Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем в экономике страны.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

Оглавление

Введение 3
Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1Сущность малого бизнеса 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны 6
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства 12
Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
3.2 Малый бизнес в региональном распределении 26
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсач 3 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Малый бизнес в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

Студентка              ?

ВШУБ,3-й курс, ВВУ-?                                            

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

Минск 2011

 

Содержание

 

Содержание

Введение

Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике

1.1Сущность малого бизнеса

1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства

Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства     в Республике Беларусь

3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике   Беларусь

3.2 Малый бизнес в региональном распределении

3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательство- это особый вид деятельность, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальным, финансовым и человеческим ресурсами. В нашей стране предпринимательство пока не получило такого развития, которое позволило бы ему сыграть подобную роль в реформировании белорусской экономики. Возможности предпринимательства в Беларуси не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьёзно.

  Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем в экономике страны.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике

1.1Сущность малого бизнеса

   

  Малым бизнесом признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки, конструирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (в организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность работников, занятых за отчётный период на предприятии(в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собеседником. [5: с.5]

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек. [2: п. 2]

Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

        ● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

  Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому бизнесу выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.Однако наиболее часто применяются вышеназванные.[6: с.8]

                

        1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны

 

        Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

  Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

-численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

-вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

-вкладом субъектов предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

-ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

-насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

-навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятием и др.[5: с.11]

  Малое предпринимательство традиционно играет важную роль в вопросе занятости населения. В развитых странах оно обеспечивает рабочими местами большую часть населения. В Великобритании на начало 2004 г. 47.6% всех трудовых ресурсов страны было занято в малом предпринимательстве. В странах ЕС-15, а также Исландии, Лихтенштейне и Швейцарии доля малого и среднего бизнеса в занятости составляет 69.7%. В странах Центральной и Восточной Европы данный показатель также приближается к европейскому уровню. Так, в Словакии в среднем

и малом бизнесе занято 65.9% населения. Доля малого предпринимательства в структуре занятости в странах СНГ значительно ниже. В России в 2003 г. на малых предприятиях было занято 11.3% рабочей силы страны. С учетом индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств данный показатель составляет 25.3%.

В Беларуси на малое предпринимательство на конец 2005 г. приходилось 10.5% всех занятых в экономике (14.6% с учетом индивидуальных предпринимателей).

В отраслевой структуре занятости преобладает промышленность, где работает 38.2% всех занятых в малом предпринимательстве. Также велика доля торговли и общественного питания (24.7%) и строительства (16.2%). Роль малых предприятий в занятости в других отраслях незначительна. Динамика занятости по отраслям повторяет тенденции, наблюдаемые в изменении числа малых предприятий. Постепенно снижается доля торговли и общественного питания и растет занятость в промышленности и строительстве.[7: с.28]

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

- Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

- Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

- При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

- Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

- Шансы на быстрый материальный успех.

- Возможность совмещения нескольких профессий.

- Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [6: с. 6, 75]

Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

- неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

- неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

- увеличение доли убыточных предприятий;

- затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

- наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

- нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

- сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

- отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь