Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
 дать определение понятию «малый бизнес»;
 определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
 проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
 оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
 выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Важно учитывать и время, необходимое для создания предпри­ятий негосударственного сектора. В силу различных обстоятельств, оно составляет до полугода. Далее, при стабильной работе достичь окупаемости капитальных вложений за года полтора-два. Но, чтобы потенциал предпринимательской экономики начал дей­ствовать в полном объеме в материальной сфере, мог быстро реагировать на появление новых технологий, обеспечить гибкую переналадку в соответствии с изменением потребительского спроса, необходимо наличие рынка специализированных, технически сложных средств производства для маломасштабной деятельности, выполненных на уровне мировых научно-технических достиже­ний. Реализация такого условия осуществится только посредством активного участия государства в делах малого бизнеса.

Например, через систему государственных контрактов, пред­ставляющих в развитых странах рынка особую форму отношений, распространенных в практике содействия малому бизнесу. Работы по госзаказу решают многие проблемы мелких фирм за рубежом, среди них "поставка ресурсов, приобретение оборудования, уста­новление объема производства и его структуры".

Усилия самих предпринимателей, их деловая инициатива иг­рают здесь ключевую роль. Создавая предпринимательские союзы и ассоциации на сугубо экономической основе, структуры малого бизнеса могут объединить ресурсы для обеспечения необходимым своего производства, в том числе финансовыми средствами. Госу­дарство же должно взять на себя в этом случае лишь координиру­ющую, вспомогательную функцию.

В переходный период для становления свободного предпринимательства государству также следует взять на себя определённые функции.

Во-первых, разгосударствление и приватизацию государственной собственности, т. е. устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом следует иметь ввиду, что критическая масса негосударственного сектора, позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30-35% основных производственных фондов народного хозяйства страны.

Во-вторых, создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей. Государство располагает мерами для успешного выполнения названной выше функции. К ним можно отнести:

                  Создание эффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности, включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную и другую научно обоснованную политику;

                  Обеспечение доступных условий включения граждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правил деятельности;

                  Создание качественной и доступной системы образования, переподготовки  и повышения квалификации предпринимателей;

                  Создание благоприятного общественного климата предпринимательской деятельности.

В-третьих, государство должно создавать равные условия функционирования предприятий различных форм собственности. Для реализации данной функции могут быть использованы различные средства:

                  Содействие обновлению техник, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;

                  Проведение селективной антимонопольной политики, направленной на сдерживание монополистических устремлений одних предприятий и стимулирования развития других, деятельность которых строится на инновационной основе с чётко выраженной социальной направленностью;

                  Реализация мер по стимулированию экспорта наукоёмкой конкурентоспособной продукции;

                  Развитие инновационного маркетинга и менеджмента на предприятиях;

                  Кредитное и налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий.

В-четвёртых, государство, используя свой административный ресурс, должно создавать условия для неуклонного роста массового спроса и предложения на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным технологиям. Эта комплексная задача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключение малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.

В-пятых, особенно важна в переходный период деятельность государства по усилению социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведёт к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создаёт благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.[14, с. 17-19]

Выполнение этой функции может быть достигнуто с помощью различных механизмов. Это передача государственной собственности потенциально эффективным собственникам; формирование законодательной базы хозяйственной жизнедеятельности общества, адекватной социально-ориентированной рыночной экономике, обеспечение рационального сочетания частной и государственной собственности как основы успешного решения социальных проблем; создание эффективной системы социальной защиты населения – условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономической состязательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь

История развития малого предпринимательства в Республи­ке Беларусь насчитывает более 15 лет. За этот период произош­ли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэконо­мической и правовой среде, а также в государственной полити­ке в области стимулирования и развития малого бизнеса.

Изучение противоречивых процессов зарождения, становления и пос­ледующего развития отечественного предпринимательства, включая малое, позволяет выделить ряд этапов с характерными особенностями каждого из них.

Первый этап, охватывающий завершающийся период существования СССР (1986-1990 гг.), характеризуется усилением либеральных тенденций в экономике и развитием кооперативной предпринимательской деятельнос­ти, что было связано с вводом в действие закона «О кооперации в СССР». Значительная часть предпринимательских структур получала большие доходы, перепродавая товары, купленные в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам. С 1988 г. доля выручки от реализа­ции продукции (работ, услуг) кооперативов возросла примерно с 1% в ВВП до 4,4% в 1989 г. На данном этапе было определено количественное понятие «малое предприятие».

Особенность второго этапа (1991-1995 гг.) развития МП, связанного с распадом СССР, в том, что субъекты хозяйствования осуществляли свою деятельность в условиях свободного ценообразования. Что касается Рес­публики Беларусь, то к первому признаку малого предприятия - численно­сти - был добавлен второй - годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфи­ке отрасли и виду деятельности. В 1991 г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, определяющее развитие предпри­нимательства в стране. Количество кооперативов, малых предприятий и обществ с ограниченной ответственностью возросло с 7807 в 1991 г. до 14813 в 1995 г.

Предпринимательские структуры занимались в основном непроизвод­ственной деятельностью, что было обусловлено высокой ставкой кредита (300-320% годовых). К концу второго этапа были практически исчерпаны возмож­ности сверхрентабельной торгово-посреднической деятельности.

В 1996 г. начался третий этап, продолжившийся до 2000 г. В этот пери­од четко обозначилась тенденция к усилению централизованного регулиро­вания предпринимательской деятельности и расширению административ­ных барьеров в процессе развития МП. Соответствующими указом Прези­дента Республики Беларусь и законом определено понятие «субъект мало­го предпринимательства» и установлена среднесписочная численность работников.

Формирование цивилизованного типа предпринимательства - важ­нейшая черта четвертого этапа, начавшегося в 2001 г.

Подтверждением этого является, в частности, принятие общереспуб­ликанской Концепции государственной поддержки и развития малого пред­принимательства Республики Беларусь на 2002-2005 годы. Аналогичные концепции приняты во всех областях и в Минске. В Концепции определены принципы, цели и задачи государственной политики в отношении МП, а также основные направления ее совершенствования.

Были введены книги проверок и ревизий; выставлены требования на­личия кассовых аппаратов у индивидуальных предпринимателей на закры­тых рынках республики, открытия счетов в банках индивидуальными пред­принимателями; упорядочены системы сертификации и гигиенической ре­гистрации; упрощен процесс лицензирования; повышена социальная защита индивидуальных предпринимателей посредством их включения в систему обязательного государственного страхования.

Изменились также цели и задачи МП в развитии эконо­мики Республики Беларусь. Если для первых трех этапов основным, как отмечалось выше, был процесс первоначального накопления капитала, то целью четвертого стало повышение эффективности функционирования на­циональной экономики. С поставленной целью связаны и соответствую­щие задачи: пополнение доходной части государственного бюджета; сни­жение уровня безработицы; насыщение местных товарных рынков; активи­зация инновационной деятельности на приоритетных направлениях эконо­мического развития; развитие предпринимательской активности в сельской местности; развитие конкурентной среды.[23, с. 63-65]

В соответствии с действующим законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивиду­альные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

♦ в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

♦ в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьян­ские) хозяйства, и научно-технической сфере — до 60 человек;

♦ в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

♦ в других отраслях производственной сферы, обществен­ном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;

♦ в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 че­ловек.

К индивидуальным предпринимателям относятся гражда­не, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров, причём, согласно указу президента «О внесении дополнений и изменений в указ президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285» деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников.

Охарактеризуем деятельность малых предприятий. Согласно данным государственной статистики, с 1991 г. до 2008 г. экономическая значимость субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в экономике Республики Беларусь имеет положительную динамику (табл. 2.1 ).

Таблица 2.1

Экономическая значимость субъектов малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь

Год

Удельный вес малых предприятий в ВВП, %

Удельный вес занятых в секторе малого предпринимательства от занятых в экономике, %

Количество малых предприятий, тыс. ед.

Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел.

1991

1,5

5,2

7,8

234,8

1994

6,2

8,1

14,2

232,8

1997

4,8

10,4

24,3

335,8

2000

6,7

12,3

28,3

385,8

2003

8,2

13,0

31,0

437,0

2006

8,2

13,9

37,7

423,8

2007

8,4

16,2

51,2

453,2

Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь