отношением общества к этому явлению. Это в полной мере относится и к определениям критериев разграничения субъектов хозяйствования на микро-, малые и средние предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ 
 

     Переход Беларуси к социально ориентированной  рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных на развитие конкуренции и преодоление монополизма. Особое место  в этих преобразованиях отведено малому бизнесу.

     Субъектами  малого бизнеса в Республике Беларусь являются индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица) и юридические лица – малые  предприятия.

     До  2009г. критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства определялись Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Они включали в себя дифференциацию предельно допустимой среднесписочной численности работников в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования:

  • в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [19].

      Согласно  Указу Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009г.              № 255 «О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства»  к  малым предприятиям (организациям) относятся зарегистрированные в  Республике Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек  включительно (все зависимости от сферы деятельности). Кроме того, Указом № 255  в составе субъектов  малого предпринимательства были выделены микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно [20].

      Формирование малого бизнеса в Беларуси  совпало с начальным этапом приватизации (1993-1994 гг.), возникновением первых частных предпринимателей и коммерческих организаций.

     Наряду  с юридическими лицами, создавшимися «с нуля», в  первые годы приватизации, предпринимательский сектор Республики Беларусь пополнили приватизированные  предприятия так называемых «успешных» отраслей, в большинстве своем  имевшие хорошие стартовые условия (относительно конкурентоспособную  продукцию, близость к рынкам сбыта  и т.д.). Многим из таких предприятий  удалось привлечь стратегических инвесторов (в том числе и иностранных) для последующего проведения реструктуризации. Уже к 1995г. на приватизированных предприятиях промышленности было занято 36% промышленно-производственного персонала.

      Тем не менее, правовая смена собственника не принесла этим субъектам фактической  хозяйственной самостоятельности.  Со второй половины 90-х гг.  за такими предприятиями  усилился государственный  контроль и были введены так называемые «золотые акции», когда государство  с минимальной долей в уставных фондах приватизированных предприятий  стало контролировать их. Начала также  проводиться политика обратного  преобразования акционерных обществ  в унитарные государственные  предприятия. В результате на начало 2005г.  в промышленности 41,9% продукции  производили государственные предприятия  и еще 47% - акционерные общества с  долей государственной собственности. На неакционированные предприятия  со смешанной формой собственности  и иностранным участием приходилось 4,6% промышленной продукции, а доля чисто  иностранных предприятий составляла только 1%. Несравнимо меньше государственное  вмешательство ощущалось в сфере  торговли - к началу 2005г. доля госсектора здесь составляла только 17,5% всего  товарооборота [25, с. 29].

      Основу  негосударственного предпринимательского сектора Беларуси составляет малый  бизнес, формирующий рыночную экономику  с более высокими темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе  экономики.

     Проанализируем  развитие малого предпринимательства  в Республике Беларусь. В таблице 3.1 приведены данные о количестве малых предприятий и средней списочной численности работающих  на них за  период с 1998 по            2008 гг. 

Таблица 3.1 - Количество малых  предприятий (МП) Республики Беларусь за 1998-2008 гг. и средняя списочная  численность работающих в них  

Показатель Годы
1998 2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008
1 Количество МП  на конец года, тыс. ед. 24,1 28,3 29,0 32,8 33,1 37,6 51,2 68
2 Темп  роста количества МП по отношению  к прошлому году, % х 117,4 102,5 113 101 113,6 136,2 132,8
3 Средняя списочная численность работающих на МП, тыс. чел. 243,5 333,7 333,0 396,6 404,6 423,8 453,2 570,1
4  Темп  роста средней списочной численности  работающих на МП, % х 137,3 99,8 119,1 102,0 104,7 106,9 125,8
 

      Источник: собственная разработка на основе [22]. 

     Как видно из данных таблицы 3.1, на протяжении 1998-2000гг. предпринимательская инициатива в Беларуси развивалась достаточно высокими темпами. К 2000г. общее число малых предприятий по сравнению с 1998 г. увеличилось на 17,4% и составило 28,3 тыс. единиц; число работающих на малых предприятиях возросло на 37,3% и составило 333,7 тыс. человек.  С начала 2000-х гг. ситуация изменилась - развитие сектора малого предпринимательства стало замедляться: сократилось численность работающих – до 333 тыс. человек в 2002 г., общее число предприятий увеличилось, но показатели динамики их роста снизились по сравнению с предшествующими периодами. За период с 2000 по 2005 гг. самый низкий темп роста количества малых предприятий наблюдался в 2002 и 2005 гг. – 102,5% и 101% соответственно.

     Замедление  развития предпринимательства в  Беларуси в 1999 - начале 2000-х гг. было обусловлено введением различных  ограничений со стороны государства. Наиболее широко использовались следующие  способы сдерживания предпринимательской  инициативы:

     1) Введение дополнительных требований  при получении разнообразных   разрешений, лицензий, согласований  на различных уровнях; коррупция.  Отсутствие единого порядка государственной  регистрации юридических лиц  привело к созданию обширной  базы нормативно-правовых актов  по регистрации субъектов предпринимательства.  Так, в 2004г. желающие стать  предпринимателями в Беларуси  должны были пройти 16 процедур, чтобы  открыть свое дело.

     2) Искусственное завышение платы  за аренду помещений; введение  правила, согласно которому при  отсутствии договора аренды предприятие  не регистрируется или закрывается  (если оно уже начало функционировать).

     3) Жесткий подход налоговых органов  к предпринимательским хозяйственным  структурам  при одновременном  послаблении государственным предприятиям; выраженный фискальный характер  действующей системы налогообложения  предпринимателей; частые изменения  в налоговом законодательстве.

     4) Ограничение возможностей реализации  производимой предпринимательскими  структурами продукции контролируемым  государством предприятиям при  одновременном введении ограничений  на приобретение предпринимателями  товаров, производимых на госпредприятиях.  Так, в 2004г. лишь 17% малых и  средних предприятий Беларуси  реализовали большинство своей  продукции крупным государственным  предприятиям, в отличие от 35% в  Украине, 27% - в Латвии и 38% - в  России [18, с 87 - 88].

      Все вышеперечисленное существенно  снизило предпринимательскую активность в Беларуси, ограничило свободу выхода на рынок  малому и среднему бизнесу.

     В 2003-2004 гг. наблюдалась ситуация сокращения численности индивидуальных предпринимателей. Так, если на 01.01.2003г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, составляла  189,5 тыс. человек, то на 01.01.2004г. – 188,7 тыс. человек, а на 01.01.2005г. - 183,9 тыс. человек, что на 4,9 тыс. меньше, чем на начало 2004г.

     Сокращение  количества индивидуальных предпринимателей в рассматриваемый период в определенной степени было связано с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», предусматривающего создание коммерческих организаций (юридических лиц) в случае привлечения индивидуальным предпринимателем к осуществлению своей деятельности свыше 3-х физических лиц. Частично это было обусловлено и плановым переводом мелкорозничных объектов торговли (киосков, палаток) с центральных улиц в стационарные помещения [14, c.78].

     С середины 2000-х гг. условия развития предпринимательства в Беларуси заметно улучшились. К концу 2006г. число малых предприятий достигло 37,6 тыс. единиц, а количество работающих на них составило около 424 тыс. человек. По данным статистики за 2006 г. малыми предприятиями  было произведено 7,3% всей промышленной продукции, на них приходилось 10,2% розничного товарооборота, 22,8% выручки от реализации товаров (работ, услуг) – приложение А.

     В 2007г. количество малых предприятий  сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 36,2%  и составило 51,2 тыс. единиц, в 2008г. по сравнению с 2007г. – на 32,8% и составило 68 тыс. единиц [22].

     Начиная, с середины 2000-х гг. возросла численность  индивидуальных предпринимателей. В 2006г. их количество составило 191,8 тыс. человек, в 2007г. – 212,6 тыс. человек, а  на начало 2009г. -  215,6 тыс. человек [16, с. 140].

     Далее рассмотрим отраслевую структуру сектора малого предпринимательства экономики Беларуси – приложение Б. Из представленных данных видно, что белорусские малые предприятия заняты в основном в области торговли и общественного питания, промышленности, строительстве и на транспорте. В сфере торговли и общественного питания доля малых предприятий  составляет 42,5% к общему количеству малых предприятий,  в промышленности - 21%, в строительстве – 9,6%, в транспортной сфере – 8,7%. В остальных отраслях малые предприятия представлены незначительно. Так, на операции с недвижимостью (риэлтерская деятельность) приходится 2,3%, на сферу здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения – 1,7%, на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка – 2,5%.

Информация о работе Малый бизнес в Беларуси