Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:13, курсовая работа
Развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем в экономике страны.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.
Введение 3
Глава1.Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1Сущность малого бизнеса 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике страны 6
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства 12
Глава3.Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь 22
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
3.2 Малый бизнес в региональном распределении 26
3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
В Беларуси доля малого предпринимательства в ВВП увеличится с 9 % в настоящее время до 20-22 % в 2010 г. Об этом сообщил и.о. премьер-министра Беларуси Сергей Сидорский, выступая перед депутатами белорусского парламента. "Говорят, что малое предпринимательство в Беларуси не развивается – это неправда! Каждый год мы прибавляем в развитии малого и среднего бизнеса. Спокойно, но прибавляем. Правительство на сегодняшний день настроено активно работать с предпринимателями и малым бизнесом в части увеличения производства национального продукта. Эти отрасли экономики мы будем поддерживать."
В 1 квартале 2007 года продолжилось увеличение численности индивидуальных предпринимателей. На 01.04.2007г. общее число плательщиков, находящихся на учете в налоговых инспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемый период по сравнению с аналогичным прошлого года на 19,6 тыс. человек. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2007 года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 млрд. рублей, или на 14%. [11]
Что же было предпринято в стране для развития малого и среднего бизнеса?
В Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007г., объединены ранее регулировавшиеся множеством законодательных актов нарушения в области предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административные издержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующего законодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частности оптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условиях относительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговой отрасли.
Принятие Положения об упрощенной системе налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007г. № 119) направлено на стимулирование ее применения субъектами малого бизнеса. Особенное внимание уделено организациям и индивидуальным предпринимателям (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) в сельских населенных пунктах, агрогородках, поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек и др. Для них предусмотрена ставка налога в размерах 5 и 3 % соответственно для субъектов, уплачивающих и не уплачивающих НДС.
В условиях сложной демографической ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящих к высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынка важно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки, в том числе со стороны государства. Перспективное направление – производство товаров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки и сбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.
Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2006г. № 760 ограничивает численность наемных работников индивидуальных предпринимателей тремя близкими родственниками, что для сохранения динамики развития субъектов малого бизнеса предполагает учет ряда обстоятельств. В условиях увеличения концентрации рынка необходимо организовать с наименьшими потерями и финансовыми затратами процесс создания индивидуальными предпринимателями юридических лиц. Отвлечение факторов производства для прохождения разрешительных процедур не должно сказаться на росте экономики. Организационные мероприятия по перерегистрации действующих субъектов хозяйствования должны быть проведены с учетом этого обстоятельства, задействованием необходимых ресурсов со стороны органов государственного управления. [11]
Реализация намечаемых мероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства в активно формирующееся звено экономики; реализовать предпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.
В этой работе охарактеризовано малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.
Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.
Чтобы повысить вклад малого бизнеса в экономику страны необходимо: создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики; формирование рациональной структуры предпринимательского сектора путем обеспечения его преимущественного развития в отраслях и регионах, где потенциал данного сектора используется в недостаточной степени; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации, обращения субъектов хозяйственной деятельности в государственные органы (упрощение порядка прохождения документов, реализация на практике принципа "одного окна" и др.), а также минимизация нормативных ограничений, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий и повышение эффективности ее функционирования; внесение изменений в законодательство, предусматривающих возможность размещения производств (оказания услуг производственного характера) в отдельно стоящих частных жилых домах в сельских населенных пунктах в целях развития надомного производства и услуг с привлечением к осуществлению данной деятельности незанятого сельского населения.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси – уже
реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой
сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.
1. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь".
2. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. № 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства".
3. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996г. № 685-ХIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь".
4. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 264.
5.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство- Моск.,2002.с.11.
6. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. 266с.
7.Ракова Е., Тарасевич.Ж., Чубрик А., Шиманович Г. Белорусский бизнес:
состояние, тенденции, перспективы. Мн.: Исследовательский центр ИПМ 2006,с.26-29.
8. Вотльтер Ф., Слонимский А.Н., Смолбоун Д. Региональная специфика развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2006. №6. с.
9. Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2006 года: Развитие малых предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2006. №8. с. 44-46.
10. Социально-экономическое развитие РБ во второй половине 2006 года: Развитие и поддержка предпринимательства // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2007. №2. с. 40-42.
11. Социально-экономическое развитие РБ в первой половине 2007 года: Развитие малых и средних предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2007. №5. с. 33-35.
13. Лихачевский А. Предпринимательство становится реальной силой экономики // Экономика Беларуси. 2006. №3. с. 86-89.
Рисунок Б- Динамика развития предпринимательства
2