Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснить, какую роль играет малый бизнес в экономике. Основные задачи - дать определение термину «малый бизнес», изучить все его преимущества и недостатки, а также сравнить малый бизнес в Республике Беларусь с малым бизнесом в развитых странах.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса, его классификация и значение. 4
1.1. Определение малого бизнеса и его классификация. 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.1. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы и США. 12
2.2. Опыт США и Германии в поддержке малых предприятий 15
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь. 22
3.1. Особенности развития малого бизнеса в РБ. 22
3.2. Меры государственной поддержки. 26
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ-Малый бизнес.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

 

   3.2.  Меры государственной  поддержки.

     Государственная политика  области поддержки и  развития малого предпринимательства – это стратегическая деятельность органов государственного управления по созданию целостной системы формирования условий для динамичного развития в республике малого предпринимательства, повышения его роли в социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Эта политика включает в себя комплекс согласованных правовых, организационно-распорядительных и социальных мер. Поддержка должна носить дифференцированный характер в зависимости от стадии и состояния развития субъекта малого предпринимательства.

      Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2010 г., а также на среднесрочную перспективу до 2012 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям:

  • минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
  • развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
  • развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями;
  • совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности;
  • повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в т. ч. в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации);
  • дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве [9, с.4].

     Сегодня государство осуществляет поддержку  предпринимательских структур через 50 центров поддержки предпринимательства, 8 бизнес-инкубаторов и 2 технопарка. Вместе с тем не получили должного развития малые научно-иновационные предприятия, экспортно-риентировнные и импортозамещающие производства. Невысок удельный вес малых предприятий в сельском хозяйстве. Низок уровень финансово-ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности, ее технологического обновления. В силу ряда причин предприниматели не в полной мере используют возможности финансовых институтов. Затруднен доступ на фондовый рынок и рынок ссудного капитала.

     Давно созрела необходимость создания льготного налогообложения для малого бизнеса. Общая масса белорусских налогов превышает массу прибыли нормально работающего предприятия. Поэтому первой реакцией предпринимателя на ужесточение налогового пресса является уход в теневую экономику. Для легального малого бизнеса важно, чтобы его общие затраты по легальному налогообложению (ведение бухгалтерского учета, простота исчисления налога, порядок его уплаты) не отвлекали его от собственно предпринимательской деятельности. 

     Финансовыми механизмами поддержки малого предпринимательства могут стать:

  1. Гарантийные фонды. Одной из наиболее актуальных для малого бизнеса программ является гарантийное обеспечение первоначальных вложений для своего дела.
  2. Льготное кредитование.
  3. Софинансирование. Кредитование связано риском, желательно эти риски разделять с другими участниками проекта.
  4. Лизинг. Лизинг имеет много преимуществ, но главное – возврат массы кредита уже обеспечен оборудованием, принадлежащим лизингодателю, остается лишь прогарантировать возврат процентов, которые должен уплатить лизингополучатель.
  5. Франчайзинг т.е. использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предпринимательства.
  6. Консалтинг. Механизм льгот, связанный со снижением издержек на разработку и экспертизу проектов малых предпринимателей.
  7. Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях специализированной организацией.
  8. Венчурное финансирование (механизм софинансирования и обеспечения гарантий авторских прав и безопасности проекта).
  9. Бизнес-центры. Оказывают консультационные, маркетинговые, аудиторские услуги малым предприятиям.
  10. Комплексное обслуживание малых предприятий т.е. когда малые предприятия одновременно пользуются услугами аудиторской, маркетинговой, страховой и т.д. компаний, то за счет комплексного обслуживания снижаются затраты по контролю за деятельностью малого предприятия, а само предприятие получает скидки на услуги, предоставляемые комплексом перечисленных фирм.
  11. Реструктуризация промышленных предприятий. Сегодня льготы в виде устойчивого рынка сбыта, налаженного производства, низких собственных накладных расходов
 

     Как выглядит региональный аспект развития малых предприятий? Уровень регионального развития малого бизнеса зависит следующих факторов: выгодное географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, поддержки со стороны местных властей и др. в настоящее время большая часть малых предприятий (53%) и индивидуальных предпринимателей (27,2%) сосредоточено в г.Минске. Это связано с тем, что г.Минск обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и высококвалифицированные кадры [6, с.71].

      В течение 2010 г. институциональная среда регулирования МСП не претерпела существенных изменений. Несмотря на традиционно большое количество принятых нормативных актов (в том числе имеющих обратную силу), принципиальных изменений как в сторону ухудшения условий хозяйствования, так и их упрощения, не было.

    Условия для регистрации и ведения  бизнеса по-прежнему являются сложными с точки зрения международных стандартов. В частности, налогообложение остается высоким и затратным в администрировании, причем, как и прежде, инструкции по уплате основных налогов (НДС, на прибыль, акцизов, таможенных пошлин) постоянно изменяются. Это увеличивает неявные издержки ведения бизнеса (МСП нужно все больше высококвалифицированных бухгалтеров и юристов), и делает его более рискованным (с точки зрения высоких штрафных санкций и частых проверок со стороны налоговых органов). Другая серьезная проблема-трудоемкость и дороговизна получения разрешений (лицензий, сертификатов, разрешений, согласований и пр.) - если и изменилась, то в сторону ухудшения. Расширился список товаров, подлежащих обязательной маркировке, ухудшились процедуры в области лицензирования в сфере строительства и архитектуры, риэлтерской деятельности, туризма. Государственное регулирование цен остается масштабным и разноплановым - от контроля уровня повышения цен до регулирования состава затрат и рентабельности [10, с.3].

      В текущем пятилетии Правительство  также делает большую ставку  на вклад малого и среднего  предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2011 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны [9].

Однако  для того, чтобы реально, а не формально, достичь этих параметров, необходимо пересмотреть направления и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Многие из давно предлагаемых экспертами и бизнес-ассоциациями мероприятия содержатся в упоминаемом выше Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период 2010-2012 гг. В их числе упрощение налогообложения, минимизация административных ограничений, совершенствование системы финансовой поддержки МСП. К безусловно положительному моменту Кодекса можно отнести приоритет по стимулированию развития малого предпринимательства в малых населенных пунктах и развитию кооперационного сотрудничества с крупными промышленными предприятиями. Однако будут ли эти и другие предложения воплощены в жизнь, покажет ближайшее время [10, с.4].

 

Заключение 

     В своей работе я рассмотрел, что  представляет собой малый бизнес, показал его основные классификации, осветил основные преимущества и недостатки, сравнил малый бизнес в РБ с развитыми странами, а также выделил основные меры государственной поддержки данного вида предприятий и актуальные проблемы, замедляющие их рост.

     Исходя  из проделанной работы, видно, что  по сравнению с развитыми странами роль малого бизнеса в Республике Беларусь невелика. Его доля в ВВП  – всего 12%, когда в крупных государствах – от 40% и выше. Несмотря на определённые успехи в развитии малого бизнеса, он еще не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие общества.

     Тем не менее, в Республике Беларусь ведётся довольно активная государственная поддержка малых предприятий. Существуют центры поддержки МСП. Государство создаёт благоприятные условия для создания и функционирования малого бизнеса, снижает административные и другие ограничения, усложняющие деятельность и развитие предпринимательства, ведётся активная популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве.

     Заметно и увеличение доли малых предприятий в формировании ВВП Беларуси. Рост хоть и не значительный, но он существует, что позволяет думать об эффективном развитии малого бизнеса в будущем. Конечно, до уровня крупнейших индустриальных государств нам далеко, но есть все шансы на его достижение.

     Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в Беларуси. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности.

     Несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать как очередную компанию в системе антикризисных мер, а как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства,  могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирования  отечественного рынка. 

 

    Список литературы

  1. Берсенева, А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики.- ЭКО,№8, 2000.
  2. Смолбоун Д., Вельтер Ф., Слонимский А. Барьеры на пути развития малого предпринимательства в Беларуси.- БЭЖ, №1, 2000.
  3. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. МЭМО, №5, 2001.
  4. Малыгина М. Малое предпринимательство и проблемы социального развития регионов.- Директор, №11, 2002..
  5. Малое предпринимательство Республики Беларусь / М-во статистики и анализа РБ. 2004.
  6. Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2005.
  7. Темпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебное пособие / Под ред. В.А Швандара . – М.: Юнита-Дана, 2001.
  8. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nisse.ru/
  9. Официальный интернет-портал президента РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/
  10. Институциональные условия функционирования МСП // Малый и средний бизнес в Беларуси – Исследовательский центр ИПМ, 2006 №3.
  11. Малый и средний бизнес в Беларуси – Исследовательский центр ИПМ, 2005 №4.
  12. Науменко, Б. Н. Малый бизнес. – Мн.: 000 «Мисанта», 1996.   
  13. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/

Информация о работе Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь