Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Республике Беларусь.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Predprinimatelstvo_i_maly_biznes.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Уставный фонд ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного фонда общества не может быть менее суммы, определенной законодательством.

Органом управления общества является распорядители (совет директоров, наблюдательный совет, правление) и общее собрание. Высший органом управления – собрание его участников. Собрание вправе решать наиболее важные вопросы деятельности общества, определяющие стратегию развития фирмы в целом. Однако вопросы текущей деятельности предприятия находятся в компетенции исполнительного органа, подотчетного общему собранию участников.

Выбор общества с ограниченной ответственностью в качестве формы организации предприятия позволяет ограничить риск участников величиной вклада в уставной капитал. Преимуществом следует считать и то, что для образования общества с ограниченной ответственностью обычно необходим меньший капитал, чем для организации  акционерных обществ.

Следует отметить и более простую, чем для акционерных обществ, систему отчетности. ООО - оптимальная форма организации предприятий средней величины, в том числе семейных объединений.

Унитарное предприятие

 

Унитарное предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст.113 ГК РБ).

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, содержащий сведения о размере уставного фонда предприятия, предмете и цели деятельности предприятия.

Органом управления унитарного предприятия является единоличный руководитель, назначенный либо самим собственником, либо органом, уполномоченным собственником.

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом.

Главной отличительной особенностью унитарного предприятия является то, что его имущество находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица, и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в ограниченных ГК РБ пределах. Долевая собственность на унитарное предприятие не допускается.

Как видно из приведенного краткого описания при создании предприятия выбор организационно-правовых форм достаточно широк и далеко не однозначен. В значительном числе случаев этот выбор в Беларуси происходит случайным образом, исходя из опыта или интуиции предпринимателя, а иногда и просто по совету знакомых, не всегда обладающих достаточным уровнем правовых знаний. Между тем выбор этот чрезвычайно важен и в тактическом и, главным образом, в стратегическом смысле.

Существенным вопросом при создании нового предприятия является его начальное и последующее финансирование.

В мировом бизнесе для этого используются разные источники, такие как личные средства предпринимателя или группы предпринимателей, средства родственников и друзей, кредиты, средства страховых компаний и др.

Другой важный момент при создании нового дела предприниматель должен знать, когда он может рассчитывать на получение первой прибыли. Рассчитав точку безубыточности (порог рентабельности), можно оценить, сколько денег понадобиться, чтобы поддержать новое предприятие на первом этапе его существования. Добавив к этой сумме организационные расходы по созданию и регистрации предприятия и вычтя планируемые займы, получим грубую оценку величины стартового (уставного) капитала.

2.Современное состояние малого бизнеса в РБ

 

2.1 Динамика развития малого бизнеса

 

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В реформировании белоруской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия , располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Беларуси и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.[10]

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 19 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в Беларуси частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех белорусских частных предприятий были малыми.

К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 8,91 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года.

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. [10] 

Распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Минской   области, в которой наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Минске. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

Рисунок 2.1 Региональная структура малого предпринимательства (число малых предприятий, %) по состоянию на 01.01.2012

                                                Источник: собственная разработка.

По данным Национального статистического комитета, на 1 января 2012г.в республике зарегистрировано 91 277 субъектов малого среднего предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности (по

сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента).[12]

 

    

 

Рисунок 2.2 Региональная структура малого предпринимательства (количество индивидуальных предпринимателей, %) по состоянию на 01.01.2012

                            Источник: собственная разработка.

 

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.

Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2012 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. [12]

 

Принимаемые Правительством меры по улучшению делового климата в республике ведут к увеличению количества субъектов малого предпринимательства: как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства на начало сентября 2012 года составил 28,3%, в том числе от юридических лиц – 18,4%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%. [9]

В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 6 малых предпринимательств, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь г. Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 малых предпринимательств.

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В республике доля малых предпринимательств в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микро предприятия (микро фирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских малых предпринимательств в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора малых средних предприятий – порядка 65%.

В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.

 

2.2 Проблемы развития малого бизнеса в РБ и условия его активизации

 

Для стран с переходной экономикой, к которым относится  и Республики Беларусь, характерно сочетание рыночного «саморазвития» и государственного регулирования. При этом переход к рыночным механизмам является не самоцелью, а лишь средством динамичного развития республики, её интегрирование в мировое экономическое пространство и на этой основе роста благосостояния граждан.

Рыночная экономика для своего нормального функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое государственное регулирование для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП.

Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно емкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объеме валового внутреннего продукта в 2012 году достиг 15,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 9,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны.

В негосударственном секторе функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2012 году по сравнению с предыдущим годом составили 7,8%, в то время как государственными – 6,1%. Капиталоемкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост  негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.

На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана.

Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объемами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.

С учетом указанных факторов, стратегическим планом  развития негосударственного сектора экономики  представляется необходимым обеспечить рост  главным образом за счет инвестиционных вливаний и перемещения рабочей силы на технологически обновленные рабочие места. К концу 2013 года планируется увеличение доли продукции негосударственного сектора в общем объёме промышленного производства, по крайней мере, до 65%. При этом объектом пристального внимания должно стать существенное повышение уровня эффективности производства и качества продукции.[10]

Особое место в негосударственном секторе занимает малый и средний бизнес, формирующий рыночную экономику с более высоким темпами динамики экономического роста и эффективности, чем в государственном секторе экономики. В структуре предприятий и организаций малого бизнеса по результатам последних лет наибольший удельный вес имеют субъекты хозяйствования, занятые в следующих отраслях экономики:

  • торговля и общественное питание – 41,9%;
  • промышленность – 15,3%;
  • строительство – 9,5%;
  • транспорт – 9,2%.

Организации и предприятия малого предпринимательства негосударственной формы собственности в преобладающем большинстве представляют собой субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. [10]

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития