Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «малый бизнес»;
определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59
однозначно установить, что ликвидация осуществляется только по решению самих собственников (учредителей, участников) организаций либо суда. Необходимо отказаться от ликвидации по решению регистрирующих органов;
четко прописать все процедуры реорганизации, их последовательность, порядок оформления. В отношении процедуры преобразования указать организационно-правовые формы, в которые могут преобразовываться те или иные субъекты;
предельно упростить сами процедуры реорганизации и ликвидации, в частности, сократить количество представляемых при этом документов, ввести принцип «одного окна» с тем, чтобы субъекты хозяйствования не обивали пороги различных органов, собирая ненужные справки;
следует продолжить практику упрощенной процедуры ликвидации, особенно для тех организаций, которые так и не начали осуществлять деятельность либо не осуществляют ее длительное время;
Для совершенствования процедур лицензирования представляется необходимым:
• сократить количество лицензируемых видов деятельности, определив их исчерпывающий перечень в законе и установив «барьеры» для его расширения, в том числе за счет «составляющих» лицензируемых видов деятельности;
• сократить количество лицензионных требований и условий, исключив те из них, которые разрешают действовать по «усмотрению» чиновников, а также ведут к ограничению конкуренции;
• сократить количество документов, представляемых соискателями лицензий;
• аннулирование лицензий должно осуществляться только по суду;
• решить вопрос о правопреемстве лицензирования при реорганизации.
Несмотря на то что, в принципе, процедуры сертификации в настоящее время урегулированы довольно четко, вместе с тем целесообразно:
• вернуться к утверждению перечня товаров, подлежащих сертификации, правительством; обеспечить большую стабильность перечня;
• предусмотреть адаптационные периоды при включении в перечень новых видов товаров;
• расширить гласность в деятельности органов сертификации и упростить процедуры;
• расширить практику признания сертификатов соответствия других стран.
Несмотря на то, что налоговая система претерпела большое количество изменений, по-прежнему ей присущи некоторые недостатки, устранение которых способно значительно упростить налоговую систему и снизить налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования. К таким недостаткам, требующим устранения относятся:
• большое количество подзаконных нормативных актов по конкретным видам налогов, недостаточно согласованных между собой;
• большое количество налогов, в том числе налогов с оборота, упразднения (сокращения), которых давно и вполне обоснованно требуют специалисты и предприниматели;
• недостаточно оптимальные налоговые периоды и сложная система налогового учета и отчетности, что приводит к большим непроизводительным потерям субъектов хозяйствования;
• высокие, несмотря на указанное выше снижение, размеры штрафов за нарушения налогового законодательства.
Основные предложения по решению проблем в ценообразовании:
• осуществлять регулирование и контроль над ценообразованием только в отношении монополистов и социально значимых товаров и услуг;
• сократить перечень социально значимых товаров и услуг, разработать их исчерпывающий перечень и обеспечить его стабильность;
• исключить возможность дублирования методов административного регулирования цен;
• отказаться от процедуры декларирования цен, которая на самом деле может приводить к прямому вмешательству госорганов в установление цен, а также от других «косвенных» методов, позволяющих осуществлять диктат государства в ценообразовании;
• исключить возможность дублирования полномочий контролирующих органов в отношении ценообразования.
Предложения в отношении совершенствования административных процедур:
• принять специальный базовый закон об основах административных процедур и в соответствии с ним другие акты, в которых должны быть определены: критерии введения процедур; компетенция госорганов по введению процедур; исчерпывающие перечни процедур либо порядок их установления; перечни документов для прохождения процедур; сроки, порядок взимания платы за оформление; основания и порядок отмены разрешений и других документов;
• привести все нормативные акты в соответствие с этим законом, исключить необоснованные процедуры, в отношении остальных принять меры по упрощению;
• обеспечить бесплатный доступ ко всем актам о процедурах для любого пользователя; обязать госорганы давать оперативные и бесплатные разъяснения;
• целесообразно иметь в каждом госоргане алгоритмы прохождения процедур, четкие, доступные и понятные;
• общими направлениями совершенствования должны также стать: введение «одного окна», принцип «умолчания» для ряда процедур, автоматическое продление действия разрешительных документов в отсутствие нарушений.
Особой проблемой являются проверки. Как представляется, назрела необходимость принятия специального Закона о контрольной деятельности, в котором целесообразно определить:
• общие принципы осуществления контроля (принцип законности; презумпцию добросовестности проверяемых);
• толкование в пользу проверяемых всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства и др.;
• методы контрольной деятельности;
• четкие права и обязанности и ответственность проверяющих и проверяемых;
• общие основы процедуры проверок и порядка их оформления и т. д.
