Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
дать определение понятию «малый бизнес»;
определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59
Постановлением утвержден комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года.
К концу 2010 года доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, должна быть доведена до 30 процентов; количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства – до 44 – 46 тыс.; численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, - до 23–25 процентов от общей численности экономически активного населения.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 397 ”Об утверждении Положения о советах индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках и в иных торговых объектах частной формы собственности, на которых арендаторами выступают индивидуальные предприниматели“
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2005 г. № 415 ”Об утверждении перечня документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами“
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2006 г. № 668 ”О порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования“
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2008 г. № 438 «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год»
С 2005 года государство начало уделять больше внимания развитию малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, так как предпринимательство, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
В настоящее время Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.
Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы малого бизнеса
Несмотря на то, что за последние годы было проведено большое количество правовых реформ, направленных на улучшение делового климата в нашей республике, однако в сфере малого бизнеса всё ещё остаются многочисленные проблемы, требующие решения. К примеру, до сих пор три четверти малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. Причины этого можно разделить на две группы.
Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-
Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:
1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.
Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств.
Кроме того, в понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе — необходимое, но далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате, как свидетельствуют результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней, а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США.
Чрезмерно бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным;
2) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.
В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.
Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;
3) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.
К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;
4) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.
Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;
5) усложненный доступ к получению государственных заказов.
Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.
Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:
1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.
Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной цене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции (товаров, услуг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной;
2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов;
3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.
На протяжении ряда последних лет налогообложение является одной из самых актуальных проблем для малого бизнеса Беларуси. Налоговая система является основным препятствием для развития предпринимательства в стране. Причем дело даже не в высоких налогах, но и в сложном, нестабильном и противоречивом налоговом законодательстве, отсутствии информации, высоких временных и ресурсных затратах на расчет налогов.
Отдельные малые предприятия (их число постоянно увеличивается) используют упрощенную систему налогообложения. В то же время, согласно официальной статистике, ее используют не более 15% малых предприятий. Среди наиболее популярных причин отказа (невозможности) ее использования чаще всего отмечаются некорректные критерии перехода на упрощенную систему, высокую ставку налогооблагаемой базы, а также высокую стоимость патента и авансовый механизм уплаты налога. Проект указа президента «Об упрощенной системе налогообложения» предусматривает значительное упрощение порядка взимания единого налога, действующего сейчас в рамках упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Правительство рассчитывает, что после вступления планируемых нововведений в силу упрощенной системой налогообложения воспользуются 25% МСП.
4) Ценовое регулирование (начиная от расчета и изменения цен и заканчивая отсутствием информации по отдельным аспектам соответствующего законодательства). При этом, как правило, используемые правительством методы регулирования цен на продукцию предпринимателей приводят только к отвлечению трудовых и материальных ресурсов и никак не отражается на замедлении роста цен, на которое рассчитывает правительство. С одной стороны, в рамках действующего законодательства существуют формальные и неформальные возможности установления цен на продукцию на желаемом для фирмы уровне.
С другой стороны, удельный вес продукции предприятий малых предприятий в промышленном или торговом оборотах слишком незначителен, чтобы существенно влиять на общий уровень инфляции в стране.
5) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности.
3.2 Предложения по решению проблем малого бизнеса в
Республике Беларусь
Для упрощения «вхождения в бизнес» субъектов предпринимательства, увеличения их количества в отношении регистрации можно применить следующие меры:
закрепить единый порядок регистрации, что стабилизирует законодательство;
заменить разрешительный принцип регистрации заявительным ;
сократить количество представляемых в регистрирующие органы документов, а также количество процедур, необходимых для регистрации, снизить цену регистрации;
исключить необоснованные причины для отказа в регистрации. Основными причинам здесь должны быть: непредставление всех необходимых документов или представление документов в ненадлежащий орган;
отказаться от принятия решения о регистрации коллегиальными органами — исполкомами. В принципе, эта проблема решается в комплексе с другой — созданием единого регистрирующего органа по примеру других стран.
Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь