Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснить, какую роль играет малый бизнес в экономике. Основные задачи - дать определение термину «малый бизнес», изучить все его преимущества и недостатки, а также сравнить малый бизнес в Республике Беларусь с малым бизнесом в развитых странах.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса, его классификация и значение. 4
1.1. Определение малого бизнеса и его классификация. 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.1. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы и США. 12
2.2. Опыт США и Германии в поддержке малых предприятий 15
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь. 22
3.1. Особенности развития малого бизнеса в РБ. 22
3.2. Меры государственной поддержки. 26
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ-Малый бизнес.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     - как до, так и после создания  предприятия начинающие предприниматели нуждаются в услугах экспертов со стороны. Эта потребность удовлетворяется в рамках специальных государственных консультационных программ. К их реализации часто привлекаются консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы, которые организуют большое количество образовательных мероприятий для руководителей и специалистов МСП.

     В Германии также осуществляется региональная поддержка. Целью региональной структурной политики в Германии является устранение диспропорций между сильными и слабыми в экономическом плане регионами. Инвестиции в предприятия и предпринимательскую инфраструктуру выравнивают уровень жизни во всех регионах.

     Не  остаются без внимания научно исследовательские работы, технологии и инновационные проекты. По федеральной программе технологического развития немецкие предприятия получают поддержку из специального фонда долевого участия. На финансирование инновационных разработок от начала и до вывода продукта на рынок предприятия могут получить льготные кредиты, предусмотренные государственной программой по поддержке инновационных разработок. 

     Таким образом, мы рассмотрели два пути развития малого бизнеса в США  и Германии.  Эти пути отличаются друг от друга, но несмотря на различия, малый бизнес в этих странах получил максимальное развитие. Основываясь на их опыте  можно построить модель развития малого и среднего предпринимательства в странах с переходной рыночной экономикой, в том числе в Республике Беларусь.

 

3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь.

Проблемы  и пути их решения.

   3.1. Особенности развития  малого бизнеса в РБ

    Массовое  возникновение малых предприятий  началось в республике в начале 90-х  годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки» и рынки на стадионах, коммерческие киоски. Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулировавшие развитие негосударственных, в том числе малых предприятий, явились: законы о собственности, о предприятии, о предпринимательстве.

    Первым  по содержанию рыночным законом можно  считать Закон о предпринимательстве в Республике Беларусь, принятый мае 1991 года. В соответствии с этим законом граждане республики получили право заниматься предпринимательством. Закон определяет предпринимательство как самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). 

    По  закону предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в  виде различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

    Для достижения своих целей предприниматель  получает следующие права:

  • заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством;
  • создавать любые предприятия, организация которых не противоречит закону;
  • привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права граждан, предприятий и организаций, в том числе юридических лиц;
  • участвовать своим имуществом в деятельности других хозяйственных субъектов
  • самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию в соответствии с законодательством
  • самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с трудовым законодательством;
  • устанавливать формы, системы, размеры заработной платы;
  • открывать счета в банках для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
  • свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты всех налогов и иных платежей;
  • получать любой не ограниченный в размерах доход
  • пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
  • выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;
  • приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • осуществлять иную, не запрещенную законодательством деятельность;
 

    Предоставив права, закон налагает на предпринимателя  следующие обязательства:

 - выполнять все обязательства,  вытекающие из действующего законодательства и заключенных договоров;

 - заключать договоры или контракты  с гражданами, принимаемыми на  работу по найму. Предусматривать в договорах оплату труда не ниже установленного минимального уровня, другие социально-экономические гарантии;

 - вносить в фонд социального  страхования отчисления по страхованию лиц

 - приобрести статус предпринимателя  посредством государственной регистрации в установленном настоящим законом и другими законодательными актами порядке. 

     В законе установлена имущественная ответственность предпринимателя. Она наступает в следующих случаях:

- нарушение действующего законодательства;

- невыполнение заключенных договоров;

- нарушение прав собственника;

- загрязнение окружающей среды;

- обман потребителей;

- сообщение или распространение ложных сведений о конкурентах;

- выпуск товаров с внешним оформлением,  применяемым другими производителями;

- незаконный доступ к коммерческой  тайне или ее разглашению;

- использование чужого товарного знака;

- недобросовестное предпринимательство.

