Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Predprinimatelstvo_i_maly_biznes.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУО «МИНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

                 Предметная комиссия планово-экономических дисциплин

 

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика организации

на тему:  Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития

 

Выполнила учащаяся

2 курса, гр.1205 

 

 

Преподаватель

 

 

 

      К.Ч.Бортко

 

 

       О.Ф.Мельник

       


 

МИНСК 2013

Содержание

 

 

 

Введение

 Тема курсовой работы «Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития» является актуальной для нашей страны в текущее время. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.

Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
  • раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
  • проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.

 

  1. Малый бизнес в современной рыночной экономике

 

    1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства

 

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). [4,с.78]

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. 

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.

Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей.

Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. [10]

 

 

 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах:

  • Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;
  • развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
  • формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;
  • создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;
  • развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

 

              1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий

 

Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Предпринимательство, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, например, развитие технологий, предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требует большие капвложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы.

Кроме того в условиях повышения общей образованности населения все больше и больше нарастает стремление среди граждан полнее проявить свои личные индивидуальные способности. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия своего собственного «дела», своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.

Создание предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно – правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в белорусской экономике, а также в зависимости от форм собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.).

Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников-владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:

  • возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
  • изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
  • подбор поставщиков необходимых факторов производства;
  • определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;
  • разработка учредительных документов и бизнес- плана;
  • проведение организационных мероприятий по созданию предприятия в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
  • осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
  • изготовление печатей, штампов;
  • постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в фонде социальной защиты населения и др.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

При создании нового предприятия важным и непростым вопросом является выбор его организационно – правовой формы.

Организационно – правовая форма предприятия – институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой.

Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно – правовых формах регулируется особыми положениями гражданского кодекса РБ (ч.1, глава 4, статья 63, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с ГК РБ предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и коммандитного товарищества), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий. Рассмотрим некоторые формы. 

Полное товарищество  

Полное товарищество представляет собой форму организации предприятия, основанную на личном участии партнеров ( полных товарищей) в его делах. По белорусскому законодательству (ГК РБ, ст. 66-80) полное товарищество – это объединение нескольких граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними. Главная отличительная черта полного товарищества заключается в том, что все его участники несут совместную ответственность по обязательствам товарищества.

Полное товарищество действует под фирменным наименованием, которое содержит имена товарищей.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.

Полное товарищество является наиболее простой формой предприятия и больше всего подходит для организации более мелких фирм. Полное товарищество мобильно, максимально свободно в решениях и действиях.

Структура органов управления в рамках товарищества определяется самими партнерами. Большую роль играет личное доверие партнеров друг к другу.

Общества с ограниченной ответственностью 

Обществом с ограниченной ответственность (ООО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли  определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.86 ГК РБ).

Учредительными документами ООО является учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав (ст. 88 ГК РБ).

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития