Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «малый бизнес»;
определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59
58
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь»
по дисциплине «Макроэкономика»
Студент 2 курса
Группа – ГУЭ-1
Руководитель :
к.э.н., доцент
Минск - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сектор малого и среднего бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в постсоциалистических странах. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малого и среднего бизнеса, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.
Предпринимательство и малый бизнес в нашей республике начали развиваться только в конце 80-х годов, когда под давлением нарастающего кризиса были приняты первые законодательные акты.
В течение прошедших нескольких лет постепенно начал складываться негосударственный сектор экономики, основу которого составили преимущественно малые предприятия. Условия их становления оказались нелёгкими. Предприниматели столкнулись с психологическим неприятием коллективистски воспитанного населения, недоброжелательством государственных органов и руководителей хозяйственных структур, их противоречивой сдерживающей политикой, отсутствием у самих предпринимателей навыков поведения и деятельности в конкурентной среде.
Во всех странах государство способствует росту сектора малого и среднего бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные – от фискальных до информационных. Кроме того на улучшение бизнес климата, как правило направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций. Предпринимателям необходимо понимать, что органы государственного управления заинтересованы в развитии малого бизнеса, поскольку предпринимательство выгодно для экономики страны.
Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «малый бизнес»;
определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие и формы малого бизнеса
Малые предприятия являются необходимым элементом здоровой экономики и выполняют в ней ряд жизненно важных функций. Оказалось, что в условиях динамичного развития технологии в последние десятилетия системы крупных предприятий в принципе не могут успешно функционировать без дополняющей системы малого бизнеса.
Субъекты малого бизнеса - совершенно особый тип производственных структур в экономическом, социальном, технологическом и управленческом аспектах. Независимо от формы собственности, на которой основан малый бизнес, его политэкономическая сущность не отражается в категориях рыночной или плановой, капиталистической или социалистической экономики. Именно по этому малый бизнес как особый социально-экономический уклад легко адаптируется к самым разным социо-культурным условиям и эффективно функционирует как в либеральной рыночной экономике США и Западной Европы, так и в традиционных обществах Японии и Юго-Восточной Азии, в Испании и на юге Италии, в исламских странах «третьего мира».[15, с. 8-9]
Определимся с тем, что мы подразумеваем под «малым бизнесом». Слово «бизнес» (англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, это бизнесмен (англ. businessman), то есть делец, коммерсант, предприниматель. Бизнес является коммерческим делом предприимчивых людей, приносящим им прибыль.
Таким образом, бизнес – это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью поучения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации.[27, с.36]
В современном экономическом словаре понятие «бизнес» тождественно понятию «предпринимательство». Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство также преследует цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена). Выделяется отдельно понятие «малого предпринимательства», под которым подразумевается предпринимательская деятельность в малых масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. Далее следует дать определение «малому предприятию». [15, с. 9-10]
Традиционно малые предприятия определяются на основе числа работающих, объёма производимой продукции или продаж, стоимости используемых фондов, энергии и т.д. иногда выделяются такие критерии как факт работы владельца вместе с наёмными сотрудниками и степень специализации в управлении, а также принадлежность сектора к формальному или неформальному сектору экономики.
Особенности национальной экономики предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым. Так, в Америке как малые определяются предприятия с числом работающих в промышленности от 1 до 500 человек, в строительстве – от 25 до 200, в торговле и услугах – от 15 до 50, в сельском хозяйстве – до 100 человек. В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников до 50 человек. В Венгрии до 100 человек.
В нашей стране в последнее время используется только количественный критерий. При этом количественная шкала являлась дифференцированной для различных отраслей. В соответствии с отечественным законодательством под малыми понимаются предприятия, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
-в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства и в научно-технической сфере – до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 3 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек. [19, с.20]
При этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которой является наибольшей в общем объёме реализации продукции за квартал.
Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.
На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель – собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объёма располагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений.
Как правило, на малом предприятии слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства, построения системы отчётности и контроля за важнейшими экономическими показателями.
Главной особенностью малых предприятий является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малого предприятия состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъёма рынка. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъёма, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги.
Малое предприятие располагает небольшим объёмом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат. Так, если в крупной компании найм одного сотрудника (среднемесячный объём производства – 10 000 шт.) с заработной платой 1000 дол. Приводит к увеличению цены продукции на 0,15 дол., то для малого предприятия в той же отрасли (среднемесячный объём производства – 100 шт.) найм дополнительного сотрудника вызовет рост цены на 15 дол.
Ещё одной особенностью малого предпринимательства как специфического сектора предпринимательства является значительный объём банкротств – около 50% малых предприятий закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15,5% малых предприятий.[22, с. 13-15]
Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые предприятия, имеет большое социально-экономическое значение. Речь идет о возможности населения включаться в предпринимательскую деятельность, а потому и о масштабах малого бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.
Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:
♦ задачи, которые ставятся перед предприятием при его создании;
♦ размер капитала, которым располагают основатели;
♦ ответственность, которую хотели бы взять на себя вкладчики капитала: ограниченная или неограниченная;
♦ степень участия вкладчика капитала в управлении предприятием;
♦ наличие или отсутствие у основателя предприятия профессиональных знаний;
♦ налоговое законодательство.
Согласно законодательству Республики Беларусь, основными формами предпринимательской деятельности в нашей стране являются:
♦ предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
♦ предпринимательство с образованием юридического лица. Предпринимательство с образованием юридического лица может осуществляться в форме хозяйственных товариществ или обществ, а также унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Хозяйственные общества включают акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав. В них должны определяться наименование общества, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью общества, а также содержаться сведения о размере уставного фонда, долей каждого из участников, а также о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов и др.
Уставный фонд ООО состоит из стоимости вкладов его участников. Его размер не должен быть менее 1600 евро. Общества с ограниченной ответственностью, которые занимаются производственной деятельностью и более 50 % учредителей которых составляют инвалиды, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 800 евро.
Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь