Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем в экономике страны.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Введение 3
Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1Сущность малого бизнеса 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны 6
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства 12
Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
3.2 Малый бизнес в региональном распределении 26
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Малый бизнес в Республике Беларусь
Студентка ?
ВШУБ,3-й курс, ВВУ-?
Минск 2011
Содержание
Введение
Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике
1.1Сущность малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства
Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3.2 Малый бизнес в региональном распределении
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Предпринимательство- это особый вид деятельность, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальным, финансовым и человеческим ресурсами. В нашей стране предпринимательство пока не получило такого развития, которое позволило бы ему сыграть подобную роль в реформировании белорусской экономики. Возможности предпринимательства в Беларуси не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьёзно.
Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем в экономике страны.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Малым бизнесом признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки, конструирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (в организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность работников, занятых за отчётный период на предприятии(в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собеседником. [5: с.5]
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:
в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;
в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек. [2: п. 2]
Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:
● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому бизнесу выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.Однако наиболее часто применяются вышеназванные.[6: с.8]
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
-численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
-вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
-вкладом субъектов предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
-ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
-насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
-навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятием и др.[5: с.11]
Малое предпринимательство традиционно играет важную роль в вопросе занятости населения. В развитых странах оно обеспечивает рабочими местами большую часть населения. В Великобритании на начало 2004 г. 47.6% всех трудовых ресурсов страны было занято в малом предпринимательстве. В странах ЕС-15, а также Исландии, Лихтенштейне и Швейцарии доля малого и среднего бизнеса в занятости составляет 69.7%. В странах Центральной и Восточной Европы данный показатель также приближается к европейскому уровню. Так, в Словакии в среднем
и малом бизнесе занято 65.9% населения. Доля малого предпринимательства в структуре занятости в странах СНГ значительно ниже. В России в 2003 г. на малых предприятиях было занято 11.3% рабочей силы страны. С учетом индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств данный показатель составляет 25.3%.
В Беларуси на малое предпринимательство на конец 2005 г. приходилось 10.5% всех занятых в экономике (14.6% с учетом индивидуальных предпринимателей).
В отраслевой структуре занятости преобладает промышленность, где работает 38.2% всех занятых в малом предпринимательстве. Также велика доля торговли и общественного питания (24.7%) и строительства (16.2%). Роль малых предприятий в занятости в других отраслях незначительна. Динамика занятости по отраслям повторяет тенденции, наблюдаемые в изменении числа малых предприятий. Постепенно снижается доля торговли и общественного питания и растет занятость в промышленности и строительстве.[7: с.28]
Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:
- Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
- Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
- При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
- Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
- Шансы на быстрый материальный успех.
- Возможность совмещения нескольких профессий.
- Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [6: с. 6, 75]
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:
- неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;
- неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
- увеличение доли убыточных предприятий;
- затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
- наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
- нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
- сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
- отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.