Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
 дать определение понятию «малый бизнес»;
 определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
 проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
 оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
 выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства за девять месяцев текущего года, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3 процентных пункта. За 9 месяцев 2008 г. субъектами малого предпринимательства произведено 8,2 % от общего объема промышленного производства (за 9 месяцев 2007 г.– 7,7%); 14,7% от общего объема розничного товарооборота (за 9 месяцев 2007 г.– 11,0%); 16,2% от общего объема внешнеторгового оборота (за 9 месяцев 2007 г.– 15,2%). 

По состоянию на 1 октября 2008 г. в республике функционировало 50,3 тысячи малых предприятий, что на 10,7 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 36,3%. Списочная численность работающих на малых предприятиях за 9 месяцев 2008 г. составила 458,7 тыс. человек, за 9 месяцев 2007 года этот показатель составил 416,3 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия – 38,7% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,1%, в строительстве – 15,7%, на транспорте – 8,2%.

Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2008 г. составило 216,2 тыс. человек, что на 12,4 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 6,1%. [1]

Приведем более подробную характеристику деятельности малых предприятий в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и 2000 г. по следующим основ­ным показателям: распреде­ление малых предприятий по отраслям народного хозяйства; численность занятых, включая отраслевой разрез; производство промышленной про­дукции (работ, услуг) и потребительских товаров; общий объем рознич­ного товарооборота; уровень рентабельности; развитие малых предприятий в регионах республики.

По состоянию на 1.01.2008 года в республике работали 51240 малых предприятий, что на 22940 предприятий или на 81% больше, чем в 2000 году, а по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий или на 36,0%.

Анализ распределения малых предприятий по отраслям экономики свидетельствует о том, что наиболее высокая их доля приходится на сферу торговли и общественного питания. В 2007 году их численность составила 20779 предприятий, что составляет 40,5% от общего количества малых предприятий (2006 г. – 14760 и 39,1%; 2000 г. – 12085 и 42,7%). Второе место занимает промышленность: 2007 г. – 21,1%, в 2006 г. – 22,3% и 2000 г.– 20,8% от общего количества. Третье – строительство: 2007 г.- 10,4%, 2006 г.– 11,7%, 2000 г. – 11,5%. На транспорте работает 8,0% малых предприятий (2006 г. – 5,1%, 2000 г. – 5,6%), а в сельском хозяйстве 4,3% (2006 г. – 6,1%, 2000 г. – 1,1 %). По остальным отраслям процент малых предприятий в их общем количестве невысок (данные о распределении малых предприятий Республики Беларусь по отраслям экономики приведены в приложении 1).

Малые предприятия играют незначительную роль в занятости. Списочная численность работников малых предприятий в среднем за 2007 год составила 453,2 тыс. человек, что на 29,4 тыс. человек или 6,9% больше, чем за 2006 год и на 119,5 тыс. человек или на 35,8% больше чем в 2000 году. Кроме того, в 2007 году в Республике Беларусь было зарегистрировано 271,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в сфере малого бизнеса в 2007 году было задействовано 16,2% экономически активного населения. Это намного меньше, чем в развитых странах, в которых вплоть до 70% населения может быть занято на малых и средних предприятиях. Среднее число сотрудников на малом предприятии составляет 10.6 человек. Данный показатель колеблется в зависимости от отрасли. Так, в среднем самая большая численность сотрудников занята на малых предприятиях в промышленности (18.2) и транспорте (15.8), а самая низкая — в сельском хозяйстве (4.3).

Большая численность сотрудников на промышленных предприятиях приводит к тому, что значительная доля работников малых предприятий занята в промышленности: в 2007 г. - 38,2%  (2006 г. – 38,5%, 2000 г. – 37,4%). В торговле и общественном питании в 2007 г. было занято только 38,2%  (2006 г. – 38,5%, 2000 г. – 37,4%) от среднесписочной численности малых предприятий, несмотря на то что в этой отрасли функционирует больше всего малых предприятий. Также значительная доля всех сотрудников малых предприятий работает в строительстве 15,7% (2006 г. – 15,1%, 2000 г. – 14,5%) и на транспорте 7,9% (2006 г. – 7,6%, 2000 г.– 8,4%) при этом на транспорте малые предприятия обеспечивают 17.5% от всей занятости в отрасли. Более значим их вклад только в торговле и общественном питании (данные о списочной численности работников, работавших на малых предприятиях, по всем отраслям экономики представлены в приложении 2).

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями за 2007 год составил 16530979 млн. рублей, в 2006 г. – 13649155 млн. рублей, в 2000 г. – 1561739 млн. рублей.

В объёме промышленной продукции (работ, услуг), произведенной в 2007 году малыми предприятиями, 41,1% занимала продукция промышленности ( в 2006 г. – 39,4%, в 2000 г. – 45,6%), далее следует торговля и общественное питание – 19,4% (20,8%, 21,0%), строительство – 15,2% (14,3%, 11,6%), транспорт – 7,9% (6,7%, 5,8%)(приложение 3).

В целом уровень рентабельности малых предприятий за 2007 год составил 13,7% (2006 г. – 13,3%, 2000 г. - 15,5%). Самой высокой рентабельностью обладают малые предприятия, производящие операции с недвижимым имуществом 47,3%, причём их рентабельность имеет тенденцию к увеличению (2000 г. – 44,1%, 2006 г. – 44,5%), также положительной динамикой характеризуется изменение уровня рентабельности в сфере строительства, торговли и общественного питания, информационно-вычислительного обслуживания, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Наиболее сильно возрос уровень рентабельность малых предприятий, работающих в отрасли связи. В 2000, 2006 и 2007 их рентабельность составила 8,3%, 27,8%, 23,6% соответственно (приложение 4).

Анализ данных, касающихся развития малых предприятий в регионах республики, показывает, что за последние восемь лет значительно увеличилось количество малых предприятий как по всей республике в целом, так и по каждому региону в частности. Однако данные изменения были неравномерными. Например, число малых предприятий в Брестской области в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 2421 предприятие или на 77,9%, в то время как в Витебской только на 647 предприятия или 19,4% (таблица 2.2)

Центром предпринимательства является столица: 43% малых пред­приятий в 2007 году от их общего количества по стране концен­трировались в Минске, обладающем развитой производственной и соци­альной инфраструктурой, а также значительным кадровым потенциалом (распределение малых предприятий по регионам за 2007 год представлено на рис. 2.1.).

 

Таблица 2.2

Число малых предприятий по областям

 

Число малых предприятий (на конец года)

2000

2006

2007

Республика Беларусь

28310

37660

51240

       Области:

Брестская

 

2010

 

3106

 

5527

Витебская

2155

3326

3973

Гомельская

2292

3158

4187

Гродненская

1921

2835

3888

г. Минск

15224

17503

22573

Минская

2774

4718

6525

Могилёвская

1964

3014

4567

 

Рис. 2.1. Распределение малых предприятий по регионам Республики Беларусь.

Минск имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенци­ально (в связи с возможным экономическим ростом и соответствующим повышением доходов населения) ёмкий рынок. Большое внимание вопро­сам развития малого предпринимательства уделяют местные власти. Все это, а также наличие СЭЗ «Минск» делает город привлекательным для предпринимателей.

Однако, несмотря на то, что количество малых предприятий в городе Минске значительно превышает аналогичные показатели по другим городам, можно заметить, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению его доли в общем числе малых предприятий по стране. Так в 2000 году этот показатель составил 53,8%, в 2006 г. – 46,5%, а в 2007 г., как было отмечено выше, 43% от всех малых предприятий. Таким образом, можно предположить, что в будущем этот показатель продолжит снижаться до определённого уровня, и при этом будет увеличиваться доля других регионов в общем числе малых предприятий.

Распределение предприятий исходя из организационно-правовой формы представлено на рис. 2.2. Наиболее распространенные формы организации малых и средних предприятий в Беларуси — унитарное предприятие либо общество с ограниченной ответственностью, что связано с особенностями регистрации и формирования уставного фонда.

Рис. 2.2. Распределение малых предприятий по организационно-правовым формам.

Наибольшее количество малых предприятий в Беларуси создано после 1996 г. (63.7% предприятий в конце 1990-х — начале 2000-х гг., еще 12.7% представляют новейший частный сектор — предприятия, созданные в 2006 г. и позже). Оставшиеся предприятия, около четверти (23.7%), созданы до   1996 г. включительно. Как свидетельствует мировой опыт, коэффициент ликвидации малых и средних предприятий достаточно высок. Выживают наиболее динамичные предприятия, умеющие приспособиться к конкурентной среде. Для этого необходимы достаточно большие финансовые средства и компетенции, которых не всегда достает малым предприятиям в Беларуси.

2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса

В Республике Беларусь негосударственные предприятия начали возникать на основе нормативных документов Советского Союза. Постановлениями Совета Министров СССР №160 и 162 от5.02.1987 г. было разрешено создание кооперативов общественного питания и кооперативов по производству товаров народного потребления. Эти постановления фактически открыли дорогу частному предпринимательству, так как уже существовавшее право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью оставалось формальным.

Анализ этих документов показывает, что заложенные в них условия функционирования кооперативов не могли обеспечить их нормального развития.

С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись значительные льготы. Исполкомы, предприятия могли передавать им в аренду или безвозмездно здания, помещения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты  под предельно низкие проценты (0,75-1%). Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным производством ставки подоходного налога (2-3% в первый год, 3-5% во второй и 10% чистого дохода в последующие годы). Кооперативы получили большие по сравнению с государственными предприятиями права по установлению цен на готовую продукцию, по оплате труда.

С другой стороны, были введены значительные ограничения деятельности кооперативов. Так, сфера их деятельности ограничивалась только общественным питанием и производством товаров народного потребления, они были единственной разрешенной формой предприятий негосударственной экономики. Чтобы кооперативы не выходили из-под контроля государства, было разрешено создавать их с согласия исполкомов местных Советов и по их инициативе. Наконец, очень важное условие функционирования кооперативов – обеспечение их ресурсами. Государство разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным ценам, или по оптовым, но с увеличивающими их коэффициентами. 

В 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», в который были перенесены заложенные в постановлении нормы развития кооперативов.

Предприимчивые люди, используя появившуюся отдушину в государственной экономике, начали быстро занимать в ней многочисленные ниши, создавая собственный рынок готовой продукции и услуг. Только за один год в кооперативах работало уже 770 тыс. человек, их доля в общем объёме реализации составила 0,8%. Очень важно и то, что кооперативы заработали более гибко и эффективно, чем государственные предприятия.

Крупные ошибки в управлении экономикой, связанные с внедрением в 1985 г. так называемого полного хозрасчёта и самоокупаемости, когда предприятия получили возможность значительно увеличивать оплату труда, привели к быстрому разрушению товарного рынка. Свою, хоть и небольшую лепту в этот процесс внесли и кооперативы. Но именно против них средства массовой информации начали направлять общественное мнение. Кооператоров обвиняли в скупке государственной продукции, спекуляции, незаконном обогащении. Началась кампания свёртывания кооперативной экономики. Удушение кооперативов поддержали органы государственного управления, приведя собственные аргументы – эксплуатацию трудящихся, необоснованно высокую заработную плату и др. В результате Совет Министров СССР принял ряд постановлений о сокращении кооперативного сектора.   Только активная борьба кооператоров и общественности остановила этот процесс.

Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь