Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснить, какую роль играет малый бизнес в экономике. Основные задачи - дать определение термину «малый бизнес», изучить все его преимущества и недостатки, а также сравнить малый бизнес в Республике Беларусь с малым бизнесом в развитых странах.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса, его классификация и значение. 4
1.1. Определение малого бизнеса и его классификация. 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.1. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы и США. 12
2.2. Опыт США и Германии в поддержке малых предприятий 15
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь. 22
3.1. Особенности развития малого бизнеса в РБ. 22
3.2. Меры государственной поддержки. 26
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ-Малый бизнес.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международных экономических  отношений 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  «Экономической теории» 
 
 

Организация и функционирование малого бизнеса в  Республике Беларусь 
 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент 1 курса             отделения «Мировая экономика»

                  гр. № 7

                                              Фёдоров В.С. 
 

                                              Руководитель

                                              Ст. преподаватель

                                              Хмурович  Л.В. 
 
 
 

Минск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Понятие малого бизнеса, его классификация и значение. 4

    1.1. Определение  малого бизнеса и его классификация. 4

    1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 5

2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12

    2.1. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы и США. 12

    2.2. Опыт  США и Германии в поддержке  малых предприятий 15

3. Становление  малого бизнеса в Республике Беларусь.                        22

   3.1. Особенности развития малого бизнеса в РБ. 22

   3.2.  Меры государственной поддержки. 26

Заключение 30

Список  литературы 31

 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Развитие  высоких технологий, расширение информационного пространства  и повышение требований к уровню образования при всех своих положительных сторонах ставят перед обществом серьезную проблему смысла профессиональной деятельности. Обладая огромными знаниями и имея доступ к большому объему информации, человек стремиться использовать их в своей профессиональной деятельности. Работая же на крупном предприятии, каждый специалист имеет должностную инструкцию, которая четко регламентирует его профессиональные обязанности. В тоже время каждому из работников необходимо четко выполнять сравнительно небольшой перечень операций. И в этих условиях человек практически лишен возможности проявлять инициативу, экспериментировать, ему гораздо труднее реализовать себя как личность.

     На  крупном заводе или фабрике человек в первую очередь оценивается по способности выполнять закрепленные за ним функции и для этого, как правило, требуется небольшая часть имеющихся знаний.

     В этом аспекте большой интерес с позиции самовыражения представляет малое предпринимательство, которое дает человеку возможность осуществлять активную деятельность и ощущать результаты своего труда. Главным результатам малого предпринимательства можно считать приобретение человеком дополнительных деловых навыков и инновационного подхода, позволяющего использовать все его личные знания, опыт, экономические ресурсы для открытия собственного дела, приносящего стабильный доход и дающего возможность безбедного существования. Самостоятельно реализуя такую программу, каждый член общества приобретает уверенность в собственных силах и в том, что он правильно понимает окружающую его действительность. Такой человек сам является источником благ и достатка.

     Целью данной курсовой работы является выяснить, какую роль играет малый бизнес в экономике. Основные задачи - дать определение термину «малый бизнес», изучить все его преимущества и недостатки, а также сравнить малый бизнес в Республике Беларусь с малым бизнесом в развитых странах.

     Так как «малый бизнес» относительно новое явление в белорусской экономике, то для написания данной курсовой работы используется в основном периодическая литература, которая наиболее быстро и полно отражает изменения в экономике.

 

    1.Понятие малого бизнеса, его классификация и значение.

    1.1. Определение малого  бизнеса и его  классификация.

     Исходя  из определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

     Термины “малый бизнес”, “малое предприятие”, широко используемые за рубежом, охватывают различные типы и разновидности предпринимательства, варьирующиеся от страны к стране. Критерии отнесения предприятия к этому разряду неодинаковы: величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония); немонополистическое положение на рынке (США); правовой статус (Франция); форма собственности (Венгрия); различия между ремесленной и промышленной фирмой (Германия); независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д. Подобная множественность критериев обусловливает потребность в выделении наиболее емких, обобщенных, характеризующих малый бизнес как с количественной, так и с качественной стороны.

     В мировой практике в качестве одного из основных показателей размера предприятия, как правило, избирается число занятых. Так, верхняя граница занятости в производстве, определяемом как малый бизнес в американской экономике, находится в промышленности в пределах от 1 до 500 человек, в строительстве – от 25 до 200, в торговле и услугах – от 15 до 50 работников.

     По  критерию численности разделяются  мелкие фирмы и крупные компании и в Южной Корее. Здесь в обрабатывающей и добывающей промышленности, на транспорте и в строительстве малыми считаются те предприятия, где занято 20 и менее работников, в торговле и сфере услуг – до 5 человек.

     Аналогичным образом осуществляют градацию предприятий  в Болгарии, где малыми считаются организации с количеством работников до 50, а средними – до 200 человек. В Венгрии, соответственно, до 100 – малые, а до 500 работающих – средние предприятия.

     Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малому бизнесу в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса (по числу занятых, капиталу и т. д.) наблюдается выше, и наоборот. Известно, что наибольшая концентрация производства сохраняется в Англии. Отсюда к малым в этой стране в сферах промышленности и строительства относят компании с числом занятых до 1 тысячи человек. В Италии, Франции и Германии,, меньшими по степени монополизации, малый бизнес в таких же отраслях хозяйства – до 500, а в Японии – до 300 человек.

     На  территории бывшего СССР устанавливалось, что малым предприятием считается в промышленности и строительстве с численностью работающих – до 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100, в других отраслях производственной сферы – до 50, в отраслях непроизводственной сферы – до 25, а в розничной торговле – до 15 работающих. Что касается Республики Беларусь, то в первом законодательном акте с учётом региональных особенностей дополнительно к численности в качестве равнозначного критерия был определён второй признак малого предприятия – годовой объём реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности.

     Таким образом, В Беларуси к малым относились вновь создаваемые и действующие  предприятия: в промышленности – с численностью работающих до 200 человек и годовым объёмом реализации продукции до 20 млн. рублей; в науке и научном обслуживании соответственно до 100 человек и до 5 млн. рублей; в строительстве и других отраслях производственной сферы – до 50 человек и до 5 млн. рублей; в общепите и бытовом обслуживании – до 50 человек и до 2 млн. рублей;  в розничной торговле – до 25 человек, в других отраслях непроизводственной сферы – с численностью работающих до 25 человек и годовым объёмом реализации продукции до 1,5 млн. рублей.

     Решение, принятое белорусским правительством по определению конкретных границ малых предприятий, некоторое время было адекватным экономической ситуации. Но с ростом инфляционных процессов финансовый показатель начинал играть роль сдерживающего фактора в развитии предпринимательских структур, что послужило основанием для его отмены. В последнее время используется только количественный критерий (число занятых), который в условиях нестабильной экономики в большей степени отвечает требованиям классификации.

     Однако  установление таким образом граней между мелкими, средними и крупными предприятиями будет весьма условно  и относительно. Использование только количественного признака приемлемо лишь для переходного периода. К введению исключительного финансового показателя со временем следует вернуться, так как юридическое ограничение численности предприятия – формальный акт, не характеризующий качественных сторон хозяйствующего субъекта и не способный в полной мере отразить его специфику. Поэтому в ряде случаев при определении масштабов предприятий, в зависимости от целей, два традиционных критерия (размерный и финансовый) должны дополняться и другими характеристиками, например, рассматриваться как определённый тип предприятия со специфическим характером и функциями в народном хозяйстве [12, с. 12 - 13].

 

      1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса.

      Сектор  малого и среднего бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в постсоциалистических странах. Динамичное развитие малых и средних предприятий (МСП) способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор МСП, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.

      Во  всех странах государство способствует росту сектора МСП, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные - от фискальных до информационных. Кроме того, на улучшение бизнес климата страны, как правило, направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций [11, с.1].

     Малые предприятия являются необходимым  элементом здоровой экономики и выполняют в ней ряд жизненно важных функций.

       Малый бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка.  Малые предприятия – исключительно  мобильная система  как в  технологическом, так и в организационном плане. Именно здесь происходят «эксперименты  по нововведениям», на которых учатся  крупные предприятия.

     Эта мобильность определяется многими  факторами: малой величиной ущерба при нововведении, большим числом автономных предприятий и возможностью учиться на удачах и ошибках новаторов, практическим совмещением центра принятий решений с уровнем исполнения, сильными стимулами к нововведениям, ибо выживание малого предприятия определяется лишь его способностью приспосабливать современные (часто даже наукоемкие) технологии к реальным возможностям рабочей силы в регионах традиционной культуры и психологии – к социокультурной реальности.

     Малый бизнес способен не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

     Малый бизнес способен создавать атмосферу  конкуренции. Малые предприятия стали главным инструментом тренировки и отбора предпринимателей в условиях рыночной экономики. Эта функция особенно важна в странах с традиционной культурой, перед которыми стоит задача формирования сообщества предпринимателей как особого социального слоя и особой профессии. Малый бизнес создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Трудно  переоценить социальную и политическую функцию предпринимательства: именно эта среда воспроизвела и стала социально-экономической базой современных «средних слоев» - этого гаранта социальной стабильности, политической устойчивости развитых государств мира.

     Важнейшей особенностью малых предприятий  является их способность легко поглощать  и отпускать большое количество рабочей силы (предприятие с 5 работниками может без больших перегрузок расширить штат до 20 человек и также легко сократить его до обычной нормы). При стабильно экономической ситуации на Западе малые предприятия создают 90-95 % новых рабочих мест. В случае же резких колебаний на рынке рабочей силы малые предприятия служат «губкой», всасывающей избыточную рабочую силу, тем буфером, который смягчает социальные потрясения.

Информация о работе Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь