Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процессов становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, а также определение роли, которую он играет в экономике страны. Объектом исследования является малый бизнес. Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
 дать определение понятию «малый бизнес»;
 определить социально-экономическую роль малого бизнеса в стране;
 проследить развитие малого бизнеса с момента его возникновения в Республике Беларусь и до настоящего времени;
 оценить влияние государственной политики на развитие малого бизнеса;
 выявить основные проблемы малого бизнеса в республике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..5
1.1.Понятие и формы малого бизнеса…………………………………………5
1.2.Социально-экономическая роль малого бизнеса…………………………12
1.3. Государственная поддержка в развитии малого бизнеса……………….14
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….22
2.1.Эволюция и основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………22
2.2 Влияние государственной политики на развитие малого бизнеса в Республике Беларусь……………………………………………………………….31
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….42
3.1 Проблемы малого бизнеса………………………………………………….42
3.2.Предложения по совершенствованию развития малого бизнеса………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

                  Постановлением утвержден комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года.
К концу 2010 года доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, должна быть доведена до 30 процентов; количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства – до 44 – 46 тыс.; численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, - до 23–25 процентов от общей численности экономически активного населения.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 397 ”Об утверждении Положения о советах индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках и в иных торговых объектах частной формы собственности, на которых арендаторами выступают индивидуальные предприниматели“

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2005 г. № 415 ”Об утверждении перечня документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами“

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2006 г. № 668 ”О порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования“

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2008 г. № 438 «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год»

С 2005 года государство начало уделять больше внимания развитию малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, так как предпринимательство, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

В настоящее время Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2010 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Проблемы малого бизнеса

Несмотря на то, что за последние годы было проведено большое количество правовых реформ, направленных на улучшение делового климата в нашей республике, однако в сфере малого бизнеса всё ещё остаются многочисленные проблемы, требующие решения. К примеру, до сих пор три четверти малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосре­доточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких акту­альных задач, как разработка и внедрение инновационных тех­нологий и развитие экспорта, формирование нового экономи­ческого профиля регионов и обеспечение эффективной занятос­ти населения в малых городах и сельской местности, пока незна­чительно. Причины этого можно разде­лить на две группы.

Первая группа касается сферы взаимоотношений предпри­нимателей с государством. Усиление государственного регули­рования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество ад­министративно-бюрократических барьеров в его функциониро­вании и развитии.

Основными административными барьерами на пути разви­тия малого предпринимательства являются:

1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.

Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регис­трации, возлагающего ответственность за создаваемое предпри­ятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от за­явителя предоставления документов сверх перечня, установ­ленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств.

Кроме того, в понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистри­рующем органе — необходимое, но далеко не достаточное усло­вие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъ­екта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социаль­ной защиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний. В результате, как свидетельствуют результаты иссле­дований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации ком­пании занимает в среднем 59 дней, а сум­ма различных регистрационных платежей составляет в сред­нем 455 дол. США.

Чрезмерно бюрократизированной является и процедура за­крытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимате­лей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В резуль­тате процесс ликвидации субъекта предпринимательства зани­мает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практи­чески невозможным;

2) несовершенство системы лицензирования предпринима­тельской деятельности.

В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензи­руемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а коли­чество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.

Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо полу­чить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финан­совых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сро­ки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям на­вязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;

3) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам действующей системы сертифика­ции и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандар­ты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разра­ботаны); недостаточное информационное обеспечение предпри­нимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соот­ветствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации так­же требуют постоянных и значительных расходов;

4) жесткий контроль и надзор за текущей предпринима­тельской деятельностью.

Расширение сферы государственного регулирования эконо­мических процессов повлекло за собой расширение контроль­ных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирую­щих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контро­лирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет го­сударственного контроля, органы государственной безопаснос­ти, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государ­ственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по од­ному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге не­редко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;

5) усложненный доступ к получению государственных за­казов.

Привлечение субъектов малого предпринимательства к пос­тавкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм госу­дарственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продук­ции для государственных нужд субъектами малого предприни­мательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъ­ектов малого предпринимательства, вводит ограничения (тре­бования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связан­ные с участием в торгах.

Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функ­ционирования его субъектов:

1) проблемы приобретения помещений и имущества в соб­ственность.

Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого биз­неса, особенно производственного, нуждающегося, как прави­ло, в значительных площадях.  Кроме того, применяемый порядок определения стои­мости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной цене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупате­лю (производство конкретных видов продукции (товаров, ус­луг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социаль­ной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически не­целесообразной;

2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.

Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предо­ставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендо­вать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных ус­ловий аренды и стремления арендодателей перенести на арен­даторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кро­ме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов;

3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

На протяжении ряда последних лет налогообложение является одной из самых актуальных проблем для малого бизнеса Беларуси. Налоговая система является основным препятствием для развития предпринимательства в стране. Причем дело даже не в высоких налогах, но и в сложном, нестабильном и противоречивом налоговом законодательстве, отсутствии информации, высоких временных и ресурсных затратах на расчет налогов.

Отдельные малые предприятия (их число постоянно увеличивается) используют упрощенную систему налогообложения. В то же время, согласно официальной статистике, ее используют не более 15% малых предприятий. Среди наиболее популярных причин отказа (невозможности) ее использования чаще всего отмечаются некорректные критерии перехода на упрощенную систему, высокую ставку налогооблагаемой базы, а также высокую стоимость патента и авансовый механизм уплаты налога. Проект указа президента «Об упрощенной системе налогообложения» предусматривает значительное упрощение порядка взимания единого налога, действующего сейчас в рамках упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Правительство рассчитывает, что после вступления планируемых нововведений в силу упрощенной системой налогообложения воспользуются 25% МСП.

4) Ценовое регулирование (начиная от расчета и изменения цен и заканчивая отсутствием информации по отдельным аспектам соответствующего законодательства). При этом, как правило, используемые правительством методы регулирования цен на продукцию предпринимателей приводят только к отвлечению трудовых и материальных ресурсов и никак не отражается на замедлении роста цен, на которое рассчитывает правительство. С одной стороны, в рамках действующего законодательства существуют формальные и неформальные возможности установления цен на продукцию на желаемом для фирмы уровне.

С другой стороны, удельный вес продукции предприятий малых предприятий в промышленном или торговом оборотах слишком незначителен, чтобы существенно влиять на общий уровень инфляции в стране.

5) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности.

3.2 Предложения по решению проблем малого бизнеса в

Республике Беларусь

Для упрощения «вхождения в бизнес» субъектов предпринимательства, увеличения их количества в отношении регистрации можно применить следующие меры:

                  закрепить единый порядок регистрации, что стабилизирует законодательство;

                  заменить разрешительный принцип регистрации заявительным ;

                  сократить количество представляемых в регистрирующие органы документов, а также количество процедур, необходимых для регистрации, снизить цену регистрации;

                  исключить необоснованные причины для отказа в регистрации. Основными причинам здесь должны быть: непредставление всех необходимых документов или представление документов в ненадлежащий орган;

                  отказаться от принятия решения о регистрации коллегиальными органами — исполкомами. В принципе, эта проблема решается в комплексе с другой — созданием единого регистрирующего органа по примеру других стран.

Информация о работе Эволюция малого бизнеса в Республике Беларусь