Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «малый бизнес»;
определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59
Важно учитывать и время, необходимое для создания предприятий негосударственного сектора. В силу различных обстоятельств, оно составляет до полугода. Далее, при стабильной работе достичь окупаемости капитальных вложений за года полтора-два. Но, чтобы потенциал предпринимательской экономики начал действовать в полном объеме в материальной сфере, мог быстро реагировать на появление новых технологий, обеспечить гибкую переналадку в соответствии с изменением потребительского спроса, необходимо наличие рынка специализированных, технически сложных средств производства для маломасштабной деятельности, выполненных на уровне мировых научно-технических достижений. Реализация такого условия осуществится только посредством активного участия государства в делах малого бизнеса.
Например, через систему государственных контрактов, представляющих в развитых странах рынка особую форму отношений, распространенных в практике содействия малому бизнесу. Работы по госзаказу решают многие проблемы мелких фирм за рубежом, среди них "поставка ресурсов, приобретение оборудования, установление объема производства и его структуры".
Усилия самих предпринимателей, их деловая инициатива играют здесь ключевую роль. Создавая предпринимательские союзы и ассоциации на сугубо экономической основе, структуры малого бизнеса могут объединить ресурсы для обеспечения необходимым своего производства, в том числе финансовыми средствами. Государство же должно взять на себя в этом случае лишь координирующую, вспомогательную функцию.
В переходный период для становления свободного предпринимательства государству также следует взять на себя определённые функции.
Во-первых, разгосударствление и приватизацию государственной собственности, т. е. устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом следует иметь ввиду, что критическая масса негосударственного сектора, позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30-35% основных производственных фондов народного хозяйства страны.
Во-вторых, создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей. Государство располагает мерами для успешного выполнения названной выше функции. К ним можно отнести:
Создание эффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности, включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную и другую научно обоснованную политику;
Обеспечение доступных условий включения граждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правил деятельности;
Создание качественной и доступной системы образования, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей;
Создание благоприятного общественного климата предпринимательской деятельности.
В-третьих, государство должно создавать равные условия функционирования предприятий различных форм собственности. Для реализации данной функции могут быть использованы различные средства:
Содействие обновлению техник, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;
Проведение селективной антимонопольной политики, направленной на сдерживание монополистических устремлений одних предприятий и стимулирования развития других, деятельность которых строится на инновационной основе с чётко выраженной социальной направленностью;
Реализация мер по стимулированию экспорта наукоёмкой конкурентоспособной продукции;
Развитие инновационного маркетинга и менеджмента на предприятиях;
Кредитное и налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий.
В-четвёртых, государство, используя свой административный ресурс, должно создавать условия для неуклонного роста массового спроса и предложения на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным технологиям. Эта комплексная задача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключение малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.
В-пятых, особенно важна в переходный период деятельность государства по усилению социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведёт к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создаёт благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.[14, с. 17-19]
Выполнение этой функции может быть достигнуто с помощью различных механизмов. Это передача государственной собственности потенциально эффективным собственникам; формирование законодательной базы хозяйственной жизнедеятельности общества, адекватной социально-ориентированной рыночной экономике, обеспечение рационального сочетания частной и государственной собственности как основы успешного решения социальных проблем; создание эффективной системы социальной защиты населения – условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономической состязательности.
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает более 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.
Изучение противоречивых процессов зарождения, становления и последующего развития отечественного предпринимательства, включая малое, позволяет выделить ряд этапов с характерными особенностями каждого из них.
Первый этап, охватывающий завершающийся период существования СССР (1986-1990 гг.), характеризуется усилением либеральных тенденций в экономике и развитием кооперативной предпринимательской деятельности, что было связано с вводом в действие закона «О кооперации в СССР». Значительная часть предпринимательских структур получала большие доходы, перепродавая товары, купленные в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам. С 1988 г. доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов возросла примерно с 1% в ВВП до 4,4% в 1989 г. На данном этапе было определено количественное понятие «малое предприятие».
Особенность второго этапа (1991-1995 гг.) развития МП, связанного с распадом СССР, в том, что субъекты хозяйствования осуществляли свою деятельность в условиях свободного ценообразования. Что касается Республики Беларусь, то к первому признаку малого предприятия - численности - был добавлен второй - годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности. В 1991 г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, определяющее развитие предпринимательства в стране. Количество кооперативов, малых предприятий и обществ с ограниченной ответственностью возросло с 7807 в 1991 г. до 14813 в 1995 г.
Предпринимательские структуры занимались в основном непроизводственной деятельностью, что было обусловлено высокой ставкой кредита (300-320% годовых). К концу второго этапа были практически исчерпаны возможности сверхрентабельной торгово-посреднической деятельности.
В 1996 г. начался третий этап, продолжившийся до 2000 г. В этот период четко обозначилась тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности и расширению административных барьеров в процессе развития МП. Соответствующими указом Президента Республики Беларусь и законом определено понятие «субъект малого предпринимательства» и установлена среднесписочная численность работников.
Формирование цивилизованного типа предпринимательства - важнейшая черта четвертого этапа, начавшегося в 2001 г.
Подтверждением этого является, в частности, принятие общереспубликанской Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002-2005 годы. Аналогичные концепции приняты во всех областях и в Минске. В Концепции определены принципы, цели и задачи государственной политики в отношении МП, а также основные направления ее совершенствования.
Были введены книги проверок и ревизий; выставлены требования наличия кассовых аппаратов у индивидуальных предпринимателей на закрытых рынках республики, открытия счетов в банках индивидуальными предпринимателями; упорядочены системы сертификации и гигиенической регистрации; упрощен процесс лицензирования; повышена социальная защита индивидуальных предпринимателей посредством их включения в систему обязательного государственного страхования.
Изменились также цели и задачи МП в развитии экономики Республики Беларусь. Если для первых трех этапов основным, как отмечалось выше, был процесс первоначального накопления капитала, то целью четвертого стало повышение эффективности функционирования национальной экономики. С поставленной целью связаны и соответствующие задачи: пополнение доходной части государственного бюджета; снижение уровня безработицы; насыщение местных товарных рынков; активизация инновационной деятельности на приоритетных направлениях экономического развития; развитие предпринимательской активности в сельской местности; развитие конкурентной среды.[23, с. 63-65]
В соответствии с действующим законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:
♦ в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
♦ в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере — до 60 человек;
♦ в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
♦ в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;
♦ в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров, причём, согласно указу президента «О внесении дополнений и изменений в указ президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285» деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников.
Охарактеризуем деятельность малых предприятий. Согласно данным государственной статистики, с 1991 г. до 2008 г. экономическая значимость субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в экономике Республики Беларусь имеет положительную динамику (табл. 2.1 ).
Таблица 2.1
Экономическая значимость субъектов малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь
Год | Удельный вес малых предприятий в ВВП, % | Удельный вес занятых в секторе малого предпринимательства от занятых в экономике, % | Количество малых предприятий, тыс. ед. | Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. |
1991 | 1,5 | 5,2 | 7,8 | 234,8 |
1994 | 6,2 | 8,1 | 14,2 | 232,8 |
1997 | 4,8 | 10,4 | 24,3 | 335,8 |
2000 | 6,7 | 12,3 | 28,3 | 385,8 |
2003 | 8,2 | 13,0 | 31,0 | 437,0 |
2006 | 8,2 | 13,9 | 37,7 | 423,8 |
2007 | 8,4 | 16,2 | 51,2 | 453,2 |
Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь