Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснить, какую роль играет малый бизнес в экономике. Основные задачи - дать определение термину «малый бизнес», изучить все его преимущества и недостатки, а также сравнить малый бизнес в Республике Беларусь с малым бизнесом в развитых странах.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса, его классификация и значение. 4
1.1. Определение малого бизнеса и его классификация. 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса. 5
2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса. 12
2.1. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы и США. 12
2.2. Опыт США и Германии в поддержке малых предприятий 15
3. Становление малого бизнеса в Республике Беларусь. 22
3.1. Особенности развития малого бизнеса в РБ. 22
3.2. Меры государственной поддержки. 26
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ-Малый бизнес.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Наиболее  перспективным для бизнеса считается  население в возрасте 25 - 44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этом возрастном интервале, страны с низким индексом предпринимательства – только 22%. В США в эту возрастную группу попадает 30% человек. Соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей в США составляет примерно 0,53. Считается, что перед женщинами в области предпринимательства стоит множество специфических барьеров: более слабое техническое образование, необходимость делить свое время между семьей и бизнесом и т.п.

     Следующим по важности фактором, влияющим на уровень  предпринимательства, считается уровень общего и специального образования. В этой области США обладает существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в соответствующем возрасте получают среднее и высшее образование.

     Существенный  стимул для предпринимателей – возможность  значительно повысить свой личный доход. Выявлено наличие зависимости между общей предпринимательской активностью и различием в индивидуальных доходах. Показатель разброса доходов измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Для большинства промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, и только в США он достигает 17. Группы населения  с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании, с другой стороны, они являются хорошей целью для амбициозных предпринимателей, желающих повысить свой уровень доходов. Проблема заключается в том, чтобы существование большой разницы в доходах не вывала социальных напряжений и стрессов и была приемлема для большинства населения. Эти условия есть в США, но они не приемлемы для многих стран Европы и Японии.

     Общая политика государства в сфере  экономики также оказывает значительное влияние на уровень предпринимательской активности, особенно, общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В странах, где хорошо развито предпринимательство, включая США, доход государства от налогов не превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают уровень 39-40%, то предприниматели теряют стимул к своей деятельности. Уровень развития предпринимательства очень сильно связан с политикой государства в сфере трудовых отношений, правом работодателя свободно нанимать и увольнять работников, и размерами дополнительных сборов на страхование, пенсионные фонды, медицинское обслуживание и т.п. В странах с высоки уровнем предпринимательства размер «социального налога» не превышает 12% ВВП. В США он составляет 7,5%, тогда как в других промышленно развитых странах он равен 22%, а при уровне в 37% предпринимательство практически замирает.

     Важным  отличием США от большинства других промышленно развитых стран является отношение общества к предпринимательству. В истории США предприниматели всегда играли и продолжают играть значительную роль. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в ХVIII-XIX веках, когда за океан из Европы устремились наиболее бесстрашные и предприимчивые представители самых разных стран. Американское общество всегда придавало большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан, которые не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. Поэтому у американца существует сильная мотивация и моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела. Для улучшения условий жизни.

       Американская среда очень благосклонна, относится к предпринимательству  как к самостоятельному, достаточно престижному виду социальной деятельности. Американское общество не клеймит неудачного предпринимателя позором, а часто наоборот вознаграждает его за то, что он брал на себя непосильное бремя риска. Так, венчурные капиталисты часто предпочитают инвестировать в проекты предпринимателей, потерпевших провал. Считается, что такой неудачник после анализа своего поведения будет лучше подготовлен к новому проекту.

     Высокому  уровню развития предпринимательства  в США способствует развитая деловая инфраструктура услуг – юристы, бухгалтеры, консультанты, которые специализируются на предпринимательстве. Новые, быстро растущие компании, как правило, испытывают нехватку средств и не могут нанять на полный рабочий день высококвалифицированных специалистов и оплачивать их труд по высоким ставкам. Поэтому они пользуются услугами сторонних организаций.

     Главный ресурс предпринимательства – это  люди, ориентированные на создание собственного дела и риск. К концу ХХ века США начали испытывать нехватку квалифицированного персонала, способного работать в предпринимательских фирмах, т.е. при отсутствии деловых инструкций и значительной свободы выбора и требуемой инициативы. Поэтому в США стали уделять большое внимание программам предпринимательства в средней школе.  В качестве существенного пополнения рабочей силы с необходимыми деловыми качествами рассматривается также иммиграция, особенно из бывших социалистических стран.

     Существуют  некоторые особенности в развитии малого бизнеса в Германии:

    - государство вмешивается в экономический процесс в той мере, в какой частный сектор не может приспособиться к изменившимся условиям деятельности

    - в Германии приоритет отдается  самостоятельности предприятий,  а не государственной поддержке

    - надбавки и субсидии покрывают,  как правило, небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании.

     По  данным Федерального министерства  экономики и технологии Германии, совокупность работников предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) и представителей свободных профессий (врачей, фармацевтов, адвокатов и др.) главным образом и образуют средний класс Германии – основную составляющую немецкого общества со средними доходами и владеющего частной собственностью.

     МСП руководят преимущественно их владельцы, работающие на них же, и отвечают за все экономические последствия своих действий в полном объеме. Следует подчеркнуть, что источник финансирования собственного бизнеса они находят не на финансовых рынках.

В настоящее время в Германии насчитывается  более 3,3 млн. МСП и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 99% налогоплательщиков. На МСП приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта.

     Важнейшие регулирующие функции немецкого  государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка  в стране и предусматривают основополагающие права на свободу предпринимательской деятельности (например, право заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы  и отделения, выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию) и частную собственность и распоряжаться ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами). Это законодательно закрепленные принципы самостоятельного предпринимательства.

Государство может вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся МСП. Антимонопольное законодательство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке.

     В придании стабильности финансовой и  валютной система Германии огромную роль играют независимый немецкий Центральный банк, Бундесбанк, Центральный европейский банк и банковское законодательство (в том числе и банковский надзор).

     В Германии приоритет отдается самостоятельности  предприятий, а не государственной  поддержке. Это означает, что неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии  адаптироваться к естественным изменениям в рыночных условиях, должны уйти с рынка. Государство не в праве защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики. Упор делается на использование рыночных механизмов. Принимаемые меры направлены преимущественно на решение проблем, возникающих по поводу не эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом.

     В Германии в отношении деятельности МСП решения принимаются на уровне федерации, земель, городских и земельных округов, общин.

С целью разгрузки органов государственного управления ряд функций по поддержке  МСП передан некоторым публично-правовым институтам, в частности специализированным банкам, таким как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например торгово-промышленные палаты и палаты ремесленников.

     Государственная поддержка малого и среднего бизнеса  в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности. Содействие выражается в представлении технологий и соответствующей экономической информации, а также финансировании из государственного бюджета экономических и политических консультаций и мероприятий по обучению и  повышению квалификации сотрудников и руководителей МСП.

     Инвестиционная  политика государства преследует также  региональные, научно-исследовательские, природоохранные и внешнеэкономические цели, которые выходят за рамки малого и среднего бизнеса. Однако внушительная часть оказываемой поддержки приходится как раз на его долю. Следует отметить и содействие развитию инфраструктуры этого бизнеса и не в последнюю очередь экономической, с тем, чтобы усилить конкурентоспособность МСП.

     Защищают  интересы МСП также ряд законов  и правовых актов (в частности положения антимонопольного законодательства и  нормативные документы по бухгалтерскому учету), касающиеся, в том числе инвестиций в создание инфраструктуры для малого и среднего бизнеса (среди них организации содействия экономическому развитию, экономические союзы, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы).

     Важное  значение имеет оказываемая МСП  косвенная финансовая помощь (вводятся налоговые льготы, освобождающие, например, от уплаты подоходного налога в определенных размерах, и особые формы амортизации для инвестиций в производство) и прямая,  занимающая одно из важнейших мест в регулировании экономики.

Выделяют  следующие разновидности прямой помощи:

  • Государственные инвестиционные надбавки/субсидии. Они очень редко представляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций.
  • Льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью. Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компаний в капиталах МСП, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.
 

  Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и  важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от осуществленных вложений. В полном объеме инвестиционное финансирование возможно прежде всего через льготные кредиты при условии, что МСП, подающие заявку на получение кредита, являются трудоспособными. Льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, но они обеспечивают стабильное долгосрочное финансирование значительной части проекта инвестора. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Льготное  кредитование по объему выделяемых на него финансовых средств является одним из самых важных инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса и одновременно наиболее рыночным.

     Льготное  кредитование МСП осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким заявителям не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность.

     В Германии также осуществляются кредитные  и консультационные программы для МСП. К ним относятся:

     - поддержка начинающих предпринимателей, она выражается в выдаче инвестиций  на льготных условиях и выдачи  так называемых кредитов начинающим предпринимателям.

Информация о работе Организация и функционирование малого бизнеса в Республике Беларусь