     Однако  с 1994 г. Отношение к негосударственному сектору начало существенно меняться. Постепенно ужесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства от поддержки посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений не предпринимательскую деятельность. В 96-97 годах государственные органы немного смягчили позицию по отношению к малым предприятиям. Было издано ряд указов и постановлений, целью которых было поддержать развитие малого бизнеса.

   В соответствие с Указом президента РБ, а затем и с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» установлены следующие границы малых предприятий:

  • в промышленности и на транспорте – предприятия до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (сельские) хозяйства, и в научно-технической сфере – предприятия до 50 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле – предприятия до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – предприятия до 50 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы – предприятия до 25 человек [6, с.60];

      Макроэкономическая нестабильность, низкая покупательная способность национального рынка, неопределенность в правах собственности, медленные темпы приватизации – все это вынуждает предпринимателей концентрировать свои усилия на выживании, не вовлекая себя в долгосрочные проекты. В то же время белорусский МБ продемонстрировал способность к выживанию в условиях постоянных перемен. Основываясь на этом, выделим следующие предложения по поддержке малого бизнеса в Беларуси.

  • Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в области предпринимательства, едва заметные результаты проводимой приватизации – ключевые факторы, тормозящие развитие сектора (формального) МБ в Беларуси. Существует множество методов, к которым можно прибегнуть, чтобы повлиять на сущность и темпы развития малых и частных предприятий. В нынешних условиях малым предприятиям необходима не только прямая поддержка. Без упрощения и стабилизации законодательства развитие сектора МБ и, как следствие, его вклад в общий процесс трансформации не будут реализованы в полной мере.
  • В таких странах, как Беларусь, чтобы заинтересовать предпринимателей вкладывать средства в увеличивающие занятость населения долгосрочные проекты производственного сектора, необходимо создать стабильные макроэкономические условия для развития.
  • Предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки МБ. Совместно с районными и городскими администрациями необходимо разрабатывать индивидуальные программы содействия МСП.
  • Усилия властей важно направить не столько на содействие созданию новых МП, сколько на улучшение перспектив развития уже существующих предприятий.
  • При разработке программ поддержки МБ следует иметь ввиду, что обеспечение финансовыми ресурсами необходимое, но отнюдь не достаточное условие для развития МСП. Правительству страны желательно пересмотреть мероприятия в аспекте их влияния на способность малых предприятий к существованию. Подобные действия правительства могут содействовать не только развитию МБ, но и привлечению западных стран к оказанию поддержки белорусским предпринимателям [2, с.78-79].

    Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

В настоящее  время в республике функционирует  более 50 тысяч малых предприятий. В 2005 году вклад малых предприятий в ВВП составил 8,1%, в 2008 году – 9%. За 2010 год удельный вес валового внутреннего продукта, производимого субъектами малого предпринимательства, в общем объеме этого показателя составил около 12,4%, что свидетельствует о динамике роста значимости малого бизнеса. Самый значительный вклад малые предприятия вносят во внешнеторговый оборот, где их доля достигает 23.9%. Это обусловлено высокой долей малых предприятий в импорте (31.6%). В экспорте она значительно меньше и составляет 15.3% от всего экспорта Беларуси. Помимо этого, 7.4% всех инвестиций в основной капитал пришлось именно на малые предприятия. [13].

     Факторный анализ позволил выделить 5 групп проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в РБ. Первая из них связана с плохими институциональными условиями для бизнеса (к ним относятся: высокие ставки налогов, частые изменения в налоговом законодательстве, многообразие налогов, растущее количество регулирующих актов, нестабильное законодательство).

     Вторая  группа проблем связана с состоянием рынка: низкий покупательский спрос и неплатежи клиентов.

     Третья  группа связана с внешним административным и криминальным давлением на бизнес, и только на четвертом месте находятся  проблемы, связанные с финансированием бизнеса. Смещение этой проблемы с 1-го места на 4-ое связно с тем, что за последние года произошли серьезные изменения в условиях функционирования малого и среднего бизнеса, эти изменения, в первую очередь, связаны с резким ухудшением институциональной среды развития бизнеса. Ухудшение условий развития бизнеса привело к снижению его активности, и это проявилось в снижении числа предприятий, намеренных обратиться за заемными средствами. Получить кредит в банке стало проще, что и передвинуло проблему нехватки капитала на 4-е место.

     Пятой группой проблем развития предпринимательских структур является нехватка высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. По мере становления предпринимательской инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности производства в целом, а также специфические условия его функционирования.

Информация о работе Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь