Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «малый бизнес»;
определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59
Уставный фонд общества на момент его регистрации должен быть внесен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть уставного фонда подлежит формированию его участниками в течение первого года деятельности общества. В противном случае ООО должно либо объявить об уменьшении своего уставного фонда и зарегистрировать этот факт в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.
Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Текущее руководство его деятельностью осуществляется исполнительным органом, подотчетным собранию участников. Компетенция органов управления обществом, а также порядок применения ими решений определяются законодательством и уставом общества.
Участник ООО вправе в любое время выйти из него независимо от согласия других участников.
Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) является учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Минимальный размер уставного фонда ОДО учрежден в сумме, эквивалентной 400 евро. Общества с дополнительной ответственностью, занимающиеся производственной деятельностью, а также более 50 % учредителей которых составляют инвалиды, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 % установленной суммы.
Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами. В настоящее время Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 минимальный размер субсидиарной ответственности для участников ОДО установлен в сумме, эквивалентной 1200 евро.
В остальном деятельность ОДО аналогична деятельности ООО.
Закрытым акционерным обществом (ЗАО) признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, а каждый его участник может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров ограниченному кругу лиц. Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Участники ЗАО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Учредители ЗАО заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, а также размер уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда ЗАО установлен в сумме, эквивалентной 3000 евро. Для обществ, занятых в производственной сфере, а также более 50 % участников которых составляют инвалиды, минимальный размер уставного фонда составляет 1500 евро. Учредительным документом ЗАО является его устав, утвержденный учредителями. Общество не может быть создано одним лицом или состоять из одного лица. В случае приобретения одним акционером всех акций общества оно ликвидируется либо преобразуется в унитарное предприятие.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Для государственной регистрации УП должен быть сформирован уставный фонд, минимальный размер которого установлен в сумме, эквивалентной 800 евро. Для УП, занятых производственной деятельностью, созданных организациями ветеранов, обществами инвалидов, минимальный размер уставного фонда составляет 400 евро.
Собственник имущества УП не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, если экономическая несостоятельность последнего вызвана собственником, который имел право давать обязательные для предприятия указания.[14, с. 80-84]
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса.
Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. Например, в США малые и средние компании производят 21% валового продукта в обрабатывающей промышленности, 80% - в строительстве, 86% - в оптовой торговле, 81% - в сфере обслуживания. Подобным образом обстоят дела и в других развитых странах. В странах с переходной экономикой процесс трансформации хозяйственного механизма продолжается, о чём свидетельствует и слабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например в Республике Беларусь доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет – 7,5%, что на порядок меньше аналогичных показателей стран с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как лёгкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределён углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.
В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям.
В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счёт заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.
В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.
В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.
Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.
Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий. Проведенные за рубежом эмпирические исследования показали повышенную активность в инновационной деятельности фирм, занимающих менее 100 человек, и резкое понижение её там, где более 100 работников. По оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с числом занятых до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью от 1000 до 10000 человек, и в 24 раза больше, чем компании с числом занятых более 10000 человек.[22, c. 13-15]
1.3 Государственная поддержка в малом бизнесе
Из экономической истории XX века известны различные примеры выстраивания отношений между государством и предпринимательством (с малым в том числе). Государственную политику в отношении малого предпринимательства, несомненно, предопределяют общеэкономическое положение страны, бюджетные возможности государства и его идеология (от которой нередко зависит степень поддержки малого предпринимательства со стороны власти). Немаловажное значение при этом имеет не только идеология власти, но и доминирующие в мировой экономической политике концепции. Концепции, проповедующие усиление роли государства в экономических процессах (прежде всего кейнсианство), господствовали примерно до конца 70-х годов XX века. Однако особое влияние в 80-е и 90-е годы приобрели концепции главенства рыночных сил в экономике, поощрение предпринимательства и их поддержки государством (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм). Примерно с начала 80-х годов стало очевидным, что экономическая роль государства в рыночной экономике имеет свои пределы и государственное вмешательство не должно подавлять сами основы рыночного механизма. В связи с этим в развитых странах радикально изменился подход к малому предпринимательству. Ныне этот сектор экономики воспринимается как основа социальной и политической стабильности, как сфера, быстро генерирующая дополнительную занятость. Активная политика государства, направленная на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, стала из одной основных причин упрочения его положения в последние десятилетия.
Возросшая роль малого предпринимательства заставила большинство стран мира признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются: развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий; создание новых рабочих мест; экономический рост малых предприятий; привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность; формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; трансферт технологий. [23, с. 14-15]
Идея необходимости поддержки и регулирования процессов предпринимательства, основанного на негосударственных формах собственности, не является всецело новым течением. Такой подход был заложен в неолиберальную экономическую программу Л. Эрхарда, отражая его теоретическую модель "свободного рыночного хозяйства". Что касается практики, то государственные программы поддержки малого бизнеса впервые появились только с середины 70-х годов, в разных странах по-своему стимулируя предпринимательскую инициативу.
Правительства, сформировавшие системы поддержки малого бизнеса, вначале создали структуры в виде специальных государственных органов. Так, в США в 1953 г. была образована Администрация малого бизнеса, а чуть позже — Консультативный комитет по промышленным инновациям. В 60-е годы возникают аналоги в Западной Европе: в 1961 г. во Франции — Госсекретариат по мелкой и средней промышленности, в 1969 г. в Великобритании — Комитет для изучения дел мелких предпринимателей. Затем такие же структуры появились в Японии, Италии и Скандинавии.
Например, американская система координации малого бизнеса представляет направление самостоятельной экономической политики, которую в Конгрессе США проводят два комитета и многочисленные госструктуры, насчитывающие 4,5 тыс. сотрудников. Во главе этой пирамиды стоит АМБ, включающая более тысячи специалистов. В каждом их штатов предусмотрены региональные отделения по 30—40 человек. В задачу центральных и региональных чиновников входят такие вопросы, как предоставление предпринимателям информации о состоянии рынка, проведение экспертных заключений по предложениям всех, кто намеревается начать собственное дело.
Федеральные центры практически во всех странах являются достаточно мощными формированиями, ориентирующими тактику своих действий в большей мере на региональную основу. Считается, что местная администрация хорошо знает возможности, проблемы региона и может лучше, чем центр, например, проводить политику финансирования и распределять ссуды. Преимущества перераспределения функций в пользу региональной власти подтверждаются практикой.
По имеющейся информации, в странах, сравнительно недавно вырвавшихся вперед по уровню экономического развития, уже действуют более 330 национальных программ по защите интересов мелкого предпринимателя. Так, небольшие фирмы, выпускающие экспортную продукцию, освобождаются от отраслевого налога на 5—7 лет и от подоходного — на 3—5 в случае расширения экспорта (Сингапур); финансирование затрат в размере 35% на модернизацию экспортной продукции (Гонконг); беспошлинный импорт сырья и компонентов, используемых в экспортном производстве (Южная Корея, Турция), и импорта оборудования (Индия) и т. д. Отмечается, что по уровню систем экономического и информационного обеспечения мелких предпринимателей эти страны приближаются к аналогичным параметрам в развитых государствах.
Главным элементом комплекса мер государственной помощи малому бизнесу считается совершенство методов проведения финансирования. Задача государства должна сводиться к обеспечению стимулов, побуждающих развивать производство, вести НИОКР, а не самому заниматься ими. Поэтому разрабатываются специальные кредитно-финансовые механизмы, включающие прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы, ускоренную амортизацию и т.д. В Америке посредством займов правительство старается повысить заинтересованность частных банков, торговых и промышленных корпораций, страховых компаний и пенсионных фондов предоставлять капитал небольшим партиям. В США ежегодные государственные субсидии мелким фирмам составляют порядка 4 млрд долларов, в Германии — около 4 млрд марок.
Известно, что предпринимательские начала регулируются и уровнем налогообложения. Исследованиями установлено, что размер налоговой ставки, варьируемый между 0 и 25%, почти не влияет на новые предпринимательские инициативы, но если налог начинает превышать 25%, то склонность к предпринимательству быстро снижается. Поэтому созданию налоговых правил, гибкой и дифференцированной финансовой политике, учитывающей специфику малого бизнеса, в странах рынка уделяют особое внимание.
Активизация предпринимательской деятельности зависит, в первую очередь, от структурных изменений на рынках труда и капитала, создающих механизм распределения и использования ресурсов, а также необходимые финансовые источники. Рынок капитала состоит из трех важнейших подсистем: 1) валютного рынка; 2) рынка ценных бумаг; 3) рынка ссудного капитала. По мере эволюции рыночной системы рынки акционерных капиталов и государственных облигаций будут играть все заметную роль в развитии рынка капиталов, но в ближайшей перспективе большая часть сбережений пройдет через банковскую систему, важнейший институциональный элемент рынка капиталов, что требует ее отлаженной работы, построенной на рыночных принципах.
Что касается заемных средств, то банковский кредит для предпринимателей считается менее доступным и более дорогим видом финансирования, ввиду чего малый бизнес не попадает в сферу кредитного обслуживания крупных коммерческих банков. Поэтому система государственной поддержки предпринимательской сферы должна предусматривать самые разнообразные источники финансирования. Их могут представлять и коммерческие банки, их филиалы, а также фонды финансовой поддержки предпринимателей, образованные на различных уровнях и на разной основе. Становится возможным и все более необходимым долевое участие в коммерческих банках средств предприятий негосударственных форм собственности, объединенные ресурсы которых позволят открывать страховые, рисковые фонды, общества взаимного кредитования и т. д. Целесообразно также способствовать созданию новых кредитных учреждений типа кредитно-сберегательных товариществ и союзов, обеспечивающих мобилизацию денежных средств населения и размещения их на цели, связанные с развитием предпринимательства. В рамках названных структур должна сформироваться система коллективного самообеспечения денежными ресурсами.
Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь