Уровень рентабельности в сфере малого
предпринимательства в настоящее время составил 16,5%, в то время
как по народному хозяйству - 11%. Наиболее
высок этот показатель для малых предприятий
и организаций, занятых в сфере торговли
и общественного питания (23,9%) и в сельском
хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности
предприятий и организаций малого предпринимательства
частной формы собственности в 2012 году
составил 20% (в 1997 году – 14,7%, 1998 году –
17,9%).[8,с.570]]
Общеизвестно, что стратегическое значение
развития малого и среднего предпринимательства
(МСП) обусловлено тем, что малые и средние
предприятия:
- в большей степени,
чем крупные предприятия, содействуют
росту занятости, и их доля в общем числе
рабочих мест может быть весьма значительной
;
- могут помочь реорганизации
крупных государственных предприятий,
позволяя поглотить и не задействовать
основные фонды, и излишнюю численность
работников;
- дают экономике дополнительную
гибкость в оказании услуг в производстве
разнообразных потребительских товаров;
- способствуют усилению
конкуренции на рынке и ограничению монополизма
крупных предприятий;
- могут служить «Инкубатором»
предпринимательских (рыночных навыков
и инноваций).
- совершенствовать
систему государственной поддержки развития
предпринимательства и государственного
регулирования деятельности предпринимательских
структур, повысить всех форм финансовой
поддержки малого и среднего бизнеса;
- совершенствовать
отношения собственности и внедрять корпоративное
управление производством.
Предпосылки к росту производственной
активности малых и средних предприятий
могут быть реализованы при скорейшем
переходе на нетрадиционные формы привлечения
инвестиций, обеспечивающие перелив капитала, накопленного в сфере услуг
и торговли. При этом должна быть обеспечена
ориентация, прежде всего, на освоение
ресурсосберегающих и наукоемких технологий,
а также на создание благоприятных условий
технологического и организационного
обновления производства.
В Республике Беларусь должно предусматриваться
дальнейшее совершенствование системы
налоговых льгот и льгот по бюджетным
и банковским кредитам и других мер по
формированию стартового капитала вновь
создаваемых предпринимательских структур,
а также по увеличению накоплений для
самофинансирования инвестиционных решений
на действующих предприятиях, в том числе
и в сфере бытовых услуг населению.
Все эти меры могут значительно усилить
общественный интерес к предпринимательской
деятельности в целом, а также к таким её отраслям, как бытовые
услуги для населения.
3. Тенденции развития предпринимательства
и малого бизнеса в РБ
3.1Перспективы развития малого бизнеса
в РБ
Предпринимательство в Республике Беларусь,
в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом
развитии страны, способствуя формированию
конкурентной среды, росту производства
потребительских товаров, расширению
сферы услуг, приданию экономике дополнительной
стабильности.
В текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого
и среднего предпринимательства в развитие
экономики страны. К концу 2013 года его
долю в объеме валовой выручки планируется
увеличить до 30%, численность занятых в
данной сфере – до 23-25% от общей численности
экономически активного населения страны.
Правительством Республики Беларусь
утвержден Комплекс мероприятий по достижению
прогнозных параметров развития малого
и среднего предпринимательства на период до 2013 года,
которым предусмотрено принятие ряда
кардинальных мер, направленных на бюрократизацию
работы государственных органов и организаций
в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, упрощение налогообложения
и совершенствование процедур налогового
администрирования, совершенствование
имущественной поддержки малого предпринимательства,
создание благоприятных условий для доступа
субъектов малого и среднего предпринимательства
к кредитно-финансовым ресурсам, включая
дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования,
упрощение процедуры получения микро
кредитов, развитие системы гарантирования
кредитов, обеспечение ускоренного развития
малого предпринимательства в городах
районного подчинения, поселках городского
типа, сельских населенных пунктах, Агро
городках и другие.
Кроме того, планируется расширение участия предпринимательского
сектора в реализации народнохозяйственных
программ, направленных на развитие регионов
и отраслей.
3.2 Государственная поддержка
малого бизнеса РБ
Развитие белорусского законодательства
в области предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательская
способность в нашей стране пока не рассматривается
как фактор производства белорусской
экономики, присутствующий как в государственном
так и в негосударственном секторе; как
в малых, так и в средних и крупных предприятиях.
[12]
Система поддержки малого предпринимательства
имеет следующую структуру:
- Департамент по предпринимательству
Министерства экономики. Основными задачами
Департамента являются поддержка и развитие
предпринимательства в Республике Беларусь,
координация деятельности республиканских
органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных
органов в этой сфере. Департамент разрабатывает
проекты законов Республики Беларусь,
решений Президента, Правительства, нормативных
правовых актов по вопросам поддержки
предпринимательства, осуществляет разработку
ежегодных республиканских программ государственной
поддержки малого предпринимательства,
содействует формированию инфраструктуры
поддержки предпринимательства, оказывает
организационную и информационно-методическую
помощь по вопросам финансово-кредитной
поддержки.
- Фонд поддержки малого
и среднего бизнеса Министерства экономики.
Основными задачами Фонда являются финансовое
обеспечение государственной политики
поддержки малого предпринимательства
путем участия в финансировании соответствующих
государственных, отраслевых и региональных
программ, оказания субъектам инфраструктуры
поддержки малого бизнеса финансовой,
организационной и информационно-методической
помощи на льготной или безвозмездной
основе, контроль целевого использования
средств, выделяемых субъектам инфраструктуры
или получаемых этими субъектами при содействии
Фонда.
- Белорусский фонд
финансовой поддержки предпринимателей
и региональные фонды финансовой поддержки.
Осуществляют кредитование и микрокредитование
субъектов малого предпринимательства,
индивидуальных предпринимателей осуществляет
на льготных условиях.
- Субъекты инфраструктуры
поддержки предпринимательства. В настоящее
время система субъектов инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
включает в себя Фонд «Национальное агентство
развития предпринимательства», центры
поддержки предпринимательства (далее
- центры) и инкубаторы малого предпринимательства
(далее - инкубаторы). В республике функционируют
43 центра и 6 инкубаторов, которые оказывают
комплексную и адресную поддержку представителям
малого предпринимательства в различных
направлениях: информационном, консультационном,
обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом.
Субъекты инфраструктуры проводят маркетинговые
исследования, разработку и экспертизу
бизнес-планов, проводят обучающие семинары,
курсы и другие мероприятия.
- Программы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Ежегодные республиканские программы
государственной поддержки и соответствующие
региональные программы разрабатываются
и реализуются с целью совершенствованию
государственной поддержки и развития
малого предпринимательства, включают
в себя совершенствование нормативной
правовой базы, финансово-кредитную и
инвестиционную поддержку субъектов малого
предпринимательства ;
- оказания финансовой
помощи в виде субсидий и денежных средств
безработным гражданам для содействия
в организации предпринимательской деятельности.
- поддержка проектов
с использованием новейших технологий
при выпуске продукции массового спроса,
создающих конкурентную среду на потребительском
рынке;
- поддержка других
социально значимых проектов.[2,ст.9]
Программа государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы.[12]
Целями
настоящей Программы является:
- создание благоприятных
условий для ведения предпринимательской
деятельности;
- стимулирование
ее развития по приоритетным направлениям
в регионах;
- оказание содействия
вновь созданным субъектам малого и среднего
предпринимательства.
Для достижения поставленных
целей должны быть решены следующие основные
задачи:
- вхождение в число
передовых стран по ведущим международным
рейтингам, характеризующим конкурентоспособность,
деловую среду, уровень инновационного
развития , эффективность государственного
управления страны, для улучшения международного
имиджа Республики Беларусь и роста доверия
у национальных и иностранных инвесторов
к проводимой экономической политике;
- развитие конструктивного
диалога государства с представителями
бизнеса, общественными организациями
(объединениями) предпринимателей;
- увеличение доли
малого и среднего предпринимательства
в валовом внутреннем продукте до 30 процентов
и обеспечение численности занятых в этом
секторе не менее 1,8 млн. человек к концу
2015 года;
- совершенствование
государственного регулирования условий
ведения бизнеса;
- содействие развитию
субъектов инфраструктуры поддержки малого
и среднего предпринимательства (финансовая
поддержка, оказание консультационных
услуг, обеспечение доступа к материальным
ресурсам, участие в государственных закупках
товаров, работ и услуг, помощь в решении
вопросов взаимодействия с государственными
органами и другое);
- содействие и оказание
государственной поддержки кластерным
инициативам и проектам;
- модернизация инфраструктурных
и социальных секторов экономики страны
путем реализации проектов в рамках государственно-частного
партнерства.[12]
Кроме того, в настоящей
Программе предусматривается решение
следующих задач:
- развитие основных
видов государственной поддержки малого
и среднего предпринимательства в Республике
Беларусь;
- совершенствование
законодательства, регулирующего деятельность
субъектов малого и среднего предпринимательства,
формирование и развитие механизмов государственно-частного
партнерства;
- стимулирование
деловой активности отдельных групп населения,
участия субъектов предпринимательства
в реализации важнейших направлений социально-экономического
развития республики;
- организация предпринимательской
деятельности безработных граждан, широкое
вовлечение в предпринимательскую деятельность
социально незащищенных групп населения;
- совершенствование
работы инфраструктуры поддержки малого
и среднего предпринимательства;
- международное сотрудничество
и развитие внешнеторговой деятельности
в сфере малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование
законодательства, регулирующего деятельность
субъектов малого и среднего предпринимательства.
В результате проводимой
политики будут созданы необходимые условия
для реализации частной инициативы, повышения
предпринимательской активности граждан,
интенсивного развития малого и среднего
бизнеса.[12]
Реализация мероприятий
настоящей Программы будет способствовать
устранению факторов и тенденций, сдерживающих
развитие малого предпринимательства,
усилению государственной поддержки,
активизации создания субъектов малого
предпринимательства.
Реализация мер по расширению и упрощению
доступа субъектов малого предпринимательства
к кредитным ресурсам банков, оказанию
финансовой помощи позволит создать новые рабочие места, активизировать
предпринимательскую деятельность.
Заключение
На макроэкономическом уровне для успешного
функционирования предпринимательства
в целом необходимо комплексно решать
следующие основные задачи:
- улучшать предпринимательский
климат, создавать благоприятную рыночную
среду для ускорения развития субъектов
малого и среднего бизнеса;
- устранять причины,
обусловливающие отток предпринимательского
и научно-технического потенциала, а также
финансового капитала в зарубежные страны.
Создавать условия для его реинвестирования
в отечественную экономику;
- упрощать систему
регистрации, учета и отчетности, а также
облегчать налоговое бремя. Упорядочить
лицензируемые виды деятельности и упростить
порядок выдачи лицензий и других видов
государственного регулирования с учетом
опыта стран с переходной экономикой;
- формировать устойчивую
финансовую базу развития малого и среднего
бизнеса, его самофинансирования;
- совершенствовать
систему государственной поддержки развития
предпринимательства и государственного
регулирования деятельности предпринимательских
структур, повысить действенность всех
форм финансовой поддержки малого и среднего
бизнеса;
- совершенствовать
отношения собственности и внедрять корпоративное
управление производством;
- совершенствовать
нормативно-правовую базу поддержки развития
малого предпринимательства, в том числе
и с учетом необходимости ее унификации
с законодательством Республики Беларусь;
- установить ряд налоговых
льгот и льготировать долгосрочное кредитование,
расширить систему микрокредитования
и увеличить объем финансового лизинга,
в том числе и международного.
Так следует отметить, что концепция
государственной политики в отношении
бизнеса республики должна претерпевать
корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться
с учетом реально складывающейся экономической
конъюнктуры.