Еще одна немаловажная проблема, связанная с осуществлением контроля, — проблема санкций, применяемых к субъектам хозяйствования. На первом месте здесь — размеры штрафов, которые зачастую применяются за незначительные, формальные нарушения и являются разорительными для предпринимателей. Значительное снижение штрафных санкций существенно облегчило бы жизнь всем малым предприятиям страны.
Важной проблемой является также нехватка средств у субъектов малого предпринимательства для начала деятельности. Для решения этой проблемы необходимо предоставлять кредиты для малых предприятий на льготных условиях и упростить порядок их предоставления, снижать арендную плату на начальном этапе, совершенствовать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, расширить доступ к инвестициям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес является важной составляющей рыночной экономики, так как в значительной мере способствует созданию конкурентной атмосферы на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество ВВП.
В Республике Беларусь малый бизнес начал развиваться не так давно, однако за это время уже претерпел значительные изменения как в формах и структуре, так и в отношении государства к данной сфере экономики. Государственная поддержка малого бизнеса является очень важным фактором его активизации, так как благодаря ей создаётся благоприятный деловой климат в стране.
На основании исследованных статистических показателей можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь происходит постоянное увеличение количества малых предприятий, а также численности работников, занятых в сфере малого бизнеса. Увеличивается доля малого бизнеса в производстве ВВП. Несмотря на то что на настоящий момент почти половина субъектов малого бизнеса зарегистрирована в городе Минске, на протяжении нескольких лет прослеживается тенденция к увеличению их доли в других регионах страны.
Несмотря на то, что в течение последних несколько лет государство уделяет большое внимание развитию малого бизнеса, благодаря чему значительно увеличилось количество малых предприятий в Республике Беларусь, всё же остаются некоторые проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Решение этих проблем будет способствовать улучшению условий функционирования субъектов малого бизнеса, увеличению их численности и расширению сфер и деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема настоящей курсовой работы достаточно актуально в современных условиях и ей следует уделять значительной внимание, так как именно малые предприятия, особенно в случае хорошей разработки государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов, способствовать формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, росту производства и повышения качества отечественных потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выполнение программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год / Официальный сайт министерства финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/minis
2. Декрет № 516 от 24 сентября 2001 г. / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press5
3. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2008 № 438 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/minis
4. Развитие малого предпринимательства в Беларуси / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: president.gov.by/press30942/ht
5. Указ № 119 от 9 марта 2007 г. / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press5
6. Указ № 148 от 24 марта 2005 г. О неотложных мерах по поддержке предпринимательства / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press5
7. Указ № 182 от 28 марта 2006 г. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press3
8. Указ №266 от 7 июня 2007 г. / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press5
9. Указ от 19 июля 1996 г. N 262. О государственной поддержке малого предпринимательства / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press2
10. Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г.
N 231 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 1999 г., N 33, 1/291.
11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008. – Минск, 2008.
12. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: учебное пособие. – Москва, 2003.
13. Балашевич М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: учебное пособие. – Минск, 1995.
14. Балашевич М. И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Минск, 2005.
15. Башлакова О. С. Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона. - Минск, 2002.
16. Блинов А. О. Малое предпринимательство. – Москва, 1997.
17. Валигурский Д. И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие. - Москва, 2002.
18. Герасеко П. В. Экономико-правовая система малого предпринимательства. – Гомель, 2002.
19. Крум Э. В. Экономика малых предприятий. – Минск, 2004.
20. Кушлин В. И. Экономика предпринимательства / В. И. Кушлин, П. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев и др. – Москва, 2001.
21. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. – Москва, 2005.
22. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие. – Минск, 2004.
23. Мальгина И. В. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь: тенденции формирования и перспективы развития. - Минск, 2005.
24. Моисеева Н. К. Устойчивое развитие малого бизнеса: проблемы и решения / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин, Г. Мольбрантдт и [др]; под редакцией Н. К. Моисеевой. – Минск, 2004.
25. Науменко Б. Н. Малый бизнес: теория и практика развития. - Минск, 1996.
26. Райзберг Б. А. Основы бизнеса. – Москва, 1996.
27. Самоукин А. И. теория и практика бизнеса / А. И. Самоукин, А. Л. Шишов.- Москва,1997.
28. Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие / Б. Д. Семёнов, Л. Ф. Киндрук, Т. В. Зглюй, О.В.. Володько. – Минск, 2007.
29. Сергеева Т. Ю. Малый бизнес. – Москва, 2005.
30. Гламбоцкая А. Белорусский бизнес 2007: состояние, тенденции, перспективы/ А. Гламбоцкая, П. Козаржевский, Е. Ракова [и др.] [Электронный ресурс] Режим доступа: http//research.by/rus/belbusin
31. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.- Москва,1993.
32. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал. -1 995. - № 12.
33. Попов В.М. Практика малого бизнеса / Попов В.М., Ляпунов С.И. – Москва, 2001.
Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь