Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
 дать определение понятию «малый бизнес»;
 определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
 проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
 оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
 выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

                  однозначно установить, что ликвидация осуществляется только по решению самих собственников (учредителей, участников) организаций либо суда. Необходимо отказаться от ликвидации по решению регистрирующих органов;

                  четко прописать все процедуры реорганизации, их последовательность, порядок оформления. В отношении процедуры преобразования указать организационно-правовые формы, в которые могут преобразовываться те или иные субъекты;

                  предельно упростить сами процедуры реорганизации и ликвидации, в частности, сократить количество представляемых при этом документов, ввести принцип «одного окна» с тем, чтобы субъекты хозяйствования не обивали пороги различных органов, собирая ненужные справки;

                  следует продолжить практику упрощенной процедуры ликвидации, особенно для тех организаций, которые так и не начали осуществлять деятельность либо не осуществляют ее длительное время;

Для совершенствования процедур лицензирования представляется необходимым:

• сократить количество лицензируемых видов деятельности, определив их исчерпывающий перечень в законе и установив «барьеры» для его расширения, в том числе за счет «составляющих» лицензируемых видов деятельности;

• сократить количество лицензионных требований и условий, исключив те из них, которые разрешают действовать по «усмотрению» чиновников, а также ведут к ограничению конкуренции;

• сократить количество документов, представляемых соискателями лицензий;

• аннулирование лицензий должно осуществляться только по суду;

• решить вопрос о правопреемстве лицензирования при реорганизации.

Несмотря на то что, в принципе, процедуры сертификации в настоящее время урегулированы довольно четко, вместе с тем целесообразно:

• вернуться к утверждению перечня товаров, подлежащих сертификации, правительством; обеспечить большую стабильность перечня;

• предусмотреть адаптационные периоды при включении в перечень новых видов товаров;

• расширить гласность в деятельности органов сертификации и упростить процедуры;

• расширить практику признания сертификатов соответствия других стран.

Несмотря на то, что налоговая система претерпела большое количество изменений, по-прежнему ей присущи некоторые недостатки, устранение которых способно значительно упростить налоговую систему и снизить налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования. К таким недостаткам, требующим устранения относятся:

• большое количество подзаконных нормативных актов по конкретным видам налогов, недостаточно согласованных между собой;

• большое количество налогов, в том числе налогов с оборота, упразднения (сокращения), которых давно и вполне обоснованно требуют специалисты и предприниматели;

• недостаточно оптимальные налоговые периоды и сложная система налогового учета и отчетности, что приводит к большим непроизводительным потерям субъектов хозяйствования;

• высокие, несмотря на указанное выше снижение, размеры штрафов за нарушения налогового законодательства.

Основные предложения по решению проблем в ценообразовании:

• осуществлять регулирование и контроль над ценообразованием только в отношении монополистов и социально значимых товаров и услуг;

• сократить перечень социально значимых товаров и услуг, разработать их исчерпывающий перечень и обеспечить его стабильность;

• исключить возможность дублирования методов административного регулирования цен;

• отказаться от процедуры декларирования цен, которая на самом деле может приводить к прямому вмешательству госорганов в установление цен, а также от других «косвенных» методов, позволяющих осуществлять диктат государства в ценообразовании;

• исключить возможность дублирования полномочий контролирующих органов в отношении ценообразования.

Предложения в отношении совершенствования административных процедур:

• принять специальный базовый закон об основах административных процедур и в соответствии с ним другие акты, в которых должны быть определены: критерии введения процедур; компетенция госорганов по введению процедур; исчерпывающие перечни процедур либо порядок их установления; перечни документов для прохождения процедур; сроки, порядок взимания платы за оформление; основания и порядок отмены разрешений и других документов;

• привести все нормативные акты в соответствие с этим законом, исключить необоснованные процедуры, в отношении остальных принять меры по упрощению;

• обеспечить бесплатный доступ ко всем актам о процедурах для любого пользователя; обязать госорганы давать оперативные и бесплатные разъяснения;

• целесообразно иметь в каждом госоргане алгоритмы прохождения процедур, четкие, доступные и понятные;

• общими направлениями совершенствования должны также стать: введение «одного окна», принцип «умолчания» для ряда процедур, автоматическое продление действия разрешительных документов в отсутствие нарушений.

Особой проблемой являются проверки. Как представляется, назрела необходимость принятия специального Закона о контрольной деятельности, в котором целесообразно определить:

• общие принципы осуществления контроля (принцип законности; презумпцию добросовестности проверяемых);

• толкование в пользу проверяемых всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства и др.;

• методы контрольной деятельности;

• четкие права и обязанности и ответственность проверяющих и проверяемых;

• общие основы процедуры проверок и порядка их оформления и т. д.

Еще одна немаловажная проблема, связанная с осуществлением контроля, — проблема санкций, применяемых к субъектам хозяйствования. На первом месте здесь — размеры штрафов, которые зачастую применяются за незначительные, формальные нарушения и являются разорительными для предпринимателей. Значительное снижение штрафных санкций существенно облегчило бы жизнь всем малым предприятиям страны.

Важной проблемой является также нехватка средств у субъектов малого предпринимательства для начала деятельности. Для решения этой проблемы необходимо предоставлять кредиты для малых предприятий на льготных условиях и упростить порядок их предоставления, снижать арендную плату на начальном этапе, совершенствовать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, расширить доступ к инвестициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый бизнес является важной составляющей рыночной экономики, так как в значительной мере способствует созданию конкурентной атмосферы на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество ВВП.

В Республике Беларусь малый бизнес начал развиваться не так давно, однако за это время уже претерпел значительные изменения как в формах и структуре, так и в отношении государства к данной сфере экономики. Государственная поддержка малого бизнеса является очень важным фактором его активизации, так как благодаря ей создаётся благоприятный деловой климат в стране.

На основании исследованных статистических показателей можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь происходит постоянное увеличение количества малых предприятий, а также численности работников, занятых в сфере малого бизнеса. Увеличивается доля малого бизнеса в производстве ВВП. Несмотря на то что на настоящий момент почти половина субъектов малого бизнеса зарегистрирована в городе Минске, на протяжении нескольких лет прослеживается тенденция к увеличению их доли в других регионах страны.

Несмотря на то, что в течение последних несколько лет государство уделяет большое внимание развитию малого бизнеса, благодаря чему значительно увеличилось количество малых предприятий в Республике Беларусь, всё же остаются некоторые проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Решение этих проблем будет способствовать улучшению условий функционирования субъектов малого бизнеса, увеличению их численности и расширению сфер и деятельности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тема настоящей курсовой работы достаточно актуально в современных условиях и ей следует уделять значительной внимание, так как именно малые предприятия, особенно в случае хорошей разработки государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов, способствовать формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, росту производства и повышения качества отечественных потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                  Выполнение программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год / Официальный сайт министерства финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf - Дата  доступа: 22.11.2008.

2.                  Декрет № 516 от 24 сентября 2001 г. / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press51589/html#doc – Дата доступа: 10.11.2008.

3.                  Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2008 № 438 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf - Дата  доступа: 22.11.2008.

4.                  Развитие малого предпринимательства в Беларуси / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: president.gov.by/press30942/html#doc. – Дата доступа: 22.11.2008.

5.                  Указ № 119 от 9 марта 2007 г. / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press51592/html#doc – Дата доступа: 10.11.2008.

6.                  Указ № 148 от 24 марта 2005 г. О неотложных мерах по поддержке предпринимательства / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press51588/html#doc – Дата доступа: 10.11.2008.

7.                  Указ № 182 от 28 марта 2006 г. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press38601/html#doc – Дата доступа: 10.22.2008

8.                  Указ №266 от 7 июня 2007 г. / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press51587/html#doc – Дата доступа: 10.11.2008.

9.                  Указ от 19 июля 1996 г. N 262. О государственной поддержке малого предпринимательства / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.gov.by/press28464/html#doc – Дата доступа: 10.11.2008.

10.             Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г.
N 231 // Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 1999 г., N 33, 1/291.

11.             Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008. – Минск, 2008.

12.             Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: учебное пособие. – Москва, 2003.

13.             Балашевич М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: учебное пособие. – Минск, 1995.

14.             Балашевич М. И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Минск, 2005.

15.             Башлакова О. С. Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона. - Минск, 2002.

16.             Блинов А. О. Малое предпринимательство. – Москва, 1997.

17.             Валигурский Д. И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие. - Москва, 2002.

18.             Герасеко П. В. Экономико-правовая система малого предпринимательства. – Гомель, 2002.

19.             Крум Э. В. Экономика малых предприятий. – Минск, 2004.

20.             Кушлин В. И. Экономика предпринимательства / В. И. Кушлин, П. Д. Половинкин, А. Н. Фоломьев и др. – Москва, 2001.

21.             Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. – Москва, 2005.

22.             Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие. – Минск, 2004.

23.             Мальгина И. В. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь: тенденции формирования и перспективы развития. - Минск, 2005.

24.             Моисеева Н. К. Устойчивое развитие малого бизнеса: проблемы и решения / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин, Г. Мольбрантдт и [др]; под редакцией Н. К. Моисеевой. – Минск, 2004.

25.             Науменко Б. Н. Малый бизнес: теория и практика развития. - Минск, 1996.

26.             Райзберг Б. А. Основы бизнеса. – Москва, 1996.

27.             Самоукин А. И. теория и практика бизнеса / А. И. Самоукин, А. Л. Шишов.- Москва,1997.

28.             Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие / Б. Д. Семёнов, Л. Ф. Киндрук, Т. В. Зглюй, О.В.. Володько. – Минск, 2007.  

29.             Сергеева Т. Ю. Малый бизнес. – Москва, 2005.

30.             Гламбоцкая А. Белорусский бизнес 2007: состояние, тенденции, перспективы/ А. Гламбоцкая, П. Козаржевский, Е. Ракова [и др.] [Электронный ресурс] Режим доступа: http//research.by/rus/belbusines/ - Дата доступа: 24.11.2008.

31.             Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.- Москва,1993.

32.             Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал. -1 995. - № 12.

33.             Попов В.М. Практика малого бизнеса / Попов В.М., Ляпунов С.И. – Москва, 2001.

Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь